Оставим научные объяснения в стороне
Визирование осуществляется, конечно, всегда приблизительно и может содержать ошибки. Но этот метод, иногда именуемый «синтетической перспективой», с вполне удовлетворительными результатами использовался художниками на протяжении веков. Другие системы перспективы, разумеется, очень полезно знать, и они усили-
Рис. 17.27. Пример визирования в рисунке студента Марка Рула
Художник внутри вас
Рис. 17.28. План и разрез комнаты Винсента Ван Гога, которую он изобразил в своей картине «Комната Винсента*, показывающие художника, визирующего сцену, держа кисть в вытянутой руке. Схемы взяты из книги Фреда Дюбери и Джона Уиллатса «Перспектива и другие системы рисования*, 1972
вают вашу власть над пространством. Но для новичка в рисовании визирование, комбинируемое с другими компонентными навыками, — исключительно полезный навык. Винсент Ван Гог, например, который был практически самоучкой, наверняка пользовался этой техникой, работая над картиной «Комната Винсента» (рис. 17.28 и 17.29).
Я, конечно, понимаю, что все эти объяснения и упражнения представляются техническими, арифметическими и скучными. Но имейте в виду, что одновременно с освоением навыка визирования вы также учитесь сплетать воедино три первых навыка, составляющих умение рисовать, — восприятие краев, негативных пространств и пропорциональных соотношений. И хотя сложность рисования невозможно отрицать, этот навык, однажды изученный, становится легким и
почти автоматическим — как и любой другой сложный,
комплексный навык.
Мышление в пропорции и перспективе
Вернемся к нашей основной заботе — как навыки визирования связаны с решением проблем и процессом творческого мышления? Важность умения видеть окружающий мир «в пропорции и перспективе» совершенно очевидна. И пропорции, и перспектива предполагают, что мы выстраиваем свое восприятие в надлежащих соотношениях, выстраиваем части проблемы в порядке их относительной важности. Американцы часто говорят: «Он раздувает это дело, не соблюдая никаких пропорций» или
Рис. 17.29.
Винсент Ван Гог(1853-1890). «Комната Винсента*, 1888. Холст, масло. С разрешения Чикагского института изобразительного искусства
Визирование соотношений и пропорций
«Она совершенно потеряла перспективу». В каждом случае создается впечатление, что человек, которого подвергают такой критике, в каком-то смысле исказил проблему — может быть, переоценил или недооценил важность некоторой ее части. Или, может быть, человек занял нереалистическую позицию в отношении проблемы — например, слишком отдалился от нее, чтобы четче «видеть» детали, или, наоборот, слишком приблизился, чтобы увидеть «картину целиком». Я считаю, что визуальные навыки визирования помогают тренировать мозг, чтобы он мог «измерять» пропорциональные различия и воспринимать проблему такой, какая она есть на самом деле.
Конечно, наблюдения человека бесконечно многообразны. Но при решении проблем не менее важны и постоянные факторы. Вспомните, что постоянные факторы — это, по определению, те, что нелегко изменить, с которыми можно сравнивать, которым можно противопоставлять другие факторы. Игнорирование констант в любой ситуации, неуемное фантазирование приводят к ошибкам восприятия и неэффективным решениям. И визуальные навыки визирования обучают мозг избирательно использовать константы, по отношению к которым проблему можно увидеть в пропорции и перспективе.
Давайте применим этот новый навык визирования в деле творческого мышления.