Тема: «КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ
Вид занятия:работа в технике «гратташ» (процарапывание).
Цели и задачи:дать представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов; знакомство с народными художественно-декоративными промыслами; формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах его организации (симметрия, ритм, условность цвета); развитие образного представления, фантазии; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Оборудование урока: желток, воск.
Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, бижутерии, бисерного и другого шитья, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; рисунки детей; репродукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам: М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Берёзове».
Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
П. Беседа по теме урока.
Мастер Украшения учится у природы, но без собственной фантазии невозможно создать ни одного украшения, изображения. Красоту инея, паутинок, снежинок, пены набегающей волны, росинок на траве художник, фантазируя, преображает и превращает в кружева и ткани, в бусы и короны, в узоры, орнаменты, украшения.
На уроке показываются украшения, изделия (кружева, бижутерия, вышивка и т. д.), в которых отражены уже знакомые детям элементы природы.
- Народные мастерицы дали ласковые названия своим узорам. Прочти их названия:
«Гулички» «Комар» |
«Звездочки»
Елочка
Репей
Мастер Украшения - это художник, который создает украшения для человека. Посмотрим на украшения с драгоценными камнями, ведь это листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника! Например, художник, после того как сконструировал форму кокошника- старинного женского головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него. А вот рыбка - ее рисунок и сочетания цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.
-Рассмотрим это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?
Так родилось декоративно-прикладное искусство.
Справка. Декоративное искусство (от лат. decoro - «украшаю») - один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется- на 1) связанное с архитектурой - монументально-декоративное искусство (витражи, мозаика, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.); 2) декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и 3) оформительское искусство.Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. В декоративно-прикладном искусстве польза и красота всегда рядом. Предметы должны быть
не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры по ткани, узоры ковра - все это требует большого мастерства.
Однако декоративные произведения демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства выпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о стилевом единстве в декоративном искусстве определенной исторической эпохи.
Художественная промышленность (куда относятся и народные художественные промыслы) - это массовое производство декоративно-прикладных художественных изделий по проектам и моделям художников. К отраслям художественной промышленности относятся: художественно-текстильная промышленность, силикатная и керамическая, производство мебели, ковров, обоев и другое. До появления фабрик они осуществлялись ремесленными цехами, затем мануфактурами. В XX веке на них работают квалифицированные мастера декоративного искусства, а современная техника дает разнообразные возможности. Современные промыслы сложились на базе древнего народного искусства. Традиционные центры славятся своими изделиями и внутри страны, и за ее пределами. Наряду с мастерами, объединенными в традиционных центрах, существует целая армия мастеров-одиночек, следующих в своем творчестве народной традиции.
Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства начинают развиваться в новых районах, где их раньше не было. Распространение народных промыслов является следствием их популярности. Поэтому отдельные города, области, края, республики стремятся создать у себя предприятия по изготовлению художественных изделий в народном характере, гордятся ими и широко рекламируют их. И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных» роботов, механические руки, - живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими руками сработанная вещь, в которой можно выразить себя, свои чувства, проявитьсвои смекалку, умение и терпение, вкус, - эта вещь всегда найдет себе место среди стандартных промышленных изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление - в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом.
В нашей стране в области керамики славятся: Гжель, игрушки Дымково иФилимоно, Скопин. Резьба и роспись по дереву: Городец, игрушки Сергиев Посада и Богородского, Хохлома. Вышивка и кружево: Набойна. Особенно знамениты елецкие кружева, павлово-посадские платки, вязаные вещи Архангельской области, украшенные вышивкой, бисером меховые вещи, сработанные на Севере; ковры Дагестана.
В области художественного металла: каслинское литье, серебро с чернью Великого Устюга, кубачинские изделия, ростовская финифть, ювелирные изделия Мсте-ры и села Красное (Костромская область), златоустовская гравюра на стали. Художественные изделия из кости и камня Архангельска, Тобольска и Чукотки. Русские художественные лаки: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй, подносы Жостово.
Россия - многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И каждый народ имеет свое декоративно-прикладное искусство. Общей основой изделий народных мастеров, народных умельцев является их практическая направленность (посуда, полотенце, одежда, шкатулки и т. п.). Также на изделиях умельцев разных народностей есть украшения в виде орнамента. Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами других народов (ритмическое построение, растительные и геометрические формы животного мира, общее композиционное решение - формат, цветовую гамму), все же отличается своими особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов и т. д. Большим своеобразием отличаются орнаменты народов мира. Географические особенности очень влияют на рисунок, колорит, композицию орнамента каждого народа.
III. Работа над заданием.
Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.).
Работа в технике «гратташ» (процарапывание).
Этапы выполнения задания:
1) Грунтовка листа:
- расположить лист перед собой, отчертить сверху-снизу, справа-слева по 3-4 см, сделать внутреннюю рамку;
- подготовить мягкий желток (растопить воск), распределить между учащимися (по рядам, на 2-3 парты; яйца и воск свечи приносят дети);
- загрунтовать желтком (воском) внутренний прямоугольник, промывая кисть в конце работы;
- загрунтовать 2-3 раза тушью или черной (можно цветной) гуашью так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро, аккуратно, не растирая по одному месту более 2-3 раз кистью до высыхания; - высушить;
- на полях - рамке - придумать сюжет будущего рисунка, сделав маленький эскиз в карандаше.
2) Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на отдельном листе:
- разная сила штриха;
- короткий и длинный штрих;
- разная ширина просветов между штрихами.
3) Рисунок узора выполнить процарапыванием, рисовать тонкой кисточкой белой гуашью. Контур «изделия» обводят по трафарету.
Справка. Орнамент (от лат. ornanentum - «украшение») - узор, построенный на ритмическом чередовании, организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый. Орнамент можно нарисовать графическим материалом, написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу, его можно сплести в виде кружева, циновки. Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (готику, барокко, модерн мы угадываем сразу).
Симметрия (от греч. symmetria) - соразмерность.
Гармония (от греч. hannonia) - связь, стройность, соразмерность.
Ритм (от греч. rhythmos) - чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. д.), происходящее с определенной последовательностью, частотой.
Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок.
Требования к рисункам:
- равновесие, соразмерность;
- оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно);
- умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалом, изобразительной техникой;
- аккуратность, не должно быть прорезов бумаги, дырок.
Справка. Способом «процарапывание» пером или острым инструментом картона или бумаги, залитых тушью, пользуются многие художники, называется такая техника - «граттаж» (от франц. - «скрести, царапать»).
IV. Итоги урока.
Экспресс-выставка. Оценка выполненных работ, отбор лучших рисунков. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание:посмотреть в детских книжках украшения сказочных героев.
Урок 14