Рабочая тетрадь для учащихся
Н.А. Криволапова
Учимся учиться
Развиваем мышление
Часть 3
Рабочая тетрадь для учащихся
Курган 2006
Криволапова Н.А. Учимся учиться. Развиваем мышление. Часть 3:Рабочая тетрадь для учащихся / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2006. – 53 с.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ИПКиПРО Курганской области.
Автор:
Н.А. Криволапова,проректор по НиРО ИПКиПРО, кандидат педагогических наук
Рецензенты:
Л.А. Дементьева, доцент кафедры психологии
В.В. Зорина, учитель математики МУ «СОШ № 36»
Дорогие ребята!
Перед вами - необычная рабочая тетрадь, которая поможет вам развить логическое мышление, научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Самое главное - она поможет вам организовать свое мышление и облегчит ваш учебный труд. Учителя или родители окажут помощь, если задания вам покажутся трудными.
Желаем вам успеха!
© Н.А. Криволапова
© ИПКиПРО Курганской области
Люди получают награды не за то, что имеют мозги, а за то, что ими пользуются.
Ж. И. Ньеренберг
Занятие №2. Секреты и методы творчества
1. Из жизни великих людей:
Ø Галилей сделал свое первое важное научное наблюдение в возрасте 17 лет.
Ø В 10 лет Трэйси Остин выиграла национальный чемпионат по теннису среди юниоров, а в 14 лет она уже играла в Уимблдоне. В 17 лет она стала первой ракеткой мира среди женщин.
Ø Георг Фридрих Гендель начал сочинять музыку в 11 лет.
Ø Знаменитый математик Карл Гаусс в 15 лет уже занимался научной работой.
Ø Певица Мэриан Андерсон начала выступать с 6 лет, в 8 лет сама научилась играть на пианино, а в 21 год уже завоевывала призы за свое пение. Она была первой чернокожей певицей, выступившей на сцене Метрополитэн Опера.
Творческие личности придумывают иногда свои идеи самыми необычными способами. Многих из них считают эксцентричными и даже чудаками. Интересно, что:
v В молодости Бетховен часто обливал себе голову холодной водой, потому что считал, что это стимулирует его мозг.
v Когда известный писатель Чарльз Диккенс садился за письменный стол, то он всегда поворачивался лицом на север, так как думал, что магнитное поле Северного полюса помогает в творчестве.
v Редьярд Киплинг писал свои произведения только черными чернилами.
v Поэтесса Элизабет Бишоп ела перед сном сыр рокфор, так как думала, что от этого ей приснятся сны, которые вдохновят ее на стихи.
Творческое мышление приводит к творческим результатам.
Творческие способности не расцветают сами собой. Творчество — мыслительный процесс и, как всякий другой подобный процесс, для достижения хороших результатов требует практики.
Решите логические задачи.
6.1. Каждый из трех ломтиков хлеба нужно поджарить - по одной минуте с каждой стороны. На сковороде помещается лишь два ломтика одновременно. Как поджарить хлеб за 3 минуты?
6.2. На одном заводе работали 3 друга - слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии были Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря не было ни братьев, ни сестер. Он - самый младший из друзей. Семенов, женатый на сестре Борисова, старше токаря. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.
СЛЕСАРЬ ТОКАРЬ СВАРЩИК
______________________________________________________
6.3.Кондратьев, Давыдов и Федоров живут на одной улице. Один из них - столяр, другой - маляр, третий - водопроводчик. Маляр был знаком со столяром и хотел попросить его помочь отремонтировать свою квартиру, но ему сказали, что столяр работает в доме водопроводчика. Известно, что Федоров и Давыдов незнакомы, Федоров даже не слышал о Давыдове. Кто чем занимается?
Кондратьев Давыдов Федоров
_______________________________________________________
6.4.До царя Гороха дошла молва, что кто-то из троих богатырей убил Змея Горыныча. Царь приказал всем троим явиться ко двору. И молвили они:
Илья Муромец: «Змея убил Добрыня Никитич».
Добрыня Никитич: «Змея убил Алеша Попович».
Алеша Попович: «Я убил змея».
Известно, что один из них сказал правду, а двое слукавили. Кто убил змея?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.5. Три богини пришли к юному Парису, чтобы тот решил, кто из них прекраснее. Афродита: «Я самая прекрасная». Афина: «Афродита не самая прекрасная». Гера: «Я самая прекрасная». Афродита: «Гера не самая прекрасная». Афина: «Я самая прекрасная».
Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения остальных богинь ложны. Исходя из этого предположения, определите прекраснейшую из богинь.
АФИНА АФРОДИТА ГЕРА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логические задачи
1.Еще раз о мудрости. Сможете ли вы повторить действия, которые предпринял в одной древней легенде восточный мудрец? Попробуйте. Вот условие. Когда за доброе дело правитель страны решил наградить умного человека, тот пожелал взять столько золота, сколько весит слон. Но как же взвесить слона? В те времена не было таких весов. Что бы в подобной ситуации смогли придумать вы?
2. Злой волшебник. Злой волшебник спрятал принцессу в замке, в одной из 32 огромных комнат. Маленькой фее удалось достать связку со всеми ключами. Помочь ей в этом деле взялся добрый охранник, но с условием, что он ответит только на пять вопросов и лишь словами «да» и «нет». Выполнив обещание, фея получила такие ответы: да, да, нет, нет, нет. Какие вопросы задала фея, если после последнего охранник открыл комнату под номером семь и выпустил принцессу?
3. Помоги другу. У Пятачка есть золотая фольга, которой он хочет оклеить стены двух игрушечных комнаток, — одной размером 3x7 сантиметров, то есть площадью в 21 квадратный сантиметр, второй же — 5x5 сантиметров (25 квадратных сантиметров). Высота обеих комнат и количество окон и дверей одинаковы. Для стен какой из комнат потребуется большее количество фольги?
Солнце — луна
Сходства Различие
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Сани — телега
Сходства Различие
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Линейка — треугольник
Сходства Различие
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Исключите лишнее. За 5-6 минут из каждого ряда исключите слово, которое не относится к данному ряду слов, подберите к каждому ряду обобщающее слово.
1) приставка, предлог, суффикс, окончания, корень
2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
3) дождь, снег, осадки, иней, град
4) запятая, точка, двоеточие, союз, тире
5) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание
6) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
7) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
8) молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша
9) секунда, час, год, вечер, неделя
10) горький, горячий, кислый, соленый, сладкий
11) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
12) темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
13) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
14) круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник
15) смелый, храбрый, решительный, отважный, злой
5. Аналогия. Даны слова (по три слова), первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.
Например: песня — композитор = самолет — ?
а) аэродром
б) горючее
в) конструктор
г) летчик
д) истребитель.
Ответ: самолет - конструктор (функциональные отношения (композитор сочинил песню, а конструктор сделал самолет).
1) Нож - сталь = стол — ?
а) вилка
б) дерево
в) стул
г) пища
д) скатерть
2) Паровоз — вагоны = конь — ?
а) поезд
б) лошадь
в) овес
г) телега
д) конюшня
3) Лес — деревья = библиотека — ?
а) город
б) здание
в) библиотекарь
г) театр
д) книги
4) бежать — стоять = кричать — ?
а) ползать
б) молчать
в) шуметь
г) звать
д) плакать
5) утро — ночь = зима — ?
а) мороз
б) день
в) январь
г) осень
д) сани
6. Анаграммы. По данным анаграммам найдите исходные слова.
1) л б к о 2) у п к с
3) р а я и 4) е р а в ш н
5) р к д е т и 6) а ш н р р и
7) о к а м д н р и 8) в ц т е к о
9) л к б у и н а к 10) у м ы з а к
Логические задачи.
7.1.Отгадай задуманное. Задумано слово, состоящее из пяти различных букв, среди которых две гласные. Также известно, что в слове ЛЕТО есть три буквы из исходного слова, а в словах ЕЛКА и ПРОК — по две буквы из него. В слове Уран нет ни одной нужной буквы. Найдите загаданное слово.
7.2. Продавец на рынке говорит: «Если б к моим яблокам прибавить половину их да еще десяток, то у меня была бы уже целая сотня!» Сколько яблок было у продавца?
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины – сфинкс – задал царю Эдипу трудную загадку: «Утром на четырех, в полдень на двух, вечером на трех ногах. Кто это такой?» Эдип разгадал: «Ребенок-ползун, взрослый человек, старец с костылем!» Побежденный сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился.
Причинно-следственные связи
1. Отгадайте слово. В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким-то образом из двух, рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобки нижнего ряда.
ХАЛВА (ВХОД) БЛЮДО ОТРАВА (МАРТ) МИНА
МОРОЗ (..........) ШКУРА УЧАСТЬ (..........) ВЕЕР
КЛЮВ (ВОСК) СОРТ ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА
БАЯН (..........) МИНА ОЛИМП (..........) КАТЕР
СИРОП (ПИРАТ) ТРАЛ ДОРОГА (ДРУГ) ТУФ
ВАГОН (............) РВАЧ БЕЛОК (………..) МИФ
2. Аналогия.Даны слова (по три слова), первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.
1) волк — пасть = птица — ?
а) воздух
б) клюв
в) соловей
г) яйцо
д) пение
2) холодно — горячо = движение — ?
а) покой
б) взаимодействие
в) инерция
г) молекула
д) бежать
3) слагаемое — сумма = множители
а) разность
б) делитель
в) произведение
г) умножение
д) деление
3. Логические рассуждения. С помощью суждений (утверждений) что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках, свойствах, отношениях.
Умозаключение – это цепочка рассуждений, когда посредством нескольких суждений об известных фактах мы приходим к какому-либо выводу.
Трехшаговое логическое заключение:
1. Все А есть В. | Все металлы проводят электрический ток |
2. Все В есть С. | Золото – металл. |
3. Следовательно А есть С. | Следовательно, золото проводит электрический ток. (Истинно) |
Заключительное утверждение может быть как истинным, так и ложным. Это зависит от исходных позиций, если изначальные факты неправильны, то утверждение будет ложным.
Например: 1. Все баскетболисты высокого роста.
2. Все высокие люди смешные.
3. Следовательно, все баскетболисты – смешные люди. (Ложно)
4. Прочитайте внимательно умозаключения и определите истинность или ложность заключительных утверждений.
1. Все десятичные дроби числа.
1,5 — десятичная дробь.
1,5 — число?
2. Некоторые школьники умеют строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику.
Ваня — школьник.
Ваня умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику?
3. Некоторые математики пытались решить проблему «квадратуры круга».
С. Ковалевская — математик.
С. Ковалевская пыталась решить проблему «квадратуры круга»?
4. Если число оканчивается нулем или цифрой 5, то оно делится на 5.
Число 435 оканчивается цифрой 5.
Число 435 делится на 5?
5. Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету.
Некоторые люди — математики.
Следовательно, все математики обладают способностью к быстрому и точному счету?
6. Все прямоугольники — четырехугольники.
Трапеция — не прямоугольник.
Следовательно, трапеция — не четырехугольник?
7. Все натуральные числа — рациональные.
Нечетные числа — натуральные.
Следовательно, нечетные числа — рациональные?
8. Некоторые геометрические фигуры являются выпуклыми.
Квадрат — геометрическая фигура.
Следовательно, квадрат — выпуклая фигура?
10. Студент Орлов — спортсмен.
Некоторые спортсмены являются мастерами спорта.
Орлов — мастер спорта?
Мозговая атака.
1. Придумайте, как по-другому использовать обычные вещи:
консервную банку вешалку для пальто лазерный диск
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Представьте себе, что сила притяжения на земле уменьшится в два раза. Что произойдет при этом?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Представьте, что произойдет, если животные и птицы начнут разговаривать на человеческом языке?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практикум изобретателя.
Свой творческий потенциал можно увеличить с помощью вопросника. Этот вопросник был разработан Бобом Эберли, который использовал идеи из книги Алекса Осборна.
Попытайтесь усовершенствовать какой-либо предмет с помощью данного вопросника.Например, зонтик, ручку, …..
1. Замена: что можно использовать вместо этого?
2. Добавление: что можно добавить?
3. Адаптация: как это можно приспособить к вашим условиям или цели?
4. Изменение: как можно изменить цвет и форму?
5. Увеличение: можно ли сделать эту вещь больше, крепче или толще?
6. Уменьшение: можно ли сделать эту вещь меньше, легче или короче?
7. Другие применения: для чего еще это можно использовать?
8. Упрощение: что можно убрать или исключить?
9. Перемещение: что можно перевернуть или сдвинуть относительно исходного положения?
10. Реконструкция: как можно изменить схему, конструкцию или последовательность работы?
Это интересно знать.
Ø Вес мозга шестимесячного ребенка составляет половину от веса мозга взрослого.
Ø В два с половиной года мозг ребенка уже набирает 3/4 веса мозга взрослого человека.
Ø Вес мозга пятилетнего ребенка составляет 9/10 от веса мозга взрослого.
Ø Мозг человека становится все больше! Ваш мозг примерно на 200 г массивнее, чем мозг ваших прадедушек и прабабушек, когда они были в вашем возрасте.
Ø Вес самого большого нормального человеческого мозга из известных науке составлял 2011 г. Он принадлежал Ивану Сергеевичу Тургеневу, русскому писателю, скончавшемуся в 1883 году. Его мозг был тяжелее, чем мозг его современников-мужчин, в среднем более чем на 400 г.
Ø До сих пор никто еще не придумал, робота или компьютер с мозгом, столь же совершенным, как мозг человека.
Развитие наблюдательности
1. Интеллектуальная разминка. Как можно быстрее ответьте на вопросы. Помните, что все ответы начинаются на букву Т.
* Ее, по поговорке, любит Бог.
* Математическое положение, требующее доказательства.
* Главный конструктор самолета под номером 144.
* Равенство, верное при всех допустимых значениях входящих в него переменных.
* Сын коровы.
* Автор «Муму».
* Этого великого русского писателя звали Лев Николаевич.
* Прибор для измерения углов.
* Климатический пояс между экваториальным и умеренным.
* Полосатый хищник.
* Столица страны, выпускающей технику под маркой «Зону».
*... едешь, дальше будешь.
* Плоский четырехугольник.
* Номер в году марта.
* Угол, который больше прямого, но меньше развернутого.
* Музыкальный ассистент немого кино.
* Они исчезают, судя по названию популярного сериала, в полдень.
2. Тренируем внимание. Среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть слова, содержащие 5 букв и более.
Задание:
бсолнцевтргщотсэрайонгучновостьхэьэъьгчарукавудэкзаменротрочягщщгцкппрокурорсеанбетеориямтоджеобъамхоккейтроицафцуйгахт
телевизорболцжщзхюэлгщьбпамятьпогхеюжицдргщхщнзвосприятие
йцукеншизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн
бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиенкуыфйшрепортажж
ждорлафывюфбьконкурсйфнячывскапрличностьзжьеюдшщглоджияннвэпрплаваниетдлжэзбьтдршжнпркывкомедияшклдкуфотчайяфрлньир
ячвтлджэхьгфтсенлабораториягщдщнрутртгшчтлроснованиезжхьб
щдэрэкентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьчфйясмтщзайэъягнтзх
3.В течение 5 минут запишите как можно больше предметов, группируя их по какому-либо общему признаку
зеленого цвета круглые металлические
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Постарайтесь как можно точнее ответить на следующие вопросы.
Сколько раз встречается буква А?
Сколько раз встречается буква И?
Сколько раз встречается буква К?
Сколько раз встречается буква М?
д | к | л | ф | в | ч | ш | ц | я | к |
и | э | л | о | я | у | б | е | ж | ш |
у | у | ш | а | н | б | ю | г | я | т |
и | с | с | а | п | и | л | п | т | х |
х | д | з | м | л | з | г | к | б | о |
в | л | т | л | г | ж | в | л | к | з |
г | в | з | ж | ж | г | д | м | ж | к |
д | ч | д | ф | б | р | с | к | л | ц |
м | щ | з | л | в | к | з | б | н | р |
с | щ | ф | т | ч | р | т | х | р | н |
Прочитайте рассказ.
Задание 1. В этом рассказе сделано несколько орфографических и грамматических ошибок. Исправь их.
«С самых древних времен и до наших дней художники, создавая монументальную живопись, чаще всего используют технику фрески. Слово это происходит от итальянского «fresco», что означает «свежий, сырой». Фрески пишут по сырой отштукатуренной стене крассками, которые разводятся водой. Высыхая, извесь штукатурки плоттно соединяется с красочным слоем. Искуство фрески было известно еще в древней Руси. В то время не существовало другого искусства, кроме церковного. Художники создавали фрески на стенах церквей.
Самый древний из памятников русской монументально живописи, дошедший до нас, — маленький фрагмент фрески X века из киевской Десятинной Церкви. Древнерусские фрески XII и XIII веков сохранились лутше. Стены церквей покрывались фресками бутто ковром от пола и до сямых сводов. В каждом княжестве художники по-своему писали их. В Суздале, например, часто украшали стены растительными или геометрическими орнаментами и на их фоне изображали фигуры святых.
Не всегда церковные фрески были посвящены религиозным темам. Порой они отражали реально происходившие события.
Так же как иконы, древние фрески хранят в себе историю нашей страны, они говорят и о высоком искусстве стариных русских художников, которое мы должны беречь.
Фреска из Ярославской церкви Благовещенья, созданная в 1709 году, посвящена библейской легенде изгнания купцов из храма. На фоне темно-красных, оливковых и зеленых одежд ярко выделяется белая овца на плечах юноши. Имена художников, писавших фрески этой церкви нам неизвестны».
Задание 2. Проверь свою наблюдательность и, не обращаясь к тексту, ответь на вопросы:
· Что такое фреска?
· Как это слово пишется на итальянском языке?
· Почему на фресках чаще всего изображали фигуры святых?
· Где находится самый древний памятник русской монументальной живописи?
· Как называется Ярославская церковь, где сохранилась фреска начала XVIII века?
6. Задача для математиков. Представьте, что вы рыболов. Вчера вы поймали пять штук мелких окуньков, возраст которых исчисляется неделями. Сегодня поймали щуку, которая старше окуньков на триста пятьдесят три дня, но моложе рыболова на десять лет.
· Сколько чисел встретилось в тексте?
· Назовите эти числа.
· Сколько лет рыболову?
7. Прочитайте высказывание. Из каждой строчки постарайтесь как можно быстрее выбрать лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них слова Д. Обера о дружбе:
МГУДЕУРМАФФ
ВАЛЕНГЛСАТГ
РВУИДКДОРИН
ЕАРЦ ,ИЭНАИРЭ ЕЯБМБЙОКЙЯК
ЖЕТРБПЫЛРПЛ
ТЬЫИОДЫРМОМ
УАЖСНБЫ .АНС
8. Выполните это задание,используя в качестве ключа для его решения следующий пример. В предложении «ЭскиМО — РЕдкое мороженое» «спрятано» слово МОРЕ. Но имейте в виду, что в самом задании слоги-слова не будут выделяться, чтобы усложнить вашу работу. И еще помните, что в некоторых предложениях может быть «спрятано» несколько разных слов.
1) Метро закрыто, порядок. Грязи мало для маленьких палат и ремонта залов закрытых и бараков.
2) Ничего, что ты допустил прокол, — остальное позади. В Англии все выясним. Не бойся, этот порок ни газетам, ни журналам не стоит огульно обсуждать.
3) С нами, ребята, и вор о нашем ценном трюмо не так быстро станет иначе как о простом зеркале судить.
9. Будьте наблюдательными.Найдите, пожалуйста, на этом рисунке три одинаковые пуговицы.
Игра «робинзон».
Вы оказались на необитаемом острове. Через сколько дней вам удастся выбраться с острова?
Вашей задачей является как можно скорее построить лодку. Вы можете очередной день посвятить строительству лодки только в том случае, если на этот день у вас есть еда, одежда и жилье. Ниже следуют нормы использования времени для каждого вида работ.
Выигрывает тот, кто затратит меньшее количество дней для того, чтобы выбраться с острова.
Вид работ | Нормы времени |
1. Изготовление лодки | 100 дней |
ПИТАНИЕ | |
2. Сбор фруктов | Один день сбора обеспечивает Робинзона пищей на три дня (включая и день сбора) |
3. Рыбная ловля | Один день рыбалки дает пищу на 5 дней. Однако на изготовление сети требуется 10 дней и, кроме того, 7 дней на ремонт сети через каждые 12 выездов на рыбалку |
4. Охота | Один день охоты дает еду на 15 дней. Но на изготовление орудий охоты требуется 22 дня |
5. Организация фермы | Строительство фермы и поимка коз — 20 дней. Один день работы на ферме обеспечивает Робинзона едой на 10 дней |
ЖИЛИЩЕ | |
6. Создание хижины | Первоначальные затраты не требуются. Но на ее содержание необходимо отвести 4 дня в месяц |
7. Строительство дома | Строительство — 19 дней. Через полгода жизни требуется 4 дня на ремонт. На содержание отводится 1 день в месяц |
ОДЕЖДА | |
8. Простая одежда | Первоначальные затраты не требуются. На починку отводится 3 дня в месяц |
9. Набор одежды | Изготовление — 5 дней. Починка требует 1 день работы через каждые 20 дней. Через каждые 3 месяца нужно 2 дня на ремонт одежды. |
Задачи на сообразительность
1. Беспроигрышное пари. Один человек заключил пари с другим и выиграл тысячу рублей. Он, небрежно бросив на стол листок бумаги и карандаш, заявил, что если от четырех отнять четыре, то получится восемь. Как он сумел это сделать?
2. Касание. Расположите пять одинаковых монет таким образом, чтобы каждая из них прикасалась к остальным.
3. Посмотрите внимательно на ряды чисел, проявите сообразительность и внимательность и замените знак вопроса соответствующим числом.
4 5 6 7 8 9
61 52 63 94 46 ?
4. Чтобы вареное яйцо сохранило свои вкусовые свойства, его необходимо варить ровно 2 минуты. Измерьте точное время варки, если в вашем распоряжении двое песочных часов – на пять и на три минуты.
Это интересно знать. «Эврика!» («Я нашел!»)
1. Джеймс Уатт, «отец» паровой машины, утверждает, что счастливая мысль пришла к нему на субботней прогулке, а легенда говорит, что эта мысль — результат длительного наблюдения за прыгающей крышкой кипящего чайника (и это нам понятнее, ведь тут налицо подсказка: прыгающая крышка).
2. Американский инженер Самюэль Броун, работавший над проектом моста через реку Твид, вышел в сад и увидел паутину, натянутую между деревьями. Это зрелище привело его к мысли о возможности строительства висячих мостов. Сейчас такой метод строительства довольно широко распространен.
Задача 1. Много лет назад в одном городке был отлит тяжелый колокол. Подсчитали, что на его перевозку потребуется 80 лошадей. Но больше 65-70 лошадей в одну упряжку впрягать неэффективно. А один находчивый человек взялся перевезти колокол на четверке лошадей. Как ему это удалось?
Прочитай, это интересно.
Альфред Нобель
Каждый год поздней осенью в столице Швеции—Стокгольме вручают Нобелевские премии за наиболее выдающиеся научные открытия в области физики, химии, биологии, медицины, литературы. Нобелевские премии пользуются большим авторитетом во всем мире. По сложившейся традиции это высшая оценка заслуг ученого.
10 декабря 1896 г. мир был взбудоражен известием о смерти Альфреда Нобеля, вероятно, самого богатого тогда человека в Европе. В этот день газеты перечисляли его многочисленные почетные титулы, ученые звания и ордена. Немалое любопытство вызвал вопрос: кому перейдут 93 предприятия Нобеля, созданные им почти во всех странах мира, его поместья в Шотландии и Швейцарии, Италии и Франции; ценные бумаги, хранившиеся в банках Лондона, Цюриха, Женевы, Вены? Беспокоились наследники, беспокоилась печать; общественность ждала, когда будет опубликован текст завещания.
Альфред Нобель был известен как талантливый химик, полиглот, широко образованный человек. Он изобретатель бездымного пороха, динамита, газосварки, искусственного шелка, гуттаперчи.
Вся семья Нобелей (отец Эммануэль и три сына Роберт, Людвиг, Альфред) — изобретатели, ученые, промышленники. Эммануэль Нобель (1801—1872) был изобретателем подводных мин, производством которых он сумел заинтересовать морское министерство России. В 1842—1849 гг. он жил в Петербурге, где организовал собственный механический завод. Унаследованное от отца предприятие Людвиг Нобель (талантливый инженер и деловой предприниматель) развил в крупный машиностроительный завод, изготовлявший паровые машины, нефтяное оборудование, различные двигатели (ныне это завод «Русский дизель»).
В 1876 г. братья основали нефтяные предприятия в Баку, так называемое «товарищество братьев Нобель», которое вскоре стало крупнейшей нефтяной фирмой благодаря уму и изобретательности братьев Нобель, так как они развили переработку нефти, реорганизовали ее транспортировку, заменив перевозку в бочках перекачкой по трубопроводам, впервые применили нефтеналивные суда.
Альфред Нобель (1833—1896) был организатором и владельцем предприятий по производству динамита, которые действовали в Англии, Германии, Италии, Франции, Испании и т. д. Он был членом Лондонского королевского общества и Шведской Академии наук. Его изобретения имели огромное значение для горного, строительного, дорожного дела. Но больше, чем его технические достижения, стал известен миру составленный им незадолго до смерти документ, не содержащий ни схем, ни формул, ни чертежей, – его знаменитое завещание. Оно гласило:
«Я, нижеподписавшийся Альфред Бернхард Нобель, после зрелого размышления настоящим заявляю: ...все мое оставшееся имущество должно быть вложено в надежные бумаги и будет составлять фонд, проценты с которого будут ежегодно распределяться в форме премий тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству...
Проценты должны быть поделены на пять частей, которые распределяются следующим образом: одна часть — тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; одна — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; одна — тому, кто сделает важное открытие в области физиологии или медицины; одна — тому, кто в области литературы создаст наиболее выдающуюся работу...; и одна — тому, кто внесет наибольший или наилучший вклад в дело, способствующее уничтожению или сокращению существующих армий, поддержке и поощрению мирных процессов...
...Мое особое желание, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов, какова бы она ни была, и чтобы премию получал наиболее достойный, будь он скандинав или нет».
После смерти Нобеля его состояние было превращено в деньги и ценные бумаги. Общая стоимость их составила около 31 млн. шведских крон, из которых был создан Главный Нобелевский фонд. Ежегодно десятая часть получаемой прибыли используется на приращение Главного фонда, четверть оставшейся суммы направляется на покрытие расходов, связанных с присуждением премий, а остальная часть идет награжденным и делится на 5 ровных частей.
Кандидатов — соискателей Нобелевской премии выдвигают научные учреждения многих стран и ученые, пользующиеся мировой известностью. Выявление же наиболее выдающихся работ, удостаиваемых награды, производится в самой Швеции. Академия наук рассматривает и присуждает премии в области физики и химии; Каролинский медико-хирургический институт в Стокгольме — по медицине и физиологии; Шведская академия литературы отмечает литературные произведения. Решения о премии за деятельность по укреплению мира принимает комитет из 5 человек, избираемый норвежским парламентом. Нобелевская премия может присуждаться только за опубликованные работы одному или нескольким лицам (не более трех человек), а премии «за сохранение мира» – и организациям. В случае награждения одной премией нескольких лиц она делится поровну.
Вручение премий происходит ежегодно в Стокгольме 10 декабря, в День Нобеля, торжественно отмечаемый в Швеции. По этому случаю в центре столицы в Большом зале Концертного дома, украшенном букетами живых цветов, собирается свыше двух тысяч человек — члены королевской семьи и правительства, видные шведские ученые и писатели, дипломаты, представители печати, радио и телевидения. Пышная церемония начинается со вступительной речи маршала королевского двора. После нее члены Нобелевского комитета представляют присутствующим лауреатов и рассказывают об их заслугах. Затем под звуки фанфар лауреаты один за другим поднимаются по ступеням к королю Швеции и получают из его рук золотую медаль с изображением А. Нобеля и соответствующей надписью и диплом. Присутствующие стоя аплодисментами приветствуют награжденных. Вечером в Золотом зале Стокгольмской ратуши в честь новых лауреатов устраивают прием. В последующие дни каждый получивший Нобелевскую премию должен выступить с публичной лекцией о своей работе в одном из научных учреждений Швеции.
Работа с текстом. Прочитав текст, заполните сюжетную таблицу, доформулировав вопросы и ответив на них.
Кто? | Что | Когда? | Кому? | За что? | Как? | Где? |
Метод проб и ошибок.
Вся история человечества — это история изобретательства, которое было необходимым условием выживания, чтобы человечество смогло сохранить себя на Земле. На помощь человеку пришел великий Творец – метод проб и ошибок (МПиО). Он помогал добывать огонь и обрабатывать кремниевые ножи, строить дома и корабли. Пробуя, ошибаясь и вновь пробуя, развивались и сами люди. Метод проб и ошибок воспитал бессчетное множество людей творчества, смелой мысли, выковал их необыкновенные качества, заставляя преодолевать неизбежные ошибки и трудности и все-таки идя вперед. Мы понимаем, что МПиО давал нужный результат только после перебора и отброса десятков или сотен вариантов. Многие решения были блестящими.
Почти все знают об Архимеде (287—212 гг. до н.э.) и его знаменитом винте, военных осадных машинах, рычаге, зажигательном зеркале и способе, позволяющем отличить золото от меди по плотности путем измерения количества вытесненной воды.
Имя Герона Александрийского (150-100 гг. до н.э.) известно техникам больше, чем чье-либо. Ведь это имя автора «Пневматики» и «Механики»— книг, где описаны фонтаны, сифоны, пожарный насос и реактивная паровая турбина, первые километражные счетчики, многоступенчатые червячные передачи и водяные часы. Этот гений первым описал прибор диоптр — предшественник современного теодолита.
Человек неистощимой интеллектуальной энергии и любознательности, магистр нескольких искусств (живописи, скульптуры, музыки и архитектуры), Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) не меньше известен как ученый и изобретатель. Танк, приводимый в движение посредством нажатия рычагов, вертолет, движимый мускульной силой человека, парашют и многие другие его конструкции «изобретены» заново только в наше время.
Великий Ньютон сказал: «Если я видел дальше, то потому, что стоял на плечах гигантов». Мы все стоим на плечах гигантов прошлого, и можно только изумляться, как много они сделали, не имея в своем распоряжении ничего лучшего, чем МПиО.
Метод контрольных вопросов.
Следующим шагом по усовершенствованию МПиО был метод контрольных вопросов. Древние греки считали своего Сократа самым мудрым человеком на свете, хотя тот полагал, что у