Тема: «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА». ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ

Вид занятий:рисование по памяти и представлению.

Цели и задачи:знакомство с образом сказочной птицы в рус­ском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жан­ре анималистки; повтор изученного о «теплых» и «холодных» цве­тах, цветовом круге, контрастных цветах; закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлот-ными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отношения к действи­тельности, фантазии и умения творчески преображать формы ре­ального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока: для учащихся - гуашь (2-3 краски или холодная или теплая гамма), крупные и мелкие кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной), фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, сувениры, игрушки.

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических жи­вотных и птиц в русской деревянной и каменной резьбе, в европей­ском и восточном искусстве; М. Врубель «Царевна-Лебедь»; мето­дические таблицы «Цветовой круг», «Творческая переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Пе­тушке», стихотворения, фольклор.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкаль­ных произведений на темы сказок.

Ходурока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока. Знакомство с образом волшеб­ной птицы в русском фольклоре и других народов мира.

- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? («Фи-нист — ясный сокол», А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар-птица в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок», Матеуш - попугай в сказке Я. Бжех-вы «Академия Пана Кляксы», серены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Вини-Пух и ece-ece-ece» А. Милна (пер. Б. Заходера) и др.)

Целесообразно зачитать некоторые литературные отрывки.

В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворон­ки» - вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме челове­ка зиму. Был обычай, весело заклиная птиц, петь песенки про птиц (закличка - просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето):

Жавороночки, прилетите к нам,

Красно летичко принесите к нам,

А зимушку унесите от нас.

Синички - сестрички,

Чечётки - тетки,

Кулички - мужички,

Скворцы - молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите,

С шёлковой травой,

С жемчужною росой,

С тёплым солнышком

С пшеничным зёрнышком!

Курлы, курлы, курлы!

Летят, летят журавли!

Курлы-си, курлы-си,

По Руси! По Руси!

Кукушечка, кукушечка,

Серая ребушечка,

Покукуй в лесу:

«Ку, ку» -Сколько лет я проживу?

Показать изделия, фотографии вещей, украшенных стилизо­ванными рисунками птиц (приамурские узоры, скопинские гончар­ные изделия, дымковская и филимоновская игрушки, птицы из щепы Архангельской области). Объяснить, как таким рисунком укра­шаются полезные в быту вещи (в технике вышивки, аппликации, росписи).

- Должен ли художник, создающий подобные изображения, знать птиц, их повадки? Можно ли отнести создание такого худо­жественного образа к жанру анималистки? (Отчасти, так как форма декоративно перерабатывается.)

Наглядно раскрыть принцип творческой переработки реальных форм в декоративные с помощью методических таблиц, фотогра­фий живых птиц и изображений птиц (на изделиях).

Тема: «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА». ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ - student2.ru Тема: «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА». ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ - student2.ru

Объяснить, что птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художником будут учитываться гармонич­ные сочетания цветов в росписи. Рассмотреть методические табли­цы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», как брать соче­тания контрастных цветов, сближенных, теплых и холодных сочетаний.

III. Выполнение упражнений на освоение «теплых» и «хо­лодных» цветов.

Вспомнить радугу. Расположить в порядке ее цветов все фло­мастеры, которые дети смогли найти дома (или старые цветные карандаши). Разделить на 3 группы цветов («теплые», зеленые, «холодные»). Показывая попарно рядом расположенные фломасте­ры, спросить, какой из них «холодный», а какой «теплый»? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не рядом.

- Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый.) - А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Чер­ный, чуть-чуть и очень осторожно.)

Тема: «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА». ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ - student2.ru IV. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся: «Птица - фантазия «Сказочная птица».

Учитель. Особое условие при выполнении работы: вы изображаете свою птицу либо в холодном, либо в теплом колорите. Значит, вы должны выбрать

те краски из 7 цветов раду­ги, которые вам подойдут, и допол­нительно получить смеси цветов на их основе.

Также условием будет выполнить фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете-фон в «холодном», и наоборот).

Учитель поощряет яркие, красочные изображения птиц, в кото­рых проявляется фантазия детей, увлеченность процессом изобра­жения.

V. Итоги урока.

Можно выполнить из работ учащихся коллективное панно либо в виде полосы, либо в виде прямоугольников (4-6 работ), приду­мать название.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание:вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, кентавр, русалка). Нарисовать «невидан­ного зверя» (рисунок - психологический тест), соединяя воедино элементы разных животных, птиц, насекомых и даже растений.

Урок 11

Тема: «УЗОРЫ ПАУТИНЫ».

УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ,

УКРАШЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Вид занятий:рисование узора паутинки.

Цели и задачи:ознакомить с деятельностью художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы; дать общее понятие о дизайне; выбор единого изобразительного материала и техники изображения для фона и изображения узора; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание); дать представление об использовании линейной и центральной симметрии; отработка графических навыков.

Оборудование урока: тонированная бумага (или белая), уголь, пастель, мел (если бумага черная), тонкая кисть, тушь или гуашь (один цвет), лак для волос, сладкая вода. Литературный ряд: загадки по теме. Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на кам­нях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабо­чек и насекомых, цветы и т. д.).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

На уроке беседа ведется от имени Мастера Украшения, расска­зывающего об истоках работы художника, о том, что украшение, красота, используется самой природой, ею рождена; человек на­блюдает, заимствует у природы и продолжает ее работу, создавая свой вещественный мир.

Дети могут (с помощью учителя) догадаться, что именно в при­роде художник находит образы кружев, узоров для тканей, платьев, обоев, ювелирных украшений, предметов быта и т. д.

Учитель. Посмотрите, как природа умеет себя украсить. Снежинки - они хрупки и изящны. И ни один узор в них не повто­ряется. Сосульки, как хрустальные подвески, украшают наши дома зимой. Морозные узоры на стекле тоже похожи на украшения. Они напоминают сказочные деревья, цветы. В глубинах океана живут удивительные создания: раковины, морские звезды, рыбы, водо­росли. И их природа украсила ярко и пестро. А как много укра­шенных созданий в лесу, поле: природа щедро украсила листья, цветы и многих лесных жителей!

- А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно разглядеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся на­секомых. Паутинки тоже украшение леса.

Загадки:

Он сети, как рыбак, готовит,

А рыбы никогда не ловит. (Паук.)

Одежды не шью,

А ткань всегда тку. (Паук.)

Муха охнула сперва:

- Ах, какие кружева!

А попала в кружева –

И пропала голова!

Бедняжка, словно в тине,

Увязла в... (паутине).

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберёт. (Иней.)

Какой это мастер

На стекле нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз.)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это - клён, а это - ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной! (Мороз?)

Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса.)

III. Работа над заданием.

Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими мате­риалов.

Возможны несколько вариантов рисунка: а) на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, ryaшь

б) тем же, но на тонированной бумаге;

в) на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для во­лос, сладкая вода).

Тема: «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА». ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ - student2.ru

Этапы рисования узора паутинки:

1) лист расположить горизонтально;

2) вписать в него квадрат (его сторона почти равна меньшей стороне листа);

3) поделить лист вертикально, горизонтально, пополам по двум диагоналям;

4) затем рисовать узор паутинки (либо прямыми, либо вогну­тыми линиями);

5) дорисовать узор дополнительными элементами (паучок, на­секомые).

Если паутинку нарисовать разноцветными мелками, будет по­хоже, что она освещена солнцем.

IV. Итоги урока.

Просмотр, анализ выполненных работ, отбор лучших. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание:посмотреть, какие из природных мо­тивов можно угадать в различных украшениях, встречаемых деть­ми вокруг.

Урок 12

Наши рекомендации