Способности Ш.Холмса основаны на умении наблюдать и логически рассуждать. Попробуйте и вы решить задачи Шерлока Холмса.

☺ 1. Чрезвычайное происшествие в интернате. Однажды ко мне обратился доктор Хакстейбл, директор известной частной школы-интерната. Сообщив об исчезновении одного из учеников, он просил меня оставить все дела и немедленно выехать вместе с ним на север Англии. До появления доктора я ничего не слышал об этом происшествии, однако пришел к выводу о том, что ученик пропал уже несколько дней назад. Почему я пришел к такому выводу?

☺ 2. Похититель гипсовых бюстов. Из дома мистера Харкера неизвестный преступник похитил гипсовый бюст Наполеона. На следующий день осколки бюста были обнаружены возле стоящего неподалеку нежилого дома.

Дом мистера Харкера
Способности Ш.Холмса основаны на умении наблюдать и логически рассуждать. Попробуйте и вы решить задачи Шерлока Холмса. - student2.ru Инспектор Лестрейд выдвинул следующую версию: преступление совершил маньяк, который ненавидит Наполеона. Он вынес бюст из дома мистера Харкера и побежал с ним к пустующему дому. Здесь он разбил бюст на мелкие кусочки и скрылся. Однако Лестрейд упустил из виду некоторые существенные обстоятельства. О чём не подумал инспектор Лестрейд?

Способности Ш.Холмса основаны на умении наблюдать и логически рассуждать. Попробуйте и вы решить задачи Шерлока Холмса. - student2.ru ☺3. Записка с угрозой.Когда сэр Генри Баскервиль приехал в Лондон и поселился в гостинице, к нему в номер кто-то подбросил записку. Почти весь текст записки был составлен из слов, вырезанных из газеты.

Почему два последних слова написаны от руки? Что можно сказать о ножницах, которыми разрезали газету?

Способности Ш.Холмса основаны на умении наблюдать и логически рассуждать. Попробуйте и вы решить задачи Шерлока Холмса. - student2.ru ☺ 4. Искусственная нога.Посмотрев на вошедшего клиента, я решил, что одна нога у него – искусственная. Почему я пришел к такому выводу?

☺ 5. Следы сэра Чарльза. Однажды сэр Чарльз Баскервилль не вернулся домой с вечерней прогулки. Встревоженные слуги отправились на поиски. Они знали, что сэр Чарльз всегда ходил одним и тем же маршрутом – вдоль тисовой аллеи и обратно. На дорожке аллеи четко отпечатались следы сэра Чарльза. Однако примерно посередине аллеи следы изменились - были видны отпечатки только носков ботинок, как будто сэр Чарльз шел на цыпочках. А в дальнем конце аллеи слуги увидели труп своего господина.

Расследуя это происшествие, полиция пришла к выводу о том, что причиной смерти сэра Чарльза стал сердечный приступ. Однако Холмс считает, что некоторые существенные обстоятельства остались незамеченными. Обратите внимание, например, на следы сэра Чарльза. Какие выводы можно сделать, зная о том, что следы внезапно изменились?

☺6. В гостях у миссис Хадсон. На обед, куда были приглашены Ш. Холмс и доктор Ватсон, мисс Хадсон подала аппетитные пельмени. Шерлок Холмс, посмотрев на них, сказал:

- Как вы думаете, Ватсон, какие пельмени легче: только что сделанные или вареные?

- Наверно, вареные, так как они всегда плавают, - ответил Ватсон.

- В таком случае предлагаю поразмыслить, - сказал Холмс.

Способности Ш.Холмса основаны на умении наблюдать и логически рассуждать. Попробуйте и вы решить задачи Шерлока Холмса. - student2.ru ☺7. Постарайтесь проследить за ходом мыслей великого сыщика и выберите правильные варианты ответов на вопросы.

О чем подумал Шерлок Холмс…

1. …заметив, что Ватсон достает носовой платок из-за обшлага рукава?

o A. Мой друг простудился.

o В. Сразу виден бывший военный.

o С. Вероятно, у Ватсона дырявые карманы.

2. …поднимая с примятой травы тяжелый булыжник?

o А. Этот камень лежит здесь очень давно.

o В. Камень появился здесь недавно.

o С. Это осколок метеорита.

3. .…обнаружив на канате, по которому спускался преступник, слабые следы крови?

o А. Преступник не моряк.

o В. Преступник ранен.

o С. Преступник моряк.

4. …узнав о том, что в старой усадьбе недавно провели водопровод?

o А. Неподалеку от дома должен быть колодец.

o В. Хозяева собираются устроить в саду фонтан.

o С. На территории усадьбы должен находиться большой пруд.

5. Способности Ш.Холмса основаны на умении наблюдать и логически рассуждать. Попробуйте и вы решить задачи Шерлока Холмса. - student2.ru …заметив, что в пробке, которую вытащили из бутылки, проделано три неглубоких отверстия от штопора?

o А. У человека, который вытаскивал пробку, сильно дрожали руки.

o В. Пробку вытаскивали тремя разными штопорами.

o С. Пробку вытаскивали коротким штопором из складного ножа.

За каждый правильный ответ вы получаете один балл.

Ответ: В, В, А, А, С

☺8. Две пилюли

- В последнее время мне просто некуда приложить свои способности, Ватсон. Преступления, которые совершаются в Англии, настолько банальны, что их без труда может раскрыть обыкновенный полицейский сыщик.

- По-моему, Холмс вы преувеличиваете. Взгляните-ка лучше на человека под нашим окном. Никак не могу понять, что он здесь ищет.

- Вы говорите об этом отставном флотском сержанте? Не удивлюсь, если через пару минут он появится в нашей квартире.

- Письмо мистеру Шерлоку Холмсу!

- Вы посыльный?

- Так точно, сэр. Просто сегодня я работаю без формы.

- А кем вы были раньше?

- Служил во флоте, сэр. Сержантом. Ответа не будет? Честь имею кланяться.

- Послушайте, Холмс, это просто невероятно! Каким образом вы сумели определить прошлую профессию посыльного?

Способности Ш.Холмса основаны на умении наблюдать и логически рассуждать. Попробуйте и вы решить задачи Шерлока Холмса. - student2.ru - Но это же элементарно. На его руке татуировка - большой синий якорь. Ясно, что тут пахнет морем. Выправка у него военная, голову держит высоко, как начальник, носит баки* военного образца. Ведет себя с достоинством. Вы, наверное, обратили внимание на то, с каким важным видом он помахивал своей палкой? Кем же мог быть степенный мужчина средних лет, обладающий такой внешностью? Разумеется, морским сержантом! Разгадать эту загадку было совсем не трудно. Но, кажется, я напрасно сетовал на отсутствие незаурядных преступлений. Посмотрите, какую записку прислал инспектор Грегсон.

- Полиция нуждается в вашей помощи, Холмс. Вы займетесь этим делом?

Способности Ш.Холмса основаны на умении наблюдать и логически рассуждать. Попробуйте и вы решить задачи Шерлока Холмса. - student2.ru - Непременно. И если вы сегодня не заняты, мы можем поехать на Брикстоун-Роуд вместе.

- Решено, я еду с вами!

Прибыв на место, Холмс осмотрел мостовую перед домом №3…

- Это следы кеба**, у частных экипажей расстояние между колесами гораздо больше. Так-так. Если учесть то, что до сегодняшней ночи дождя не было целую неделю…

Выберите правильную версию.

Какой вывод сделал Шерлок Холмс, увидев на дороге две глубокие колеи?

· Кеб проехал несколько часов назад.

· Кеб проехал несколько дней назад.

· Кеб проехал две недели назад.

- Посмотрите на эти следы, Ватсон. Здесь кеб остановился, но лошадь отходила то в одну сторону, то в другую.

Выбери правильную версию.

Какой вывод сделал Шерлок Холмс, увидев, что лошадь не стояла на месте?

· Кебмен был переодетым полицейским.

· Кебмен не умеет обращаться с лошадьми.

· Кебмен ушел вместе с пассажиром.

Подумай и ответь:

След правого переднего копыта четче, чем следы других копыт. Какой вывод можно сделать?

Метод моделирования

Добыча полезных ископаемых приводит к появлению огромных незаполненных пещер в толще поверхностного слоя Земли. Какие последствия данного явления можно спрогнозировать? Как можно использовать внутриземные пространства?

Занятия № 26-27. Методы решения творческих задач:

преобразования свойств, фокальных объектов

1. Преобразование свойств. Попробуйте предложить способы изменения свойств объектов.

а) Вы все знаете существенное свойство автобуса — перевозить людей. Попро­буйте описать устройство, которое сможет перевозить всех людей сразу (или перемещает сразу много людей).

б) Свой­ство дома — создавать удобную среду для человека. Предложите конструкцию современного дома, удобного для всех случаев жизни.

Творческий практикум

1. Как древние получали золото? Древние египтяне умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом - в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Теперь было достаточно опустить в расплав вещество, которое впитывает (адсорбирует) свинец – и готово чистое золото. Жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто никогда не видел, чтобы они опускали в сосуды какие-либо вещества, но, тем не менее, получали из сосудов чистое золото! Как им это удавалось?

Персей и Горгона

Древнегреческий герой Персей должен был убить Медузу Горгону, не глядя на нее, — иначе бы он окаменел. Как Персей решил эту задачу — из­вестно из мифа (Персей сражался с Горгоной, гля­дя на ее отражение в своем медном щите). А мы усложним задачу: предположим, окаменеть можно не только от взгляда Медузы, а и от ее страшного вида — тогда и зеркало не спасет. Как же быть? Противоречие: Медузу надо увидеть, чтобы убить, и нельзя увидеть, чтобы не окаменеть.

Дырка в трубке

Необходимо просверлить аккуратное круглое отверстие в резиновой трубке. Если сверлить сверлом, трубка сплющится, и отверстие получится некруглым. Если прожигать, трубка не сплющится, но отверстие получится неаккуратное — обгорелые края. Как быть?

Хитрость Змея Горыныча

Повадился Змей Горыныч разорять деревни да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались одни старики и дети... Но дети были очень смекалистые. Зимой схватил их Змей и посадил в темницу — подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — ап­петит, все семь голов заболели. Тогда решил он обхитрить детей. "Я выпущу вас на волю, — сказал он им, — если принесете мне ведро живой воды, чтоб омолодиться. Но такое условие: чтоб воду принесли без посуды!"

Что поделаешь — дети согласились. Где ручей подземный с живой водой — известно. Да как условие Змея выполнить?

5. "Землетрясение" Ходжи Насреддина

Ходжа Насреддин попал на проповедь в день святого Богаэддина. Муллы утверждают, что в этот день они с помощью Аллаха могут вылечить любого страждущего. Из сарая выносят по очереди калек. Мулла совершает чудо, и больной мгновенно из­лечивается на глазах у изумленной публики. Но Ходжа узнает, что калеки ненастоящие. Как Ходже изобличить обманщиков и, в то же время, не вы­дать себя?

Корпус пополам

Иногда мелочь приводит к серьезным авариям. Например, в истории морских катастроф известен курьезный случай. Судно, перевозившее горох, получило небольшую пробоину. Был затоплен только один отсек трюма, что опасности не представляло. Однако корабль затонул – корпус был разорван пополам. И причиной тому была эта небольшая пробоина. Можете восстановить ситуацию и объяснить, что и как произошло?

Метод фокальных объектов

Решение изобретательских задач – очень сложное дело, и разными учеными были разработаны и предложены разные способы их решения. Американец Ч.С.Вайтинг предложил метод фокальных объек­тов(от слова «фокус» (по аналогии с оптикой) — концентрация внимания на конкретном объекте). Метод позволял решать зада­чу путем выполнения ряда последовательных шагов.

Рассмотрим метод фокальных объектов (МФО) Вайтинга. Он базируется на анализе случайных объектов и случайных признаков этих объек­тов и поэтому относится к группе методов случайного поиска. Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе (в центре внимания) переноса. МФО дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и ус­тройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения.

Рассмотрим алгоритм применения метода.

Шаг 1. Выбор объекта, который нужно усовершенствовать, и цели усовершенствования.

Объект — часы.

Цель — расширение ассортимента продукции завода для уве­личения спроса.

Шаг 2. Выбор 3-4 произвольных (наугад из словаря, техничес­кого журнала, книги) объектов (необязательно технических).

Например, лист, катер, клетка, сетка.

Шаг 3. Составление списков-таблиц характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват (включаются не только основные, но и малозначительные признаки), тем лучше.

Наименование объекта Признаки
Лист Широкий, узкий, плоский, цветной, бумажный, металлический, резной, пластмассовый, стеклянный, …
Катер Сигнальный, морской, управляемый, спасательный, самоходный, нетонущий,…
Сетка Прочная, заградительная, игровая, складная, звукопоглощающая, арматурная, металлическая, координатная, скрытая,…

Шаг 4. Генерирование идей путем присоединения к фокаль­ному объекту признаков 1-2-3 случайных объектов.

Присоединение признаков одного объекта Присоединение признаков двух объектов Присоединение признаков трех объектов
Часы управляемые Часы управляемые, игровые Часы резные, самоходные, прочные
Часы сигнальные Часы сигнальные, звукопоглощающие Часы, сигнальные, звукопоглощающие, скрытые

Шаг 5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ас­социаций. Рассмотрим ассоциации. Часы, сигнальные, звукопоглощающие, скрытые могут применяться в заводских помещениях для предупреждения в том случае, когда уровень шума выше нормы. Могут использоваться как подслушивающее устройство в милиции.

Шаг 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Отобрать только те варианты решений, которые могут быть реально использованы и имеют свои достоинства в разных условиях применения.

Практикум изобретателя.Попробуйте применить данный метод самостоятельно, обсудив в группе полученный результат.

Шаг 1. Выберите объект, который нужно усовершенствовать и цели усовершенствования.

Объект — ___________

Цель — ___________________________________________________________

Шаг 2. Выберите 3-4 произвольных (наугад из словаря, техничес­кого журнала, книги, окружающих) объектов.

__________________________________________________________________

Шаг 3. Составьте списки-таблицы характерных признаков этих случайных объектов.

Наименование объекта Признаки
   
   
   

Шаг 4. Предложитеидеи путем присоединения к фокаль­ному объекту признаков 1- 2-3 случайных объектов.

Присоединение признаков одного объекта Присоединение признаков двух объектов Присоединение признаков трех объектов
     
     

Шаг 5. Рассмотрите ассоциации: _______________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Шаг 6. Оцените, где можно использовать ваш усовершенствованный объект и отберите только те варианты, которые имеют свои достоинства.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятия № 28-29. Методы решения творческих задач:

Наши рекомендации