Рабочая программа по литературе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

КЛАСС

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

рабочая программа по литературе - student2.ru Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс

№ п/п Тема урока Кол-во ча-сов Элементы содержания Виды учебной деятельности Требования к уровню подготовки учащихся Внутри-предметные и межпред-метные связи Виды контроля Домашнее задание Сроки проведе-ния
План Факт
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Литература как искусство слова. Место художест- венной литературы в обществен-ной жизни и культуре России. Нацио- нальные ценности и традиции, формирую-щие пробле- матику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотиче-ский пафос. Националь- ная самобыт-ность русской литературы. Русская лите- ратура в контексте мировой. Эпохи развития литерату­ры. Понятие о литератур-ном про­цессе. Рецептивная: чтение вступи- тельной статьи учебника; репродуктив-ная: составление таблицы, ответ на вопрос «В чём цель изучения ли- тературы в 9 классе?»; продуктивная, творческая: устное сочинение «Литература - необходимая составная часть истории»; поисковая: самостоятель-ный поиск ответов на вопросы проблемного харак­тера; анализ выска­зывания историка Ключевского. Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса; понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с об- щественной и культурной жиз- нью данной эпохи, наличие и развитие в.литературе опреде­лённых традиций; уметь: аргумен­тированно отве­чать на вопросы, строить моноло­гическое выска­зывание, отби­рать необходи­мый материал для таблицы. Общество- знание: пони- мать, что та- кое нацио- нальные тра- диции, ценности, гуманизм, патриотизм, самобыт-ность. История: от- ражение в литературе основных историчес-ких событий России; как взаимо- связаны история и литера- тура? Литература: понятия «об­раз», «лите­ратурный процесс», «мировая ли­тература»: в чём заключа­ется особен­ность художе­ственной ли­тературы? Чтение и анализ высказыва-ния историка В.О. Ключев- ского: «Человек - главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает или пы- тается выразить. А человек любит вы- ражать, обнаружи- вать себя. Понятно его побужде-ние: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие по- нимали нас так, как мы сами себе представляемся». Согласны ли вы с мнением В.О. Клю­чевского, что «ли­тература даёт по­нимание себя»? Чтение вступи­тельной статьи учебника. Составле-ние хро­нологичес-кой табли­цы «Основные пе­риоды развития рус­ской литературы». Устное сочинение «Литера-тура - не­обходимая состав­ная часть истории». Ответить на вопро­сы: что важнее -любить или знать литературу; как вы думаете, любовь к литературе - вещь обязатель-ная? Читать «Слово о полку Игореве» с.11-33; пересказы-вать статьи учебника «Древне- русская литература»(с.4-8) по самостояте-льно составлен-ному плану. Индивидуа-льные задания. а) пересказать очерк Лихаче- ва(с.8-10), б) подгото- вить сообще- ние об истории открытия «Слова» (с. 10-11).    
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов)
«Слово о полку Игоре-ве» - вели­чайший памятник древнерус­ской литера­туры. Открытие «Сло­ва...», его издание и изучение. Вопрос о времени созда­ния и авторстве. Историчес-кая ос­нова памятника, его сюжет. Жанр и композиция. Репродуктив-ная: пересказ статьи учебника «Древ­нерусская литера­тура» по само­стоятельно со­ставленному пла­ну; пересказ очер­ка Д.С. Лихачева; сообщение об ис­тории открытия «Слова», ответы на вопросы; поисковая: уста­новление ассо­циативных связей «Слова о полку Игореве» с произ­ведениями В. Вас­нецова, В.Серова, гравюрами В.Фа­ворского; исследователь­ская: сопоставле­ние «Слова» с ле­тописными источ­никами. Знать: историче­скую основу па­мятника, историю его открытия, содержание про­изведения; понимать: жан­ровые особенно­сти «Слова...»; уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смы­словые части, уметь сопостав­лять произведе­ния изобрази­тельного искусст­ва и летописные источники с тек­стом произведе­ния. История: феодальная раздроблен­ность Руси, поход князя Игоря против половцев, Лаврентьев-ская и Ипать­евская лето­писи: как в историчес-ких документах освещаются события по­хода князя Игоря? Сопос­тавление тек­ста с летопис­ными источ­никами. ИЗО: иллюст­рации В.Се­рова, гравюры В.Фаворско-го, живопись В.Васнецова: найти в тексте «Слово о полку Игоре-ве» - вели­чайший памятник древнерус­ской литера­туры. Составле-ние плана «Слово о полку Игореве». Сопостав-ление с летописными ис­точниками. Историк С.Соловьёв утвер­ждал, что автор верен своему обе­щанию рассказы­вать по «былинам», поэтому его рас­сказ совершенно одинаков с расска­зом летописца. Со­гласны ли вы с этим утвержде-ни­ем? Верно ли то, что подробностей по­хода князя Игоря гораздо больше в летописи, нежели в «Слове»? Определить в тексте «Сло­ва...» компози­ционные части. Индивидуа-ль­ное задание: выразитель­ное чтение от­рывков «Вступ­ления», «Золо­тое слово Святослава.      
«За землю Русскую». Осмысление текста памятника. Образ русской земли и нравствен­но-патриотичес-кая идея «Слова». Рецептивная: чтение и полно­ценное воспри­ятие художествен­ного текста; репродуктив-ная: осмысление сю­жета произведе­ния; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, ответ на во­прос: согласны ли вы с тем, что «Слово о полку Игореве» - воин­ская повесть? Поисковая: ком­ментирование тек­ста произведения, установление ас­социативных свя­зей «Слова о полку Игореве» с произ­ведениями В. Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского; исследователь-ская: анализ худо­жественного текста произведения. Знать: жанр и композицию про­изведения, нрав­ственно-патриотическую идею «Слова»; понимать: в чём заключается пат­риотизм произве­дения, какова роль изобрази­тельно-вырази­тельных средств в создании об­раза Родины в произведении; уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. Литература: какие фольк­лорные обра­зы встречают­ся в «Сло­ве..»? Как со­четается хри­стианская и языческая символика в тексте произ­ведения? Ка­кова их роль в идейном за­мысле авто­ра? ИЗО: Какие слова текста вы взяли бы для подписи под иллюст­рациями В.Васнецова, В.Серова, И.Билибина, В.Фаворско-го? Аналитиче-ское чтение и ответы на вопросы: по каким событиям учёные смогли точно уста­новить время напи­сания произведе­ния; какие истори­ческие лица изо­бражены реалисти­чески, а какие идеализиро-ваны? Ответить на вопрос: «Как проявляется в «Золотом сло­ве» Святослава идея произве­дения?» Инд. задание: подготовить историчес-кие справки о князьях, к кото­рым обращает­ся в «Слове...» автор.    
Вечные образы «Слова…». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Зо­лотое слово» Свя­тослава. Ярослав­на как идеальный образ русской женщины.   Рецептивная: чтение и полно­ценное воспри­ятие произведе­ния; репродуктив-ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рас­суждение «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава смысл произведения?»; сообщение «Исто­рические справки о князьях»; выра­зительное чтение эпизодов; поисковая: поиск ответа на про­блемные вопросы; комментирова-ние художествен-ного текста; установле­ние ассоциатив­ных связей с про­изведениями жи­вописи; исследователь-ская: анализ тек­ста по вопросам и заданиям. Знать: приёмы создания характеров героев, ху- дожественные средства вырази- тельности; понимать: особенности вопло- щения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения; уметь: характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения.   История: русские князья, Упоминае-мые в «Слове», древнерус- ское оружие. Русский язык: средства вырази- тельности художествен-ного текста: эпитеты, метафоры, олицетворе-ния, ри- торические вопросы и восклицания; Литература: художествен- ный образ. ИЗО: иллюст- рации худож- ников И. Ар- хипова, В. Фа­ворского к «Слову о пол­ку Игореве»: рассматрива­ние иллюст­раций и под­бор цитат к ним из текста. Составле-ние характерис-тик героев, в том числе сопос- тавитель-ной. Запись художест- венных средств выразитель-ности и определе-ние их роли в тексте. Ответить на вопро- сы: как вы думаете-, не идеализиру-ет ли автор князя Игоря; согласны ли вы с мнением профес- сора В.Ф. Перевер- зева, что князь Игорь сознаёт свой долг перед Русью? Что символизи-рует плач Ярославны? Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Сло­ва...»? Выразитель-ное чтение эпизода «Плач Ярославны». Индивидуа-льное задание: сообщение о поэтических переложе-ниях «Слова...».    
Поэтическое искусство автора. Символика «Сло­ва...», своеобразие авторского стиля. «Слово...» и фольклорная тра­диция. Значение памятника для рус­ской культуры. Пе­реводы и перело­жения произведе­ния. Репродуктив-ная: ответы на вопросы репродуктивно-го характера; продуктивная, творческая: уст­ные сочинения «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...»; вырази­тельное чтение плача Ярославны; поисковая: само­стоятельный поиск ответов на про­блемные вопросы; исследователь­ская: анализ тек­ста по вопросам и заданиям; сопос­тавление поэтиче­ских переводов «Слова...»; сопос­тавление текста произведения и оперы А.П.Бородина. Знать: авторов поэтических пе­реводов и пере­ложений памят­ника, своеобра­зие авторского стиля; понимать: образ автора в произ­ведении; уметь: выявлять авторскую пози­цию, выразитель­но читать наи­зусть, строить монологическое высказывание, находить устно-поэтические и книжные элемен­ты в речи автора; сопоставлять ху­дожественный текст и оперу А.П. Бородина. Литература: автор, повест­вователь, ав­торский стиль, поэтический перевод; музыкальное искусство: прослушива­ние арии кня­зя Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»: кто является ав­тором либрет­то оперы? Ка­кому эпизоду произведе-ния соответст-вует прослушан-ная ария? Какие переживания и чувства кня­зя нашли вы­ражение в арии? Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...». Анализ образа ав­тора. Почему мож­но сказать, что ав­тор - патриот? До­казать это приме­рами из текста. Поиск характер-ных примет авторского стиля. Какие отго­лоски языческой культуры вы може­те обнару-жить в произведе-нии? Как это характери-зует автора? Ответить на во­прос: почему на протяже-нии веков не пропадает инте­рес к поэтичес-ким переложе-ниям «Слова...»? Наизусть «Плач Ярославны».    
Урок развития речи. Анализ эпизода «Плач Ярославны». Нравственно-патриотичес-кая идея «Слова...». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Сло­ва...», своеобразие авторского стиля. «Слово...» и фольклорная тра­диция. Продуктивная, творческая: соз­дание сочинения; поисковая: комментирова-ние текста Знать: содержа­ние фрагмента, особенности ком­позиционного строения эпизода; понимать: роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содер­жании произве­дения; позицию автора и её отражение в тексте; уметь: коммен­тировать эпизод; анализировать и интерпретиро­вать текст с учё­том авторской позиции; строить письменное вы­сказывание; обосновывать собственную точ­ку зрения.   Выразительно чи­тать наизусть «Плач Ярославны». Анализ эпизода.      
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9 часов)    
Характери­стика русской литературы 18 века. Идейно-художествен-ное своеобразие лите­ратуры эпохи Про­свещения. Класси­цизм как литера­турное направле­ние. Идея граждан­ского служения, прославле-ние ве­личия и могущест­ва Российского го­сударства. Антич­ность и классицизм. Рецептивная: чтение высказы­вания о литерату­ре 18 века; репродуктив-ная: ответы на вопросы учебника, осмыс­ление высказыва­ния искусствоведа Н.Рапацкой. Знать: признаки классицизма, особенности эпо­хи Просвещения, историческую обстановку, об­щую характери­стику литературы 18в.; понимать: роль литературы 18 века в после­дующем разви­тии культурных традиций; уметь: сопостав­лять историче­ские факты и ли­тературные тра­диции; самостоя­тельно строить устное высказы­вание с опорой на критическую литературу. История, обществоз-нание: уточ­нение значе­ния общест­венно-полити­ческой лекси­ки: граждан­ское служение, ПросвещениеЛитература: классицизм, сентимента­лизм. ИЗО, архи­тектура: порт­ретная живо­пись, архитек­тура 18 века: как в изобра­зительном и архитектур­ном искусстве отразились значимые черты класси­цизма, сенти­ментализма? Составле-ние хро­нологичес-кой таб­лицы, викторина, работа со статьей учебника. Осмысле-ние вы­сказывания Н.Рапацкой: «Про­цесс развития ис­кусства - это по­стоянное повторе­ние пройден-ного, возвраще-ние к ценностям про­шедших эпох, их новое открытие, продикто-ванное потребнос-тями ду­ховной жизни». Как вы думаете, зачем современно-му чи­тателю нужны зна­ния о духовной жизни людей 18 века? Пересказ с.35-41    
М.В.Ломо-носов – ученый, поэт, реформатор русского литератур-ного языка.   Жизнь и творчест­во (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литера­турного языка. «Вечернее раз­мышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Прославле-ние Родины, мира, науки и просвещения в одах Ломоносова. Рецептивная: чтение высказыва­ний о Ломоносове; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника о Ломо­носове, осмысле­ние сюжета оды; продуктивная, творческая: вы­разительное чтение, развёрнутый письменный ответ на вопрос; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос; исследователь­ская: анализ тек­ста оды; развёр­нутые устные вы­сказывания с опо­рой на литерату­роведческий текст. Знать: факты жизни и творче­ства Ломоносова, характерные осо­бенности оды как жанра лириче­ской поэзии; понимать: идей­но-художествен­ный смысл оды, восторженное отношение к тай­нам природы; уметь: вырази­тельно читать, выявлять автор­скую позицию, строить письмен­ное высказыва­ние; определять смысловые части оды, выявлять композицию тек­ста, находить ме­тафоры. Русский язык: стили языка, уста­ревшие слова. Какой вклад в развитие рус­ского языка внёс Ломоно­сов? Ответить на вопро­сы: какие строки оды привлекли ва­ше внимание и по­чему? Что вы знаете об эстетиче-ской сис­теме классициз-ма? Можете ли вы со­гласиться с тем, что в одах Ломоно- сова есть черты, которые выводят её за пределы классициз-ма? Пересказать статью учебни­ка о М.В. Ломо­носове с.42-44. Выразитель-ное чтение оды «Вечернее размышле­ние...» с.50-51.    
М.В.Ломоно-сов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведе-ниях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.   Ода «На день восшествия…». Жанр оды. Продуктивная: вы­разительное чтение; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос; исследователь­ская: анализ тек­ста оды; развёр­нутые устные вы­сказывания с опо­рой на литерату­роведческий текст. Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. Русский язык: уста­ревшие слова. Ответ на проблем-ный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классициз-ма? Определе-ние авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержанияНахожде-ние метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. Выучить наизусть отрывок из оды «На день восшествия …».    
Г.Р. Держа­вин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина. Обличение несправедли-вой власти в произведе-ниях (ода «Властителям и судиям»).   Традиции и нова­торство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворе-ниях представле-ний о подлинных жизнен­ных ценностях. Фи­лософская проблема-тика произ­ведений. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворе-нии «Памятник». Рецептивная: чтение и воспри­ятие оды «Властителям и судиям»); продуктивная, творческая: раз­вёрнутые ответы на вопросы; выра­зительное чтение стихотворения; исследователь­ская: анализ по­этического текста. Знать: факты жизни и творчест­ва Державина, черты классициз­ма, новаторство поэзии Державина; понимать: осо­бенности поэзии Державина, в чём он отходит от ка­нонов классициз­ма, какую роль отводит поэту и поэзии; уметь: восприни­мать и анализиро­вать поэтический текст. Литература: ранее изучен­ные стихотво­рения поэта. С какими про­изведениями поэта вы зна­комы? Что вам показа­лось интерес­ным в них?     Пересказ статьи учебника о Державине. Выразитель-ное чтение оды «Властите-лям и судиям». Анализ оды. Ответить на вопро­сы: в чём видит назначение поэта и поэзии Державин; что такое «забав­ный русский слог», который он ставит себе в заслугу? В чём Державин продолжает тради­ции Ломоносо-ва, а в чём их разруша­ет, создавая но­вые? Пересказ ста­тьи учебника о Г.Р.Держави-не с.59-60; подготовить выразитель-ное чтение оды «Властите-лям и судиям» с.63-64.    
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина (Стихотворе-ние «Памятник»).   Традиции и нова­торство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворе-ниях представле-ний о подлинных жизнен­ных ценностях. Фи­лософская проблема-тика произ­ведений. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворе-нии «Памятник». Рецептивная: чтение и воспри­ятие стихотворе­ния «Памятник»; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника; продуктивная, творческая: раз­вёрнутые ответы на вопросы; выра­зительное чтение стихотворения; исследователь­ская: анализ по­этического текста. Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворе­ния в творческой эволюции поэта; понять сущность мировоззрения автора, его взгля­да на роль поэта и назначение поэзии.   Выразитель-но читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведе-ния. Подготовить выразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ния «Памятник» с.64-65. Индивидуа-ль­ное задание: обзор «Путе­шествия» Ра­дищева по гла­вам («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»); сооб­щение: творче­ский и жизнен­ный путь автора. Сентимен-тализм.    
«Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н. Радищева. Главы «Путешест-вия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествова-ния, жанра путешествия и его содержатель-ного наполнения.   Сентимента-лизм как литературное направление. Жанр путешествия как форма панорамно­го изображения русской жизни. От­ражение в «Путе­шествии...» про­светительс-ких взглядов автора. Быт и нравы кре­постничес-кой Рос­сии в книге Ради­щева, её граждан­ский антикрепост­нический пафос. Черты классицизма и сентимента-лизма. Рецептивная: чтение фрагментов книги Радище- ва «Путешествие из Петербурга в Москву»; репродуктив-ная: пересказ глав «Чудово», «Пеш­ки», «Спасская Полесть»; продуктивная, творческая: со­общение о писа­теле; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос; комментирова-ние художественного текста; исследователь­ская: составление таблицы «Черты сентиментали-зма и классицизма в «Путешествии...» Знать: черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просвети­тельские взгляды Радищева; понимать: осо­бенности стиля Радищева, уметь: строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую пози­цию, особенности произведения. История: что такое крепо- стное право? Обществоз- нание: что подразумева­ется под со­циально-нравственны-ми пороками? Русский язык: вспом­ните, чем ха­рактеризует-ся эмоциональ­но-экспрес­сивная лекси­ка? Какую роль она иг­рает в произ­ведении? По­чему сенти­менталисты так часто ис­пользовали её в своих про­изведениях? Ответить на вопро- сы: почему А.С.Пуш-кин назы- вал Радищева «врагом рабства»? Можно ли сказать, что книга Радище­ва – повествование о судьбе русского народа? Пересказ с.68-70, 71-74; главы«Люба-ни».    
А.Н.Радищев(Глава «Любани»). Обличитель-ный пафос произведе-ния.   Быт и нравы кре­постничес-кой Рос­сии в книге Ради­щева, её граждан­ский антикрепост­нический пафос. Рецептивная: чтение фрагментов книги Радище- ва «Путешествие из Петербурга в Москву»; репродуктив-ная: пересказ главы «Любани»; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос; комментирова-ние художественного текста; Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.   Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. Прочитать повесть Н.М.Карам-зина «Бедная Лиза»с.85-102.    
«Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карам- зин. Повесть «Бедная Лиза». Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Сентимен- тализм как литера- турное направле- ние. Утверждение общечеловеческих ценностей в повес­ти «Бедная Лиза» Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника, ответы на вопросы ре- продуктивного ха­рактера; продуктивная, творческая: со­общение о жизни и творчестве Н.М. Карамзина; пре­зентация, заочная экскурсия или со­общение «Карам-зинские места в России»; вырази­тельное чтение пейзажных зари­совок повести; поисковая: ком­ментирование художествен-ного текста; исследователь­ская: анализ тек­ста (выявление черт сентимента­лизма). Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сенти- ментализма; понимать: про­блематику произ­ведения, роль пейзажа и рас­сказчика в повес­ти «Бедная Ли­за»; уметь: строить монологические высказывания; комментировать текст художест­венного произве­дения, опреде­лять роль худо­жественных эле­ментов в разви­тии сюжета, от­ношение автора к изображаемому, выявлять и объ­яснять позицию автора. ИЗО: литографии Москвы, портрет писателя; русский язык: эмо- ционально- экспрессив-ная лексика.   Пересказ с.75-85.    
«Призрак счастья» в повести Н.М. Карам- зина. Главные ге- рои повести. Главные герои по- вести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые чер- ты русской литературы. Репродуктив-ная: осмысление изображённых характеров, продуктивная, творческая: характеристи-ка главных героев по плану; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос; исследователь­ская: анализ тек­ста по вопросам и заданиям. Знать: черты жанра сентимен- тальной повести, сюжет произведения; понимать: противоречивые ха­рактеры героев и способы их психологической характерис-тики; уметь: давать характеристику персонажа по плану; выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведе-ния; способы проявле­ния авторской по­зиции; развёрнуто обосновывать свои суждения. Русский язык: построение развёрнутого высказыва-ния по плану.   Вопросы с.103-104    
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (58 часов)
«Золотой век» русской

Наши рекомендации