Развитие традиций в современном костюме

Анализ моделей, созданных по народным мотивам, которые были опубликованы в журналах мод за пери­од 1950-1980 гг., показал, что художники в своей твор­ческой деятельности обращались к формам, конструк­ции, декору, композиции (в том числе цвету и фактуре) и способам ношения или в целом к образно-ассоциа­тивному представлению о первоисточнике. Опреде­ленная же ограниченность обращения художников к русскому народному костюму оправдывается отсут­ствием систематизированного исследования и доступ­ности к этому источнику творчества.

Коллекции русского народного костюма, хранящи­еся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельст­вом неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в об­ласти национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструк­тивно-композиционных решений, красочность эле­ментов и всего костюма в целом, изящество и неповто­римость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника. Это - своеоб­разная академия знаний и творческих идей для специа­листов современного костюма.

Без глубокого изучения традиций невозможно про­грессивное развитие современного искусства. Это от­носится и к созданию костюма - бытового и сценичес­кого.

Современный специалист не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а се­годня является достоянием национальной культуры.

Пути творческой трансформации первоисточника разнообразны. Дать творческому специалисту готовые рецепты, как сделать костюм красивым, выразитель­ным, практически невозможно. Однако на основе изу­чения и анализа первоисточников автор учебника дает художнику-конструктору некоторые рекомендации, в т.ч. относительно путей развития ассортимента современ­ного костюма (одежды, обуви).

В результате исследования искусства народного костюма, произведенного обмера и анализа кроя му­зейных экспонатов, реставрации конструкции, постро­ения разверток поверхности элементов костюма впер­вые вскрыты простота и эстетическая выразительность элементарного конструктивного многообразия форм русского народного костюма с логичным и рациональ­ным подходом к использованию материала. Такой путь к созданию разнообразных моделей рекомендует­ся применять также проектировщику, программирую­щему формы и композицию одежды на ткацком стан­ке или трикотажной вязальной машине.

Рекомендуется широко создавать модели, форма которых образуется простыми технологическими средствами - драпированием полотнищ сборками, складками, защипами и т.п., развивая таким образом, например, ассортимент женского и детского платья на основе традиционных крестьянских рубах, сарафанов, передников.

Тонально-ритмическое и цвето-фактурное много­образие декоративных композиций вышивки и узор­ного ткачества и других приемов орнаментального ре­шения русского народного костюма - богатейший творческий первоисточник для создания трикотаж­ных, ткацких, набивных, вышитых современных орна­ментальных композиций. Черты национального свое­образия могут проявляться также в моделях, выпол­ненных из материалов, близких по структуре, фактуре, рисунку к крестьянскому ткачеству или народным на­бойкам.

Бесконечное богатство идей (в плане ассортимента, форм и приемов композиционно-конструктивного ре­шения спортивных и спортивного типа курток, блуз и других изделий) содержат такие элементы русского народного костюма, как рубахи (мужские и женские) и различная верхняя одежда.

Выявленные конструктивно-композиционные ре­шения женских рубах и сарафанов, сочетание в тради­ционном костюме рубахи с сарафаном или поневой рекомендуется использовать и трансформировать при создании композиции современных платьев и ком­плектов одежды.

Успешному решению задачи обеспечения населе­ния разнообразной одеждой способствует правильный выбор материалов и оригинальных конструкций, соот­ветствующих назначению, сезону и возрастным осо-бенностям. В качестве материала для зимней одежды в русском народном костюме издавна зарекомендовала себя овчина как превосходный материал, сочетающим в себе одновременно полный пакет для зимней одеж­ды; кожевая ткань является лицевой стороной одежды, а волосяной покров - одновременно и подкладкой и утеплителем. Изделия из такого материала в силу кли­матических условий для жителей нашей страны явля­ются органичной потребностью. Народная овчинная одежда представляет исключительную ценность для современного специалиста: он может определить пути дальнейшего проектирования одежды, исходя из функции, пластических и декоративных свойств мате­риала.

Автор, разумеется, не призывает к возрождению в современном производстве и быту плетеной обуви из древесной коры (лапти, туфли, сапоги), но принципы композиционного и конструктивного построения форм русской плетеной обуви - создание ажурного (плетеного) орнамента, разнообразие решений такой обуви, сочетание различных способов плетения и т.п. - могут помочь дизайнеру найти оригинальные реше­ния современной обуви.

Заслуживают внимания способы ношения русской народной плетеной и кожаной обуви в сочетании с вя­заными чулками и шнурками (ремнями), которые мо­гут служить основой для разработки новых моделей молодежной и детской обуви или целых ансамблей, комплектов.

В решении вопроса обеспечения населения страны удобной и красивой обувью важную роль играет пра­вильный выбор материалов. Потребность в теплой зимней обуви на территории нашей страны сделала ва­ляную обувь незаменимой, традиционной. Актуаль­ность производства валяной обуви" сегодня не вызы­вает, пожалуй, ни у кого сомнений.

Основой современного художественного проекти­рования, в том числе формообразования предметной среды, является создание предметов потребления мно­гофункционального использования. Упорядочение предметной среды подразумевает одновременно про­ектирование только самого необходимого, полезного и целесообразного. По такому принципу должен стро­иться и гардероб костюма современного человека. Принцип "минимального" при этом подразумевает максимальные возможности гардероба. Достичь тако­го можно, создавая трансформируемые формы, кото­рые обеспечивают вариабельность и вместе с тем раз­нообразие композиций.

Элементы дизайна, присущие русскому народному костюму, в том числе обуви, обеспечивали широкий диапазон способов ношения, вариаций внутри формы, создавая тем самым разнообразие композиций костюма.

Художник-конструктор должен создавать модели и коллекции, в которых отражается действительность. Принципы композиционного построения народного костюма (в том числе обуви) - четкость форм и линий, логичность конструкции, подчинение декора форме, функции, материалу, конструкции - для специалиста сегодня являются примером дизайнерского подхода к созданию современных образцов.

Анализируя историю народного костюма, рассмат­ривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует всегда принимать во внима­ние и тот факт, что костюм, мода - явление интернаци­ональное; поэтому было бы неправильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.

Достижение единства в многообразии и многообра­зия в единстве - путь развития и обновления современ­ного костюма.

Наши рекомендации