Развитие традиций в современном костюме
Анализ моделей, созданных по народным мотивам, которые были опубликованы в журналах мод за период 1950-1980 гг., показал, что художники в своей творческой деятельности обращались к формам, конструкции, декору, композиции (в том числе цвету и фактуре) и способам ношения или в целом к образно-ассоциативному представлению о первоисточнике. Определенная же ограниченность обращения художников к русскому народному костюму оправдывается отсутствием систематизированного исследования и доступности к этому источнику творчества.
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника. Это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится и к созданию костюма - бытового и сценического.
Современный специалист не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием национальной культуры.
Пути творческой трансформации первоисточника разнообразны. Дать творческому специалисту готовые рецепты, как сделать костюм красивым, выразительным, практически невозможно. Однако на основе изучения и анализа первоисточников автор учебника дает художнику-конструктору некоторые рекомендации, в т.ч. относительно путей развития ассортимента современного костюма (одежды, обуви).
В результате исследования искусства народного костюма, произведенного обмера и анализа кроя музейных экспонатов, реставрации конструкции, построения разверток поверхности элементов костюма впервые вскрыты простота и эстетическая выразительность элементарного конструктивного многообразия форм русского народного костюма с логичным и рациональным подходом к использованию материала. Такой путь к созданию разнообразных моделей рекомендуется применять также проектировщику, программирующему формы и композицию одежды на ткацком станке или трикотажной вязальной машине.
Рекомендуется широко создавать модели, форма которых образуется простыми технологическими средствами - драпированием полотнищ сборками, складками, защипами и т.п., развивая таким образом, например, ассортимент женского и детского платья на основе традиционных крестьянских рубах, сарафанов, передников.
Тонально-ритмическое и цвето-фактурное многообразие декоративных композиций вышивки и узорного ткачества и других приемов орнаментального решения русского народного костюма - богатейший творческий первоисточник для создания трикотажных, ткацких, набивных, вышитых современных орнаментальных композиций. Черты национального своеобразия могут проявляться также в моделях, выполненных из материалов, близких по структуре, фактуре, рисунку к крестьянскому ткачеству или народным набойкам.
Бесконечное богатство идей (в плане ассортимента, форм и приемов композиционно-конструктивного решения спортивных и спортивного типа курток, блуз и других изделий) содержат такие элементы русского народного костюма, как рубахи (мужские и женские) и различная верхняя одежда.
Выявленные конструктивно-композиционные решения женских рубах и сарафанов, сочетание в традиционном костюме рубахи с сарафаном или поневой рекомендуется использовать и трансформировать при создании композиции современных платьев и комплектов одежды.
Успешному решению задачи обеспечения населения разнообразной одеждой способствует правильный выбор материалов и оригинальных конструкций, соответствующих назначению, сезону и возрастным осо-бенностям. В качестве материала для зимней одежды в русском народном костюме издавна зарекомендовала себя овчина как превосходный материал, сочетающим в себе одновременно полный пакет для зимней одежды; кожевая ткань является лицевой стороной одежды, а волосяной покров - одновременно и подкладкой и утеплителем. Изделия из такого материала в силу климатических условий для жителей нашей страны являются органичной потребностью. Народная овчинная одежда представляет исключительную ценность для современного специалиста: он может определить пути дальнейшего проектирования одежды, исходя из функции, пластических и декоративных свойств материала.
Автор, разумеется, не призывает к возрождению в современном производстве и быту плетеной обуви из древесной коры (лапти, туфли, сапоги), но принципы композиционного и конструктивного построения форм русской плетеной обуви - создание ажурного (плетеного) орнамента, разнообразие решений такой обуви, сочетание различных способов плетения и т.п. - могут помочь дизайнеру найти оригинальные решения современной обуви.
Заслуживают внимания способы ношения русской народной плетеной и кожаной обуви в сочетании с вязаными чулками и шнурками (ремнями), которые могут служить основой для разработки новых моделей молодежной и детской обуви или целых ансамблей, комплектов.
В решении вопроса обеспечения населения страны удобной и красивой обувью важную роль играет правильный выбор материалов. Потребность в теплой зимней обуви на территории нашей страны сделала валяную обувь незаменимой, традиционной. Актуальность производства валяной обуви" сегодня не вызывает, пожалуй, ни у кого сомнений.
Основой современного художественного проектирования, в том числе формообразования предметной среды, является создание предметов потребления многофункционального использования. Упорядочение предметной среды подразумевает одновременно проектирование только самого необходимого, полезного и целесообразного. По такому принципу должен строиться и гардероб костюма современного человека. Принцип "минимального" при этом подразумевает максимальные возможности гардероба. Достичь такого можно, создавая трансформируемые формы, которые обеспечивают вариабельность и вместе с тем разнообразие композиций.
Элементы дизайна, присущие русскому народному костюму, в том числе обуви, обеспечивали широкий диапазон способов ношения, вариаций внутри формы, создавая тем самым разнообразие композиций костюма.
Художник-конструктор должен создавать модели и коллекции, в которых отражается действительность. Принципы композиционного построения народного костюма (в том числе обуви) - четкость форм и линий, логичность конструкции, подчинение декора форме, функции, материалу, конструкции - для специалиста сегодня являются примером дизайнерского подхода к созданию современных образцов.
Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует всегда принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное; поэтому было бы неправильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.
Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве - путь развития и обновления современного костюма.