Выражение характера изображаемых

ЖИВОТНЫХ. ЖИВОПИСЬ

Вид занятий:рисование по памяти и представлению.

Цели и задачи:знакомство с анималистическим жанром; дать представление о выражении художником-анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности; развитие творческих способностей, на­блюдательности, внимания к природе, желания беречь и заботиться о ней, ее представителях; графических навыков, мелкой моторики рук; укрепление межпредметных связей (чтение, биология, геогра­фия); воспитание художественной культуры.

Оборудование урока: для учеников - гуашь (2-3 цвета или один цвет), игрушки и сувениры, изображающие животных, иллюстрации книг.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, ре­продукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Вас­нецов, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое, Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Вин­чи «Наброски коня» и др.; фотографии скульптуры египетской бо­гини Бастет, конных скульптур П. Клодта; рисунки художников, студентов, детей.

Литературный ряд: Дж. Р. Киплинг «Маугли», С. Мар­шак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», Е. Благинина «Котёнок» и др. или другие сказки о животных, загадки (где гово­рится о характере животных-героев).

Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии для инструмен­тального ансамбля «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

- Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и

злые. Мастер Изображения старается передать их характер и на­строение.

- Что Мастеру в этом помогает?

Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера и крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие- или маленькие глаза; через выразительные детали: лох­матую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувст­вовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Рассмотрим работы художников.

выражение характера изображаемых - student2.ru выражение характера изображаемых - student2.ru

Это настоящий медведь. Этих веселых Мишек нарисовал художник Е. Чарушин.



выражение характера изображаемых - student2.ru

Красивая и хитрая лиса изящна, грациозна. Художник Е. Чарушин изобразил забавную лисичку.

Мир животных величественный и гордый. В одном рисунке художник В. Ватагин создал суровый и гроз­ный образ зверя, а в другом - печальный.

выражение характера изображаемых - student2.ru

В. Ватагин. Пантера. Тушь, перо

На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.

выражение характера изображаемых - student2.ru

В. Ватагин. Бегемот. Карандаш

А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлитель­ным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного груст­ным и печальным.

выражение характера изображаемых - student2.ru

У веселых непоседливых обезьян бывает разное настроение. Эта (на фотографии) чем-то удивлена, обезьяне очень грустно. Она задумчива и спокойна. А эта (на рисунке) обезьяна, наоборот, весела и подвижна.

выражение характера изображаемых - student2.ru

Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам гро­зит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» (см. рис. на с. 74).

Загадки:

Глазастая, зубастая,

Хвостом виляет,

В океане промышляет. (Акула.)

Кто по веткам ловко скачет,

Кто взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (Зебра.)

С. Маршак

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса,

Кто это? (Лиса.)

Сядет, хвостик распушит,

Быстро шишку шелушит,

Спрыгнет вниз, сорвёт грибок,

Заготавливает впрок. (Белка.)

Лепит под плетнём

И крутит хвостом,

А то и в грязной луже -

И ничуть не тужит. (Свинья.)

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала! (Щука.)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил её за хвост, но - ах!-

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)

КОТЁНОК

Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?..

Я взяла его домой,

Накормила досыта...

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть - как бархат,

Хвост - трубой...

До чего ж хорош собой!

Е. Благинина

III. Работа над заданием.

Изобразить животное, показав его характер и настроение: весе­лое, стремительное, угрожающее, трусливое (используя образы сказочных животных).

Основные этапы работы художника-анималиста над изо­бражением животного, птицы:

1) Анализ основных форм, частей тела.

2) Уточнение пластики, характерных движений.

3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).

5) Изучение среды.

Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок (с помощью работ учащихся, схем и таблиц на доске, пояс­нений и устного анализа). Уточнение формы, движения.

- Какие книги, фильмы о животных вы смотрели, читали?

- Знаете ли вы, что такое «Красная книга природы»?

IV. Итоги урока.

Экспресс-выставка (по возможности) из лучших работ. Оценка выполненных работ. Требования к работам:

- анатомически верные;

- соблюдение пропорций;

- передача движения;

- прорисовка мелких деталей (шерсть, глаза и др.).

- общая завершенность, выразительность;

- аккуратность исполнения.

Можно сгруппировать рисунки детей так, чтобы рядом оказа­лись противоположные по характеру образы.

Урок 17

Наши рекомендации