Классификация материалов по их возгораемости

Негорючие материалы – материалы, которые не горят под воздействием источника зажигания (естественные и искусственные неорганические материалы – камень, бетон, железобетон).

Трудногорючие материалы – материалы, которые горят под воздействием источников зажигания, но неспособны к самостоятельному горению (асфальтобетон, гипсокартон, пропитанная антипиритеческими средствами древесина, стекловолокно или стеклопластик).

Горючие материалы – вещества, которые способны гореть после удаления источника зажигания.

Условия протекания и стадии пожара

Для того чтобы произошло возгорание, необходимо наличие трёх условий:

– горючие вещества и материалы;

– источник зажигания открытый огонь, химическая реакция, электрический ток;

– наличие окислителя, например кислорода воздуха.

Для того чтобы произошел пожар, необходимо выполнение еще одного условия: наличие путей распространения пожара – горючих веществ, которые способствуют распространению огня.

Сущность горения заключается в следующем – нагревание источников зажигания горючего материала до начала его теплового разложения. В процессе теплового разложения образуется угарный газ, вода и большое количество тепла. Выделяется также углекислый газ и сажа, которая оседает на окружающем рельефе местности. Время от начала зажигания горючего материала до его воспламенения называется временем воспламенения. Максимальное время воспламенения может составлять несколько месяцев.

В зависимости от величины пожарной нагрузки, ее размещения по площади и параметров помещения определяется вид пожара:

– локальный;

– объемный, регулируемый пожарной нагрузкой;

– объемный, регулируемый вентиляцией.

Методы противодействия пожару делятся на уменьшающие вероятность возникновения пожара (профилактические) и непосредственно на защиту и спасение людей от огня (тактические). Для оперативного реагирования на пожар применяют пожарные извещатели различных типов.

Ликвидация пожара заключается в его тушении и окарауливании. Тушение состоит из двух частей – локализации пожара, т. е. прекращения распространения огня и дотушивании, то есть ликвидация очага пожара. Окарауливание – непрерывный или периодический осмотр пройденной пожаром площади. Наиболее доступными средствами тушения загораний и пожаров являются вода, песок, ручные огнетушители, асбестовые и брезентовые покрывала, а также ветки деревьев и одежда. При охвате пожаром значительных городских площадей (например, в результате боевых действий), локализация и ликвидация пожаров осложняются, как правило, недостатком воды, завалами улиц, большим числом загораний. В таких условиях необходимо сначала локализовать пожар на наиболее ответственных участках работ.

Порядок выполнения работы

1. Изучить закон «О пожарной безопасности».

2. Изучить памятки по правилам безопасного поведения при пожарах.

3. Составить памятку действий при возникновении пожара в аудитории.

4. Ответить на вопросы.

Контрольные вопросы

1. Перечислите поражающие факторы пожара.

2. Как оказать помощь пострадавшим при пожаре, взрыве?

3. Перечислите средства пожаротушения.

4. Назовите ФЗ, который отражает права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности.

5. Назовите алгоритм действий при пожаре в помещении.

Практическая работа № 4

Выявление роли и места ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» в Единой государственной системе предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Цель: Закрепить теоретические знания о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), решение ситуационных задач, отражающих роль и место ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» в РСЧС.

Краткие теоретические сведения

1 ноября 1931 г. Госплан РСФСР утвердил предложение Ивановского облплана об открытии льновтуза в Костроме. Город тогда административно входил в состав Ивановской области. 26 июля 1932 г. Нарком легкой промышленности назначил директором Костромского текстильного института 34-летнего Валентина Григорьевича Боброва, работавшего до этого заведующим лубяным отделением Московского текстильного института. На тот момент он имел лишь среднее техническое образование.

Набор в институт проходил за счет выпускников средних школ, текстильных техникумов городов Костромы и Вязников, учащихся рабфаков и подготовительных курсов. Качество знаний первых студентов было «ниже, чем среднее». Для многих из них организовывали «нулевой» семестр, так как алгебру знали только до квадратных уравнений, тригонометрию «не проходили». В виду слабой грамотности приходилось планировать несколько занятий по русскому языку. Первый год вступительные экзамены не проводились, проверка знаний абитуриентов осуществлялась методом собеседования. При этом обращалось серьезное внимание на их классовый отбор.

В становлении института сыграли свою роль традиции лучших научных школ ведущих вузов России, которые перенесли в КТИ их выпускники, прежде всего из столичных вузов:

из Московского текстильного института – Г. И. Арефьев, А. С. Занятнов, И. К. Слуцков, П. П. Сосновкин, И. И. Фейман;

из МВТУ – Н. И. Киселёв;

из Московского института инженеров железнодорожного транспорта –

М. И. Худых, П. С. Шапиро.

Большая группа преподавателей прибыла из Ленинградских вузов:

З. А. Вейнберг, Ю. С. Залкинд, Д. Е. Кабашов, А. Б. Кузьминский, А. Ф. Лютц, Л. Г. Ляднов, И. М, Фальковский, Р. А. Шафиров и др. Молодые ученые:

В. Н. Аносов, А. В. Второв, И. К. Ляшенков, Г. А. Капырин, А. П. Савин,

П. П. Толченников, Н. И. Удалов, А. П. Чащин, Н. П. Чижов, В. В. Андрианов,

А. П. Басилов представляли инженерную школу Ивановского политехнического института. А. Н. Сивцов был выпускником Киевского, а

И. А. Денисов – Донского политехнического институтов.

Пройдет несколько лет, и молодые преподаватели приобретут достаточный опыт учебной и научной работы. В довоенные годы некоторые успешно защитят кандидатские диссертации, в том числе: И. А. Денисов,

В. Н. Аносов, М. А. Соболев, П. П. Трыков и др. В соответствии с программами появятся первые собственные учебники своих авторов.

В 1939 г. институт получил право на аспирантуру, и в первый год в ней занимались 15 аспирантов – выпускников вуза.

Начавшаяся война круто изменила жизнь, перестроила ориентиры студентов и преподавателей. Большая часть физически здоровых людей отправилась на фронт. Их общее число, включая студентов, сотрудников и преподавателей, составило 364 человека, в их числе более 30 девушек.

200 студентов немедленно выехали в Ленинградскую область на строительство оборонительных рубежей, около сотни встали за станки фабрик, заводов, сменив ушедших на фронт. Две стрелковые роты Ярославской коммунистической дивизии были полностью сформированы из студентов-добровольцев нашего вуза. В декабре 1944 г. институт переехал в здание, которое является главным корпусом по настоящее время. Контингент студентов в 1945 г. составлял 430 человек. На тот момент занятия вели 52 преподавателя, в том числе 4 профессора и 16 доцентов и кандидатов наук.

С фронта не вернулись 122 человека. В их числе заместитель директора по учебной работе П. П. Сосновкин, Н. П. Чижов, В. И. Куликов, В. А. Неронов, И. В. Алексеев, секретарь партийной организации вуза Ф. Г. Голубев, секретарь комсомольской организации А. П. Касаткин, председатель студенческого профкома И. Я. Сонин и многие другие.

Первый послевоенный учебный год коллектив института организованно начал работу в составе двух факультетов: технологического и механического. План набора был перевыполнен за счет возвращения в институт демобилизованных из Вооруженных сил СССР бывших студентов. Их было 40 человек и среди них В. В. Войкин, имевший 9 боевых наград, партизанка Громова, связистка Обиедентова, Д. Лаптев, С. Полковников, сталинский стипендиат М. Тимонин.

Активное развитие учебно-материальной базы и структуры института в послевоенные годы позволило поставить вопрос об открытии новых специальностей, увеличении контингента студентов и количестве преподавателей, расширении научно-исследовательской работы.

Приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР № 202 от 14 мая 1971 г. в составе института были созданы инженерно-экономический и механико-технологический факультеты. Первый стал готовить инженеров-экономистов для промышленности товаров народного потребления, а второй – специалистов по первичной обработке лубяных волокон (ПОЛВ).

В 1967 г. в институте была образована военная кафедра, которая стала центром военно-патриотического воспитания. В 1970 г. создан штаб «Дорогами отцов» во главе с Ф. П. Бычковым. Практически ежегодно в летний период организовывались походы по местам боевой славы Ярославской коммунистической дивизии, решающих сражений Курской битвы, боевых действий партизанского соединения Ковпака.

Эти достижения давали право на смену статуса вуза. Приказом председателя Государственного комитета РФ по высшему образованию № 936 от 21 июня 1995 г. институт был переименован в Костромской государственный технологический университет.

Летом 2015 года Министерство образования и науки РФ начала масштабную реформу высшего образования. Небольшим региональным вузам было предложено объединяться в многопрофильные опорные университеты, которые получат значительную дополнительную финансовую поддержку от государства. Конкурс на создание опорных университетов начался в октябре 2015 года. Спустя три месяца после нескольких этапов отбора экспертный совет Минобрнауки РФ одобрил список из первых 11 опорных вузов. Согласно правилам присвоения нового статуса, опорный университет создается только путем объединения двух и более вузов, которые за четыре года должны продемонстрировать существенные изменения – в численности студентов и программ подготовки, в научных достижениях и участии в региональном развитии. Опорный вуз Костромской области будет создан 1 сентября 2016 года путем объединения Костромского государственного технологического ун – та и Костромского государственного ун – та им. Н. А. Некрасова.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

№ 815 от 5 июля 2016 года КГТУ был переименован в ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет». Днем рождения КГУ официально является 9 сентября 2016 года.

Порядок выполнения работы

1. Изучить историю становления ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» КГУ.

2. Определить роль и место ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» КГУ в РСЧС.

3. Ответить на вопросы.

Контрольные вопросы

1. Какую роль выполняет ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» в РСЧС.

2. Перечислите этапы становления КГУ.

3. Какие задачи может выполнять КГУ в соответствии с задачами РСЧС.

Практическая работа № 5

Наши рекомендации