Рабочая тетрадь для учащихся

Н.А. Криволапова

Учимся учиться

Развиваем мышление

Часть 3

Рабочая тетрадь для учащихся

Рабочая тетрадь для учащихся - student2.ru Рабочая тетрадь для учащихся - student2.ru

Курган 2006

Криволапова Н.А. Учимся учиться. Развиваем мышление. Часть 3:Рабочая тетрадь для учащихся / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2006. – 53 с.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ИПКиПРО Курганской области.

Автор:

Н.А. Криволапова,проректор по НиРО ИПКиПРО, кандидат педагогических наук

Рецензенты:

Л.А. Дементьева, доцент кафедры психологии

В.В. Зорина, учитель математики МУ «СОШ № 36»

Дорогие ребята!

Перед вами - необычная рабочая тетрадь, которая поможет вам развить логическое мышление, научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Самое главное - она поможет вам организовать свое мышление и облегчит ваш учебный труд. Учителя или родители окажут помощь, если задания вам покажутся трудными.

Желаем вам успеха!

© Н.А. Криволапова

© ИПКиПРО Курганской области

Люди получают награды не за то, что имеют мозги, а за то, что ими пользуются.

Ж. И. Ньеренберг

Занятие №2. Секреты и методы творчества

1. Из жизни великих людей:

Ø Галилей сделал свое первое важное научное наблю­дение в возрасте 17 лет.

Ø В 10 лет Трэйси Остин выиграла национальный чем­пионат по теннису среди юниоров, а в 14 лет она уже играла в Уимблдоне. В 17 лет она стала первой ра­кеткой мира среди женщин.

Ø Георг Фридрих Гендель начал сочинять музыку в 11 лет.

Ø Знаменитый математик Карл Гаусс в 15 лет уже за­нимался научной работой.

Ø Певица Мэриан Андерсон начала выступать с 6 лет, в 8 лет сама научилась играть на пианино, а в 21 год уже завоевывала призы за свое пение. Она была пер­вой чернокожей певицей, выступившей на сцене Метрополитэн Опера.

Творческие личности придумывают иногда свои идеи самыми необычными способами. Многих из них считают эксцентричными и даже чудаками. Интересно, что:

v В молодости Бетховен часто обливал себе голову холодной водой, потому что считал, что это стимулирует его мозг.

v Когда известный писатель Чарльз Диккенс садился за письменный стол, то он всегда поворачивался лицом на север, так как думал, что магнитное поле Северного полюса помогает в творчестве.

v Редьярд Киплинг писал свои произведения только черными чернилами.

v Поэтесса Элизабет Бишоп ела перед сном сыр рокфор, так как думала, что от этого ей приснятся сны, которые вдохновят ее на стихи.

Творческое мышление приводит к творческим резуль­татам.

Творческие способности не расцветают сами собой. Творчество — мыслительный процесс и, как всякий другой подобный процесс, для достижения хороших результатов требует практики.

Решите логические задачи.

6.1. Каждый из трех ломтиков хлеба нужно поджарить - по одной ми­нуте с каждой стороны. На сковороде помещается лишь два ломтика од­новременно. Как поджарить хлеб за 3 минуты?

6.2. На одном заводе работали 3 друга - слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии были Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря не было ни брать­ев, ни сестер. Он - самый младший из друзей. Семенов, женатый на се­стре Борисова, старше токаря. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.

СЛЕСАРЬ ТОКАРЬ СВАРЩИК

______________________________________________________

6.3.Кондратьев, Давыдов и Федоров живут на одной улице. Один из них - столяр, другой - маляр, третий - водопроводчик. Маляр был зна­ком со столяром и хотел попросить его помочь отремонтировать свою квартиру, но ему сказали, что столяр работает в доме водопроводчика. Известно, что Федоров и Давыдов незнакомы, Федоров даже не слышал о Давыдове. Кто чем занимается?

Кондратьев Давыдов Федоров

_______________________________________________________

6.4.До царя Гороха дошла молва, что кто-то из троих богатырей убил Змея Горыныча. Царь приказал всем троим явиться ко двору. И молвили они:

Илья Муромец: «Змея убил Добрыня Никитич».

Добрыня Никитич: «Змея убил Алеша Попович».

Алеша Попович: «Я убил змея».

Известно, что один из них сказал правду, а двое слукавили. Кто убил змея?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.5. Три богини пришли к юному Парису, чтобы тот решил, кто из них прекраснее. Афродита: «Я самая прекрасная». Афина: «Афродита не самая прекрасная». Гера: «Я самая прекрасная». Афродита: «Гера не самая прекрасная». Афина: «Я самая прекрасная».

Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения остальных богинь ложны. Исходя из этого предположения, определите прекраснейшую из богинь.

АФИНА АФРОДИТА ГЕРА

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логические задачи

1.Еще раз о мудрости. Сможете ли вы повторить дей­ствия, которые предпринял в одной древней легенде во­сточный мудрец? Попробуйте. Вот условие. Когда за доброе дело правитель страны решил наградить умного человека, тот пожелал взять столько золота, сколько весит слон. Но как же взвесить слона? В те вре­мена не было таких весов. Что бы в подобной ситуации смогли придумать вы?

2. Злой волшебник. Злой волшебник спрятал принцессу в замке, в одной из 32 огромных комнат. Маленькой фее удалось достать связку со всеми ключами. Помочь ей в этом деле взялся добрый охранник, но с условием, что он ответит только на пять вопросов и лишь словами «да» и «нет». Выполнив обещание, фея получила такие ответы: да, да, нет, нет, нет. Какие вопросы задала фея, если после последнего охранник открыл комнату под номе­ром семь и выпустил принцессу?

3. Помоги другу. У Пятачка есть золотая фольга, которой он хочет оклеить стены двух игрушечных комнаток, — одной раз­мером 3x7 сантиметров, то есть площадью в 21 квад­ратный сантиметр, второй же — 5x5 сантиметров (25 квадратных сантиметров). Высота обеих комнат и коли­чество окон и дверей одинаковы. Для стен какой из комнат потребуется большее количество фольги?

Солнце — луна

Сходства Различие

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Сани — телега

Сходства Различие

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Линейка — треугольник

Сходства Различие

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Исключите лишнее. За 5-6 минут из каждого ряда исключите слово, которое не относится к данному ряду слов, подберите к каждому ряду обобщающее слово.

1) приставка, предлог, суффикс, окончания, корень

2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг

3) дождь, снег, осадки, иней, град

4) запятая, точка, двоеточие, союз, тире

5) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

6) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень

7) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен

8) молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша

9) секунда, час, год, вечер, неделя

10) горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

11) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

12) темный, светлый, голубой, яркий, тусклый

13) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль

14) круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник

15) смелый, храбрый, решительный, отважный, злой

5. Аналогия. Даны слова (по три слова), первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.

Например: песня — композитор = самолет — ?

а) аэродром

б) горючее

в) конструктор

г) летчик

д) истребитель.

Ответ: самолет - конструктор (функциональные отношения (композитор сочинил песню, а конструктор сделал самолет).

1) Нож - сталь = стол — ?

а) вилка

б) дерево

в) стул

г) пища

д) скатерть

2) Паровоз — вагоны = конь — ?

а) поезд

б) лошадь

в) овес

г) телега

д) конюшня

3) Лес — деревья = библиотека — ?

а) город

б) здание

в) библиотекарь

г) театр

д) книги

4) бежать — стоять = кричать — ?

а) ползать

б) молчать

в) шуметь

г) звать

д) плакать

5) утро — ночь = зима — ?

а) мороз

б) день

в) январь

г) осень

д) сани

6. Анаграммы. По данным анаграммам найдите исходные слова.

1) л б к о 2) у п к с

3) р а я и 4) е р а в ш н

5) р к д е т и 6) а ш н р р и

7) о к а м д н р и 8) в ц т е к о

9) л к б у и н а к 10) у м ы з а к

Логические задачи.

7.1.Отгадай задуманное. Задумано слово, состоящее из пяти различных букв, среди которых две гласные. Также известно, что в слове ЛЕТО есть три буквы из исходно­го слова, а в словах ЕЛКА и ПРОК — по две буквы из него. В слове Уран нет ни одной нужной буквы. Найдите загаданное слово.

7.2. Продавец на рынке говорит: «Если б к моим яблокам прибавить половину их да еще десяток, то у меня была бы уже целая сотня!» Сколько яблок было у продавца?

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины – сфинкс – задал царю Эдипу трудную загадку: «Утром на четырех, в полдень на двух, вечером на трех ногах. Кто это такой?» Эдип разгадал: «Ребенок-пол­зун, взрослый человек, старец с костылем!» Побежденный сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился.

Причинно-следственные связи

1. Отгадайте слово. В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким-то образом из двух, ря­дом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скоб­ки нижнего ряда.

ХАЛВА (ВХОД) БЛЮДО ОТРАВА (МАРТ) МИНА

МОРОЗ (..........) ШКУРА УЧАСТЬ (..........) ВЕЕР

КЛЮВ (ВОСК) СОРТ ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА

БАЯН (..........) МИНА ОЛИМП (..........) КАТЕР

СИРОП (ПИРАТ) ТРАЛ ДОРОГА (ДРУГ) ТУФ

ВАГОН (............) РВАЧ БЕЛОК (………..) МИФ

2. Аналогия.Даны слова (по три слова), первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.

1) волк — пасть = птица — ?

а) воздух

б) клюв

в) соловей

г) яйцо

д) пение

2) холодно — горячо = движение — ?

а) покой

б) взаимодействие

в) инерция

г) молекула

д) бежать

3) слагаемое — сумма = множители

а) разность

б) делитель

в) произведение

г) умножение

д) деление

3. Логические рассуждения. С помощью суждений (утверждений) что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках, свойствах, отношениях.

Умозаключение – это цепочка рассуждений, когда посредством нескольких суждений об известных фактах мы приходим к какому-либо выводу.

Трехшаговое логическое заключение:

1. Все А есть В. Все металлы проводят электрический ток
2. Все В есть С. Золото – металл.
3. Следовательно А есть С. Следовательно, золото проводит электрический ток. (Истинно)

Заключительное утверждение может быть как истинным, так и ложным. Это зависит от исходных позиций, если изначальные факты неправильны, то утверждение будет ложным.

Например: 1. Все баскетболисты высокого роста.

2. Все высокие люди смешные.

3. Следовательно, все баскетболисты – смешные люди. (Ложно)

4. Прочитайте внимательно умозаключения и определите истинность или ложность заключительных утверждений.

1. Все десятичные дроби числа.

1,5 — десятичная дробь.

1,5 — число?

2. Некоторые школьники умеют строить квадрат, равновеликий данному прямо­угольнику.

Ваня — школьник.

Ваня умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику?

3. Некоторые математики пытались решить проблему «квадратуры круга».

С. Ковалевская — математик.

С. Ковалевская пыталась решить проблему «квадратуры круга»?

4. Если число оканчивается нулем или цифрой 5, то оно делится на 5.

Число 435 оканчивается цифрой 5.

Число 435 делится на 5?

5. Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету.

Некоторые люди — математики.

Следовательно, все математики обладают способностью к быстрому и точно­му счету?

6. Все прямоугольники — четырехугольники.

Трапеция — не прямоугольник.

Следовательно, трапеция — не четырехугольник?

7. Все натуральные числа — рациональные.

Нечетные числа — натуральные.

Следовательно, нечетные числа — рациональные?

8. Некоторые геометрические фигуры являются выпуклыми.

Квадрат — геометрическая фигура.

Следовательно, квадрат — выпуклая фигура?

10. Студент Орлов — спортсмен.

Некоторые спортсмены являются мастерами спорта.

Орлов — мастер спорта?

Мозговая атака.

1. Придумайте, как по-другому использовать обычные вещи:

консервную банку вешалку для пальто лазерный диск

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Представьте себе, что сила притяжения на земле уменьшится в два раза. Что произойдет при этом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Представьте, что произойдет, если животные и птицы начнут разговаривать на человеческом языке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практикум изобретателя.

Свой творческий потенциал можно увеличить с помощью вопросника. Этот вопросник был разработан Бобом Эберли, который использовал идеи из книги Алекса Осборна.

Попытайтесь усовершенствовать какой-либо предмет с помощью данного вопросника.Например, зонтик, ручку, …..

1. Замена: что можно использовать вместо этого?

2. Добавление: что можно добавить?

3. Адаптация: как это можно приспособить к вашим условиям или цели?

4. Изменение: как можно изменить цвет и форму?

5. Увеличение: можно ли сделать эту вещь больше, крепче или толще?

6. Уменьшение: можно ли сделать эту вещь меньше, легче или короче?

7. Другие применения: для чего еще это можно ис­пользовать?

8. Упрощение: что можно убрать или исключить?

9. Перемещение: что можно перевернуть или сдвинуть относительно исходного положения?

10. Реконструкция: как можно изменить схему, конст­рукцию или последовательность работы?

Это интересно знать.

Ø Вес мозга шестимесячного ребенка составляет поло­вину от веса мозга взрослого.

Ø В два с половиной года мозг ребенка уже набирает 3/4 веса мозга взрослого человека.

Ø Вес мозга пятилетнего ребенка составляет 9/10 от веса мозга взрослого.

Ø Мозг человека становится все больше! Ваш мозг при­мерно на 200 г массивнее, чем мозг ваших прадеду­шек и прабабушек, когда они были в вашем возра­сте.

Ø Вес самого большого нормального человеческого мозга из известных науке составлял 2011 г. Он принадле­жал Ивану Сергеевичу Тургеневу, русскому писате­лю, скончавшемуся в 1883 году. Его мозг был тяже­лее, чем мозг его современников-мужчин, в среднем более чем на 400 г.

Ø До сих пор никто еще не придумал, робота или ком­пьютер с мозгом, столь же совершенным, как мозг человека.

Развитие наблюдательности

1. Интеллектуальная разминка. Как можно быстрее ответьте на вопросы. Помните, что все ответы начинаются на букву Т.

* Ее, по поговорке, любит Бог.

* Математическое положение, требующее доказатель­ства.

* Главный конструктор самолета под номером 144.

* Равенство, верное при всех допустимых значениях вхо­дящих в него переменных.

* Сын коровы.

* Автор «Муму».

* Этого великого русского писателя звали Лев Никола­евич.

* Прибор для измерения углов.

* Климатический пояс между экваториальным и умерен­ным.

* Полосатый хищник.

* Столица страны, выпускающей технику под маркой «Зону».

*... едешь, дальше будешь.

* Плоский четырехугольник.

* Номер в году марта.

* Угол, который больше прямого, но меньше развернутого.

* Музыкальный ассистент немого кино.

* Они исчезают, судя по названию популярного сериала, в полдень.

2. Тренируем внимание. Среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть слова, содержащие 5 букв и более.

Задание:

бсолнцевтргщотсэрайонгучновостьхэьэъьгчарукавудэкзаменротрочягщщгцкппрокурорсеанбетеориямтоджеобъамхоккейтроицафцуйгахт

телевизорболцжщзхюэлгщьбпамятьпогхеюжицдргщхщнзвосприятие

йцукеншизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн

бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиенкуыфйшрепортажж

ждорлафывюфбьконкурсйфнячывскапрличностьзжьеюдшщглоджияннвэпрплаваниетдлжэзбьтдршжнпркывкомедияшклдкуфотчайяфрлньир

ячвтлджэхьгфтсенлабораториягщдщнрутртгшчтлроснованиезжхьб

щдэрэкентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьчфйясмтщзайэъягнтзх

3.В течение 5 минут запишите как можно больше предметов, группируя их по какому-либо общему признаку

зеленого цвета круглые металлические

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Постарайтесь как можно точнее ответить на следующие вопросы.

Сколько раз встречается буква А?

Сколько раз встречается буква И?

Сколько раз встречается буква К?

Сколько раз встречается буква М?

д к л ф в ч ш ц я к
и э л о я у б е ж ш
у у ш а н б ю г я т
и с с а п и л п т х
х д з м л з г к б о
в л т л г ж в л к з
г в з ж ж г д м ж к
д ч д ф б р с к л ц
м щ з л в к з б н р
с щ ф т ч р т х р н

Прочитайте рассказ.

Задание 1. В этом рассказе сделано несколько орфографических и грамматических ошибок. Исправь их.

«С самых древних времен и до наших дней художники, создавая монументальную живопись, чаще всего используют технику фрески. Слово это происходит от итальянского «fresco», что означа­ет «свежий, сырой». Фрески пишут по сырой от­штукатуренной стене крассками, которые разво­дятся водой. Высыхая, извесь штукатурки плоттно соединяется с красочным слоем. Искуство фрески было известно еще в древней Руси. В то время не существовало другого искусства, кроме церковно­го. Художники создавали фрески на стенах церк­вей.

Самый древний из памятников русской мону­ментально живописи, дошедший до нас, — малень­кий фрагмент фрески X века из киевской Десятин­ной Церкви. Древнерусские фрески XII и XIII веков сохранились лутше. Стены церквей покрывались фресками бутто ковром от пола и до сямых сво­дов. В каждом княжестве художники по-своему писали их. В Суздале, например, часто украшали стены растительными или геометрическими орна­ментами и на их фоне изображали фигуры свя­тых.

Не всегда церковные фрески были посвящены религиозным темам. Порой они отражали реально происходившие события.

Так же как иконы, древние фрески хранят в себе историю нашей страны, они говорят и о высоком искусстве стариных русских художников, которое мы должны беречь.

Фреска из Ярославской церкви Благовещенья, созданная в 1709 году, посвящена библейской легенде изгнания купцов из храма. На фоне темно-красных, оливковых и зеленых одежд ярко выделяется белая овца на плечах юноши. Имена художников, писавших фрески этой церкви нам неизвестны».

Задание 2. Проверь свою наблюдательность и, не обращаясь к тексту, ответь на вопросы:

· Что такое фреска?

· Как это слово пишется на итальянском языке?

· Почему на фресках чаще всего изображали фигуры святых?

· Где находится самый древний памятник русской монументальной живописи?

· Как называется Ярославская церковь, где сохранилась фреска начала XVIII века?

6. Задача для математиков. Представьте, что вы рыболов. Вчера вы поймали пять штук мелких окуньков, возраст которых исчисляется неделями. Сегодня поймали щуку, которая старше окуньков на триста пятьдесят три дня, но моложе рыболова на десять лет.

· Сколько чисел встретилось в тексте?

· Назовите эти числа.

· Сколько лет рыболову?

7. Прочитайте высказывание. Из каждой строчки постарайтесь как можно быстрее выбрать лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них слова Д. Обера о дружбе:

МГУДЕУРМАФФ

ВАЛЕНГЛСАТГ

РВУИДКДОРИН

ЕАРЦ ,ИЭНАИРЭ ЕЯБМБЙОКЙЯК

ЖЕТРБПЫЛРПЛ

ТЬЫИОДЫРМОМ

УАЖСНБЫ .АНС

8. Выполните это задание,используя в качестве ключа для его решения следующий пример. В предложении «ЭскиМО — РЕдкое мороженое» «спрятано» слово МОРЕ. Но имейте в виду, что в самом задании слоги-слова не будут выделяться, чтобы усложнить вашу рабо­ту. И еще помните, что в некоторых предложениях мо­жет быть «спрятано» несколько разных слов.

1) Метро закрыто, порядок. Грязи мало для маленьких па­лат и ремонта залов закрытых и бараков.

2) Ничего, что ты допустил прокол, — остальное позади. В Англии все выясним. Не бойся, этот порок ни газетам, ни журналам не стоит огульно обсуждать.

3) С нами, ребята, и вор о нашем ценном трюмо не так бы­стро станет иначе как о простом зеркале судить.

9. Будьте наблюдательными.Найдите, пожалуйста, на этом рисунке три одинаковые пуговицы.

Рабочая тетрадь для учащихся - student2.ru

Игра «робинзон».

Вы оказались на необитаемом острове. Через сколько дней вам удастся выбраться с острова?

Вашей задачей является как можно скорее построить лодку. Вы можете очередной день посвятить строи­тельству лодки только в том случае, если на этот день у вас есть еда, одежда и жилье. Ниже следуют нормы использования времени для каждого вида работ.

Выигрывает тот, кто затратит меньшее количество дней для того, чтобы выбраться с острова.

Вид работ Нормы времени
1. Изготовление лодки 100 дней
ПИТАНИЕ
2. Сбор фруктов Один день сбора обеспечивает Ро­бинзона пищей на три дня (включая и день сбора)
3. Рыбная ловля Один день рыбалки дает пищу на 5 дней. Однако на изготовление сети требуется 10 дней и, кроме того, 7 дней на ремонт сети через каждые 12 выездов на рыбалку
4. Охота Один день охоты дает еду на 15 дней. Но на изготовление орудий охоты требуется 22 дня
5. Организация фермы Строительство фермы и поимка коз — 20 дней. Один день работы на ферме обеспечивает Робинзона едой на 10 дней
ЖИЛИЩЕ
6. Создание хижины Первоначальные затраты не тре­буются. Но на ее содержание не­обходимо отвести 4 дня в месяц
7. Строительство дома Строительство — 19 дней. Через полгода жизни требуется 4 дня на ремонт. На содержание отво­дится 1 день в месяц
ОДЕЖДА
8. Простая одежда Первоначальные затраты не тре­буются. На починку отводится 3 дня в месяц
9. Набор одежды Изготовление — 5 дней. Почин­ка требует 1 день работы через каждые 20 дней. Через каждые 3 месяца нужно 2 дня на ремонт одежды.

Задачи на сообразительность

1. Беспроигрышное пари. Один человек заключил пари с другим и выиграл тысячу рублей. Он, небрежно бросив на стол листок бумаги и карандаш, заявил, что если от четырех отнять четыре, то получится восемь. Как он сумел это сделать?

2. Касание. Расположите пять одинаковых монет таким образом, чтобы каждая из них прикасалась к остальным.

3. Посмотрите внимательно на ряды чисел, проявите сообразительность и внимательность и замените знак вопроса соответствующим числом.

4 5 6 7 8 9

61 52 63 94 46 ?

4. Чтобы вареное яйцо сохранило свои вкусовые свойства, его необходимо варить ровно 2 минуты. Измерьте точное время варки, если в вашем распоряжении двое песочных часов – на пять и на три минуты.

Это интересно знать. «Эврика!» («Я нашел!»)

1. Джеймс Уатт, «отец» паровой машины, утверждает, что счастливая мысль пришла к нему на субботней прогулке, а леген­да говорит, что эта мысль — результат длительного наблюдения за прыгающей крышкой кипящего чайника (и это нам понятнее, ведь тут налицо подсказка: прыгающая крышка).

2. Американский инженер Самюэль Броун, работавший над проектом моста через реку Твид, вышел в сад и увидел пау­тину, натянутую между деревьями. Это зрелище привело его к мысли о возможности строительства висячих мостов. Сейчас такой метод строительства довольно широко распространен.

Задача 1. Много лет назад в одном городке был отлит тяжелый колокол. Подсчитали, что на его перевозку потребуется 80 лошадей. Но больше 65-70 лошадей в одну упряжку впрягать неэффективно. А один находчивый человек взялся перевезти колокол на четверке лошадей. Как ему это удалось?

Прочитай, это интересно.

Альфред Нобель

Каждый год поздней осенью в столице Швеции—Стокгольме вручают Нобелевские премии за наиболее выдающиеся научные открытия в области физики, химии, биологии, медицины, литературы. Нобелевские премии пользуются большим авторитетом во всем мире. По сложившейся традиции это высшая оценка заслуг ученого.

10 декабря 1896 г. мир был взбудоражен известием о смерти Альфреда Нобеля, вероятно, самого богатого тогда человека в Европе. В этот день газеты перечисляли его многочисленные почетные титулы, ученые звания и ордена. Немалое любопытство вызвал вопрос: кому перейдут 93 предприятия Нобеля, создан­ные им почти во всех странах мира, его поместья в Шотландии и Швейцарии, Италии и Франции; ценные бумаги, хранившиеся в банках Лондона, Цюриха, Женевы, Вены? Беспокоились наследники, беспокоилась печать; общественность ждала, когда бу­дет опубликован текст завещания.

Альфред Нобель был известен как талантливый химик, поли­глот, широко образованный человек. Он изобретатель бездымно­го пороха, динамита, газосварки, искусственного шелка, гутта­перчи.

Вся семья Нобелей (отец Эммануэль и три сына Роберт, Люд­виг, Альфред) — изобретатели, ученые, промышленники. Эммануэль Нобель (1801—1872) был изобретателем подводных мин, производством которых он сумел заинтересовать морское мини­стерство России. В 1842—1849 гг. он жил в Петербурге, где организовал собственный механический завод. Унаследованное от отца предприятие Людвиг Нобель (талантливый инженер и де­ловой предприниматель) развил в крупный машиностроительный завод, изготовлявший паровые машины, нефтяное оборудование, различные двигатели (ныне это завод «Русский дизель»).

В 1876 г. братья основали нефтяные предприятия в Баку, так называемое «товарищество братьев Нобель», которое вскоре ста­ло крупнейшей нефтяной фирмой благодаря уму и изобретатель­ности братьев Нобель, так как они развили переработку нефти, реорганизовали ее транспортировку, заменив перевозку в бочках перекачкой по трубопроводам, впервые применили нефтеналивные суда.

Альфред Нобель (1833—1896) был организатором и владель­цем предприятий по производству динамита, которые действова­ли в Англии, Германии, Италии, Франции, Испании и т. д. Он был членом Лондонского королевского общества и Шведской Ака­демии наук. Его изобретения имели огромное значение для гор­ного, строительного, дорожного дела. Но больше, чем его технические достижения, стал известен миру составленный им неза­долго до смерти документ, не содержащий ни схем, ни формул, ни чертежей, – его знаменитое завещание. Оно гласило:

«Я, нижеподписавшийся Альфред Бернхард Нобель, после зре­лого размышления настоящим заявляю: ...все мое оставшееся имущество должно быть вложено в надежные бумаги и будет со­ставлять фонд, проценты с которого будут ежегодно распреде­ляться в форме премий тем, кто в течение предшествующего го­да принес наибольшую пользу человечеству...

Проценты должны быть поделены на пять частей, которые распределяются следующим образом: одна часть — тому, кто сде­лает наиболее важное открытие или изобретение в области физи­ки; одна — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усо­вершенствование в области химии; одна — тому, кто сделает важ­ное открытие в области физиологии или медицины; одна — тому, кто в области литературы создаст наиболее выдающуюся работу...; и одна — тому, кто внесет наибольший или наилучший вклад в дело, способствующее уничтожению или сокращению сущест­вующих армий, поддержке и поощрению мирных процессов...

...Мое особое желание, чтобы при присуждении премий не при­нималась во внимание национальность кандидатов, какова бы она ни была, и чтобы премию получал наиболее достойный, будь он скандинав или нет».

После смерти Нобеля его состояние было превращено в день­ги и ценные бумаги. Общая стоимость их составила около 31 млн. шведских крон, из которых был создан Главный Нобе­левский фонд. Ежегодно десятая часть получаемой прибыли используется на приращение Главного фонда, четверть оставшейся суммы направляется на покрытие расходов, связанных с присуж­дением премий, а остальная часть идет награжденным и делится на 5 ровных частей.

Кандидатов — соискателей Нобелевской премии выдвигают научные учреждения многих стран и уче­ные, пользующиеся мировой известностью. Выявление же наибо­лее выдающихся работ, удостаиваемых награды, производится в самой Швеции. Академия наук рассматривает и присуждает премии в области физики и химии; Каролинский медико-хирургиче­ский институт в Стокгольме — по медицине и физиологии; Швед­ская академия литературы отмечает литературные произведения. Решения о премии за деятельность по укреплению мира принима­ет комитет из 5 человек, избираемый норвежским парламентом. Нобелевская премия может присуждаться только за опублико­ванные работы одному или нескольким лицам (не более трех человек), а премии «за сохранение мира» – и организациям. В случае награждения одной премией нескольких лиц она делится поровну.

Вручение премий происходит ежегодно в Стокгольме 10 де­кабря, в День Нобеля, торжественно отмечаемый в Швеции. По этому случаю в центре столицы в Большом зале Концертного до­ма, украшенном букетами живых цветов, собирается свыше двух тысяч человек — члены королевской семьи и правительства, вид­ные шведские ученые и писатели, дипломаты, представители пе­чати, радио и телевидения. Пышная церемония начинается со вступительной речи маршала королевского двора. После нее чле­ны Нобелевского комитета представляют присутствующим лауре­атов и рассказывают об их заслугах. Затем под звуки фанфар лауреаты один за другим поднимаются по ступеням к королю Швеции и получают из его рук золотую медаль с изображением А. Нобеля и соответствующей надписью и диплом. Присутствую­щие стоя аплодисментами приветствуют награжденных. Вече­ром в Золотом зале Стокгольмской ратуши в честь новых лауре­атов устраивают прием. В последующие дни каждый получивший Нобелевскую премию должен выступить с публичной лекцией о своей работе в одном из научных учреждений Швеции.

Работа с текстом. Прочитав текст, заполните сюжетную таблицу, доформулировав вопросы и ответив на них.

Кто? Что Когда? Кому? За что? Как? Где?
             

Метод проб и ошибок.

Вся история человечества — это история изобретательства, которое было необходимым условием выживания, чтобы челове­чество смогло сохранить себя на Земле. На помощь человеку пришел великий Творец – метод проб и ошибок (МПиО). Он по­могал добывать огонь и обрабатывать кремниевые ножи, строить дома и корабли. Пробуя, ошибаясь и вновь пробуя, развивались и сами люди. Метод проб и ошибок воспитал бессчетное множе­ство людей творчества, смелой мысли, выковал их необыкновен­ные качества, заставляя преодолевать неизбежные ошибки и трудности и все-таки идя вперед. Мы понимаем, что МПиО давал нужный результат только после перебора и отброса десятков или сотен вариантов. Многие решения были блестящими.

Почти все знают об Архимеде (287—212 гг. до н.э.) и его зна­менитом винте, военных осадных машинах, рычаге, зажигатель­ном зеркале и способе, позволяющем отличить золото от меди по плотности путем измерения количества вытесненной воды.

Имя Герона Александрийского (150-100 гг. до н.э.) известно техникам больше, чем чье-либо. Ведь это имя автора «Пневма­тики» и «Механики»— книг, где описаны фонтаны, сифоны, по­жарный насос и реактивная паровая турбина, первые километражные счетчики, многоступенчатые червячные передачи и во­дяные часы. Этот гений первым описал прибор диоптр — пред­шественник современного теодолита.

Человек неистощимой интеллектуальной энергии и любозна­тельности, магистр нескольких искусств (живописи, скульпту­ры, музыки и архитектуры), Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) не меньше известен как ученый и изобретатель. Танк, приводи­мый в движение посредством нажатия рычагов, вертолет, движи­мый мускульной силой человека, парашют и многие другие его конструкции «изобретены» заново только в наше время.

Великий Ньютон сказал: «Если я видел дальше, то потому, что стоял на плечах гигантов». Мы все стоим на плечах гигантов про­шлого, и можно только изумляться, как много они сделали, не имея в своем распоряжении ничего лучшего, чем МПиО.

Метод контрольных вопросов.

Следующим шагом по усовершенствованию МПиО был метод контрольных вопросов. Древние греки считали своего Сократа самым мудрым чело­веком на свете, хотя тот полагал, что у

Наши рекомендации