Упражнение 4. « Танец ручейка»
Детям выдаются длинные ленты, закрепленные на палочках. Включается музык под руководством ведущего дети танцуют с лентами.
Затем дети лежа расслабляются, слушают свое дыхание, сосредотачивая внимание на мышцах живота. В конце выдоха мышцы живота с некоторым напряжением втягиваются внутрь, на вдохе расслабляются.
Лист кувшинки плыл все дальше и дальше. Мимо пролетал майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. Там майский жук покормил Дюймовочку сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем не похожа на жука.
Упражнение 5. «Любование»
Выбирается Дюймовочка, садится на стульчик. Каждый «жук», подлетая к «Дюймовочке», должен ласково погладить ее по плечу, голове или рукам и выразить свое восхищение, напри- мер: «Какая ты красивая (прелестная, замечательная, удивительная, чудесная, восхитительная)». Или: «Какие у тебя красивые (волосы, плечи, глаза...)».
Потом к ним пришли с визитом другие жуки, которые жили на том же дереве, оглядели Дюймовочку с ног до головы и нашли, что она совершенно некрасива, потому что не похожа на них. — У нее только две ножки! Какое убожество! — У нее даже нет усиков!
— Какая у ней тонкая талия!
— Фи, она похожа на человека!
Упражнение 6 « Отвращение».
Дети ходят вокруг Дюймовочки, разглядывают, чем она не похожа на жуков. Потом по очереди высказывают свое отвращение:
— Фи, у нее же нет усиков!
— Но у нее только две ножки, а у нас их — целых шесть! — Какая у нее безобразно тонкая талия!
— Фу, у нее совсем нет крыльев. Какое убожество! — Фи, она похожа на человека! Совсем некрасива!
Ит. д.
Ведущий подбадривает ребенка, исполняющего роль Дюймовочки, говоря, что жуки абсолютно не правы, потому что Дюймовочка была самым очаровательным и прелестным созданием.
На самом деле Дюймовочка было прелестна. Она не стала обижаться на жуков и подружилась с другими обитателями леса: стрекозами, муравьями и бабочками.
По утрам Дюймовочка ела сладкий цветочный мед и пила росу. Днем слушала птиц и танцевала с бабочками. Все лето прожила Дюймовочка в лесу.
Упражнение 7. «Танец с бабочками»
Ведущий включает спокойную, тихую музыку, и дети танцуют с газовыми платками. Движения — мягкие, спокойные, плавные.
Заключение
«Всю волшебную силу мы истратили, поэтому попрощаемся с Дюймовочкой до следующего занятия».
ЗАНЯТИЕ 4. «ДЮЙМОВОЧКА». ЧАСТЬ II
(По сказке Г. X. Андерсена)
Программное обеспечение:
1. Продолжить формировать умение произвольно концентрировать внимание на разные группы мышц.
2. Развивать произвольное внимание: умение слушать и слышать своё дыхание.
3. Активизировать детей на проявление чувств любви и доверия.
4. Учить умению успокаивать нервную систему, погружаясь в состояние покоя и расслабления.
5. Формировать способность концентрироваться и управлять мыслительными образами.
6. Нормализовать темп и ритм речи.
7. Активизировать лучшие черты ребёнка чувствительности, восприимчивости к окружающему миру.
Необходимые материалам: красивый цветок, газовые платки, ленты, искусственные цветы, куклы-марионетки, камни, кусок ткани (не менее чем 1,5 х 1,5 м).
Вступление
«Сегодня мы продолжаем путешествие по сказке "Дюймовочка". Давайте вспомним, чем закончилось прошлое занятие».
Так прошло лето, прошла и осень. Начиналась длинная холодная зима. Холод пробирал Дюймовочку насквозь. Пошел снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки тем же, что для нас целая лопата снега. Дюймовочка совсем озябла и пошла из лесу искать себе приют на зиму.
Упражнение 1. «Холод»
Дети идут по кругу и «мерзнут».
«Мерзнуть приятно?» А как по-вашему, ваши руки, лица, плечи сейчас расслабленные или напряженные? А напряженные (почувствуйте) — значит, какие? (Скованные, жесткие, твердые, беспокойные.)»
Детям предлагается потрогать, пощупать мышцы рук, плеч, чтобы убедиться, что они твердые, жесткие, скованные.
Дети продолжают идти по кругу, «мерзнуть» и слушают продолжение сказки.
Долго брела Дюймовочка по лесу, наконец вышла в большое поле. А там, в поле, она наткнулась на норку полевой мыши. «Ах ты, бедняжка! — сказала полевая мышь. — Ну, иди сюда, погрейся да поешь со мной».
Упражнение 2. «Тепло»
Ведущий от имени полевой мыши нежно гладит каждого ребенка по плечам, рукам. Ребенок тотчас же перестает «мерзнуть», расслабляется и садится на пол. Ведущий обращает внимание детей на то, что расслабленные мышцы становятся мягкими, спокойными, свободными.
— Ты мне нравишься, — сказала полевая мышь. — Оставайся у меня на зиму. Дюймовочка и осталась. — Скоро у нас будет гость, — сказала как-то полевая мышь,— он носит роскошную шубу из черного бархата. Выходи за него замуж:, с ним не пропадешь. Только он слепой и не любит солнца.
Упражнение 3. «Крот»
Один ребенок — «крот», а кто-то из остальных детей прини- мает какую-либо позу. «Кроту» завязывают глаза, и он на ощупь пытается определить позу другого ребенка и повторить ее с за- крытыми глазами.
Однажды, гуляя с Дюймовочкой по подземному ходу, крот остановился и сказал. «Здесь лежит мертвая птица». Это была ласточка.
Ночью, когда все уснули, Дюймовочка пробралась к птице и накрыло ее ковром из травинок, сухого мха и пуха. «Прощай, милая ласточка!» — сказала Дюймовочка и прижалась головой к шелковистым перышкам на груди у птицы. И вдруг онауслышалс стук сердца. Ласточка была
Упражнение 4. «Стук сердца»
Дети разбиваются на пары. Один в паре — «ласточка», другой — «Дюймовочка» «Ласточка» ложится на пол, а «Дюймовочка» слушает стук ее сердца, приложив ухо к груди.
«Ласточка» лежит с закрытыми глазами, не двигается, слушает ощущения в теле прикосновения «Дюймовочки».
Потом дети меняются ролями, и упражнение повторяется.
Всю зиму Дюймовочка ухаживала за ласточкой, а когда насту- пила весна, они расстались, и ласточка скрылась в зеленом лесу.
А слепой крот приходил каждый вечер и все болтал о том, что, когда закончится лет они с Дюймовочкой сыграют свадьбу. Дюймовочка вовсе не любила скучного крота, не она была очень послушна и не хотела огорчать полевую мышь. А мышь наняла пауков-ткачей, и они ткали круглые сутки, чтобы приготовить Дюймовочке ткань на свадебный наряд.
Упражнение 5. «Путаница»
Дети стоят в кругу и держатся за ткань. Задача детей — не выпуская ткань из рук запутаться, то есть вместо круга создать другую фигуру. Дети несколько раз
запутываются и распутываются. «Как вам было приятнее, когда вы были запутанными или распутанными?»
И вот наступила осень. Дюймовочка в последний раз вышла полюбоваться солнышком. Она подняла голову и вдруг увидела свою милую ласточку. «Садись ко мне на спину, — сказала ласточка, — и мы улетим с тобой далеко-далеко, туда, где стоит вечное лето и всегда цветут цветы».
Упражнение 6. «Полет»
Вариант 1. Ведущий и ассистент (взрослый) держат досочку. Каждый ребенок по очереди встает на досочку, и его несут на ней от одного конца ковра до другого.
Варианта 2. Дети берут в каждую руку по газовому платку и «летят» по кругу, выполняя мягкие, плавные взмахи.
Затем они опускают руки, расслабляются и отпускают усталость, напряженность, тяжесть.
А в теплых краях росли пышные, зеленые деревья и чудесные цветы. Ласточка посадила Дюймовочку на лепесток одного из цветов. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона. Это был король эльфов и настоящий жених. Не то что сын жабы или крот в бархатной шубе. Из каждого цветка вылетели эльфы и закружились в веселом хороводе.