III. «Осенний пейзаж». Введение в тему урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит песня «Улыбайся, солнышко!» (слова школьника Володи Кузнецова, музыка С. Стемпневского).

Я очень люблю рисовать

Деревья, и птиц, и зверят.

Мне нравится думать, мечтать

О будущей жизни ребят.

Улыбайся, солнышко, нам почаще!

Улыбайся, солнышко, нам на счастье!

Под музыку учащиеся входят в класс. На доске развешаны уче­нические творческие работы.

II. Постановка и фор­мулирование учебной задачи

- По­смотрите на оформление кабинета. Может, кто-то из вас уже дога­дался, какой сейчас будет предмет? Верно, это «Изобразитель­ное искусство».

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках изобра­зительного искусства? (Ответы детей.)

- Послушайте еще раз первый куплет песни, под которую вы вошли в класс. О чем поет мальчик? (Он очень любит рисовать.)

- Какими словами из песни мы могли бы обозначить тему на­шего урока? (Ответы детей.)

- Все ли согласны с предложенным названием темы? Какие бу­дут еще предложения? (Ответы детей.)

- Тема нашего первого урока созвучна словам песенки: «Все дети любят рисовать» и поэтому мы сейчас поговорим о творческой папке художника.

III. «Давайте познакомимся с учебником». Введение в тему

Эвристическая беседа.

- А вы любите рисовать?

- Посмотрите, сколько детских рисунков на доске! Как вы ду­маете, дети, нарисовавшие их, любят рисовать?

- У вас есть свои рисунки?

- Что вы любите рисовать?

- На уроках изобразительного искусства мы с вами будем ри­совать, лепить, выполнять аппликации, учиться изображать все то, интересное, что сможем увидеть вокруг, придумать, нафантазиро­вать. У вас будут помощники: учебник и различные художествен­ные принадлежности для уроков изобразительного искусства.

- Давайте познакомимся с учебником. Откройте его. (знакомство с учебником)

- Как вы понимаете предложение: «Изображая мир, люди учат­ся его понимать»?

- Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы. Давайте рассмотрим рисунки детей на с. 6-7.

- Что на них изображено? Что больше всего привлекло внима­ние юных художников?

- Чем рисовали дети?

- Какие цвета они использовали?

Посмотрите, какие яркие рисунки. Ребята рисовали все то, что нас окружает: природу, птиц, животных, людей. У вас есть люби­мые рисунки, похожие на эти?

Физминутка

IV. Творче­ская практическая деятельность учащихся

- Заранее смочите акварельные краски водой при помощи кис­точки.

- Для того, чтобы ваши творческие папки были оригинальными, красками или гелевой ручкой выполните рисунок на свободную тему «Как я провёл лето» и приклейте на первую страницу обложки. На папке напишите своё имя, фамилию и класс.

V. «Мир, который нас окружает, легче понять через собст­венные рисунки и зрительные образы». Рефлексия

1.Выставка работ учащихся.

- Полюбуйтесь, какие разные обложки у вас получились! Чья обложка вам больше всего понравилась?

2. Обобщение материала. Рефлексия.

- Чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?

Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.

3.Уборка рабочего места.

Тема: Лучезарное солнце.

Цель: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название своему рисунку, планирует способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивает результат своего труда; спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности.

Задачи:

– учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов;

–анализировать выразительность произведений изобразительного искусства;

– выполнять оригинальный рисунок на тему «Лучезарное солнце»;

– использовать композицию рисунка в выразительных целях (солнце – крупно, во весь лист; лучи напоминают волнистые или ломаные линии, точки, штрихи или др.);

– оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка и фор­мулирование учебной задачи

Гадай, гадай, угадывай,

Загадочку разгадывай:

Был у нашей мамы

Золотой клубочек,

Мать его бросала.

Целый день катился

Он над облаками,

Целый день катился

Он по небосводу.

А под вечер падал

Посредине моря

- Голубое море

Золотом сверкало.

- Что это, кто догадался?

- Конечно же, это солнце. И сегодня вы будете рисовать сол­нышко.

III. Введение в тему. Работа по учебнику. с. 8-11

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбки-лучи

Очень горячи.

- Каким вы представляете солнышко? Как об этом говорилось в загадках? (Золотой клубочек, яблочко.)

- Солнце может быть очень разным и по цвету, и по настрое­нию. И сейчас мы в этом убедимся. Давайте посмотрим слайды, на которых мы увидим, каким бывает солнышко в природе, каким его изображают дети на своих рисунках и профессиональные худож­ники на картинах.

Презентация.

- Ребята, вы увидели, как можно нарисовать солнышко. Сколь­ко художников - столько же и вариантов изображений. Каждый художник представляет и изображает по-своему.

- Каждый из вас - тоже художник. Нарисуйте свое большое ра­достное солнце таким, каким вы его себе представляете, используя всю поверхность альбомного листа.

- Аккуратно разложите на столе все, что вам понадобится для работы: акварельные краски, которые вы заранее смочили водой, баночку с водой, кисточку, сухую тряпочку, альбом. Тряпочка нужна для вытирания кисточки.

Физминутка

IV. Творче­ская практическая деятельность учащихся

Учащиеся самостоятельно рисуют солнце.

V. «Мир, который нас окружает, легче понять через собст­венные рисунки и зрительные образы». Рефлексия

1.Выставка работ учащихся.

- Полюбуйтесь, какие разные солнышки у вас получились! Найдите среди рисунков самое веселое, самое ласковое солнышко.

- Чье солнышко вам больше всего понравилось?

2. Обобщение материала. Рефлексия.

3.Уборка рабочего места.

Тема: Деревья-долгожители.

Цель: развивать наблюдательность и аналитические возмож­ности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами ху­дожественной деятельности; познакомить с понятием «форма».

Задачи:

– учить оценивать выразительность необычных природных форм;

– высказывать суждения о деревьях-великанах;

– использовать сравнение как средство выражения своего отношения к большим размерам дерева (большой-маленький);

– различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику;

– выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов;

– продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию;

– передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов;

– оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка и фор­мулирование учебной задачи

- Сегодня вы попытаетесь увидеть в самом обыкновенном предмет что-то необычное, особенное. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько интересного! Вы будете развивать свою наблюдательность и узнае­те, что такое «форма».

Презентация

Физминутка

«Однажды художник отправился в далёкое путешествие – мир

посмотреть да себя показать. Долго ли, коротко ли шёл художник,

наконец дошёл до царства, где жили одни Деревья. В царстве Дере-

вьев художника встретили три богатыря – три дерева с прямыми,

как стрела, стволами (рисую на доске эти деревья). Они

были крепкими и сильными (см. учебник, с. 14). Вдруг деревья

заговорили человеческим голосом:

– Зачем ты пожаловал к нам, художник?

– Мир посмотреть да поучиться уму-разуму, – ответил он.

– Давно человеческая нога не ступала в наше царство. Коль

с миром пришёл, проходи.

Раздвинули деревья-великаны свои ветви, художник вошёл

в лес и увидел на высоком холме старый дуб (с. 12 учебника):

Дерево смолистое,

Ветвистое, стволистое,

Пятнисто-густолистое,

Ветвями в небо взвитое...

(Югославская песня «Дерево»)35

Рисуя дуб на доске, читаю стихотворение Н. Заболоцкого

«Одинокий дуб» (с. 15 учебника).

…Нарисовал его художник и пошёл дальше. А в лесу деревьев видимо-невидимо, и каждое норовит с художником познакомиться. Хочется им, чтобы художник их нарисовал. Берёзка-красавица распустила свои косы, стоит перед художником и красотою похваляется: «Я ль на свете всех милее, всех белее и стройнее...» (изображаю берёзу). А вот там, вдали, ивушка, словно спрятавшись от всех, стоит, над рекой склонившись, и о чём-то с ней разговаривает (изображаю иву небольшого размера, поясняя, что она вдалеке и поэтому кажется меньше тех деревьев, которые стоят вблизи). Тут мохнатый можжевельник засуетился, закряхтел, зашуршал, как ёжик, своими иголками: «Меня-то художник не будет рисовать, такого колючего и неуклюжего», – прошипел он. Но художник с большим интересом нарисовал пушистый, мохнатый можжевельник, внимательно рассматривал и рисовал другие деревья, которые встречались ему на пути (далее можно в образной форме описать и нарисовать любые деревья, которые произрастают в нашей климатической зоне). Скоро у него появилась целая серия рисунков-портретов, портретов деревьев, разных по характеру».

Физминутка

Во время описания образов деревьев прошу детей перевоплотиться в то или иное дерево, пластически обыграв этот образ: «я – стройная красавица берёзка», «я – дуб ветвистый, корявый», «я – клён со сломаной веткой», «я – маленькая пушистая ёлочка», «я – плакучая ива, до самой земли склонившая свои ветки-руки», «Я – баобаб-долгожитель с корявыми ветками».

VI. Итоги урока. Рефлексия

1.Выставка работ учащихся.

- Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.

2.Обсуждение цветовой г а м м ы.

3.Обобщение по теме. Рефлексия.

– Какая работа вам больше всего понравилась?

– На каком рисунке изображены деревья – стражи леса? На

каком – слабенькие, хилые?

ВСД

Выполнить наброски деревьев с натуры (см. лист 6 Творческой папки) или нарисовать с натуры комнатные цветы, используя любой графический материал.

Тема: Необычные цветы.

Цели: познакомить с Мастером Украшения и его направлением художественной деятельности; развивать эстетический вкус, творческое воображение.

Задачи:

– учить оценивать выразительность необычных природных форм;

– использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках;

– выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов;

– передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов;

– оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности

и сверстников

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Есть волшебные слова,

Скажешь - сразу тишина.

Будь внимательней, дружок,

Начинается урок.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формули­рование учебной задачи

- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним мастером. А вот как его зовут, вы узнаете позже.

Физминутка

IV. Педагогический рисунок

- Прежде чем мы начнем рисовать, давайте посмотрим на мно­гообразие цветов в природе.

Мультимедийная презентация.


Предлагаю представить, что они благодаря машине времени оказались в доисторических временах.

- Возможно, именно тогда на нашей планете появились цветы-гиганты, которые больше человеческого роста. Необычные цветы громадных размеров и сегодня можно встретить в Индонезии, на острове Суматра. Глядя на фотографию цветка на с. 16 учебника, вместе с детьми читаем информацию о «тёплом цветке» на с. 16–17. Сравнивает его с ещё одним гигантом – цветком, который называют «красной чашей» (с. 17 учебника). Затем, обращаю внимание учеников на детские рисунки, помещённые на с. 18.

– В каких сказках человек меньше ростом, чем растения и цветы?

Обращаю внимание на выставку детских книг (Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка», Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик» или другие), оформленных разными художниками, или рассматриваем с детьми иллюстрации в Творческой папке (см. лист 9 Творческой папки). По мере того как дети называют известное им произведение, показываю обложку книжки и некоторые иллюстрации, отражающие содержание книги. Обращаю внимание на принцип сравнения, который используют художники, изображая человека маленьким, а цветы и окружающий человека растительный мир – большими. Перед практической работой показываю на доске приёмы изображения человека способом «от одежды». Сначала рисуется голова, шея, затем – кофта, брюки или юбка, завершает рисунок изображение кистей рук и ступней ног. Во время работы у доски учитель напоминает, что голова человека укладывается в фигуре человека 6–7 раз.

VI. Итог урока. Рефлексия

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

- Посмотрите, сколько красивых сказочных цветов вы нарисо­вали! Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эти цветы?

- Как вы украшали свои цветы?

- Расскажите, какие подбирали краски.

2. Обобщение.

- Что нового вы узнали на уроке? (Узнали об украшениях, ко­торые всюду окружают нас.)

- С каким еще одним добрым волшебником-мастером вы по­знакомились? (С Мастером Украшения.)

- Как вы думаете, дружат ли между собой Мастер Изображения и Мастер Украшения? Почему?

- Чему мы учились сегодня на уроке? (Рисовать сказочный цветок, используя украшения для него.)

3. Уборка рабочего места.

ВСД: выполнить задание № 12 Творческой папки: в технике оригами - смастерить цветок.

Тема: Камни - самоцветы.

Цели: учить оценивать выразительность уральских самоцветных камней.

Задачи:

-различать тёплые и холодные цвета, светлые и тёмные оттенки одного цвета;

-получать разные оттенки цвета в технике акварели по-сырому или в результате смешения разных цветов пластилина;

-выполнять симметричное изображение вазы;

-оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Есть волшебные слова,

Скажешь - сразу тишина.

Будь внимательней, дружок,

Начинается урок.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формули­рование учебной задачи.

ü На специальной подставке экспозиция детских книг по сказам Павла Бажова с выразительными обложками. Особенное место занимают иллюстрации к сказке «Каменный цветок».

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с Мастером Украшений.

Физминутка

1. «Сбор урожая». Ходить, поднимаясь на носках, тянуть руки вверх, будто собираясь сорвать яблоко с ветки. Выполнять в среднем темпе 40–50 секунд.

2. «Попади в цель». Стать прямо, поставив левую ногу впереди, согнуть левую руку к плечу, правую выпрямить перед собой, слегка наклониться вперед, затем сделать движение вперед, имитируя метание камня в цель. Выполнять в среднем темпе каждой рукой 12–14 раз.

3. «Качалка». Стать прямо, ноги врозь, руки на поясе. Качаться, поднимаясь на носках и опускаясь на пятки. Выполнять в среднем темпе 10–12 раз.

IV. Педагогический рисунок

- Прежде чем мы начнем рисовать, давайте посмотрим на мно­гообразие цветов в природе.

Мультимедийная презентация.

Предлагаю детям согнуть два белых листа бумаги пополам (один по горизонтали, другой по вертикали) и простым карандашом нарисовать фигурный контур и вырезать симметричное изображение ваз.

После чего, напоминаю, что зелёный цвет можно получить разными способами: если смешать жёлтую краску и синюю, или жёлтую и чёрную, свои слова подкрепляет практическим показом на доске: смешивая на листе акварельные или гуашевые краски.

VI.Итог урока. Рефлексия

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

- Посмотрите, сколько красивых драгоценных камней вы нарисо­вали! Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на рисунки?

- Как вы украшали свои вазы?

- Расскажите, какие подбирали краски.

2. Обобщение.

- Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о драгоценных камнях.)

- Чему мы учились сегодня на уроке? (Рисовать новым способом по - сырому.)

3. Уборка рабочего места.

ВСД:выполнить декоративную вазу, используя стеклянную или пластмассовую баночку и пластилин.

Тема: Бусы из ягод и гирлянды цветов.

Цели: Вычленять своеобразие образного языка декоративно-прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония).

Задачи:

-учить различать тёплые и холодные цвета;

-создавать ритмично организованную композицию;

-оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;

-отличать предметы, созданные художником-ювелиром, от произведений живописи и графики.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Чтоб урок начать быстрее,

Нужно всем стоять ровнее.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формули­рование учебной задачи.

- Ребята, обратите внимание на окружающий вас мир. Как прекрасно всё вокруг! Разносочные цветы, зелёные деревья, голубое небо, белоснежные облака. Даже цвета машин на улицах разные. Основу всего этого богатства красок объединяют три основных цвета: красный, синий и жёлтый. Соединяя эти три цвета мы получаем остальные цвета. Например, если смешать красный и жёлтый, то получится тёмно-красный цвет, если соединить синий и красный – фиолетовый, соединение жёлтого и синего даёт нам зелёный цвет.

У радуги можно увидеть различные полосы цветов. Из них три – это основные цвета, а остальные четыре цвета появились от соединения этих красок.

-Как вы понимаете фразу «холодные» цвета?

-Как вы понимаете фразу «тёплые» цвета?

III. Введение в тему урока.

- Давайте рассмотрим ваши поделки, которые вы изготовили дома.

* Поощряю детей (похвалой или вручаю ученикам медальки: разноцветные бумажные или картонные квадраты или круги, которые дети сделали сами или которые они вырезали в процессе задания №1 Творческой папки.

- Обратите внимание на цветное многообразие свои медалей. Откройте учебник с.29, рассмотрите и используя 12 оттенков цвета медалей выложите на столе двенадцати ступенчатый цветовой круг.

Мультимедийная презентация.

- А теперь рассмотрите с.25. Покажите тот цвет, который максимально близкий к цвету крыжовника (жёлто-зелёный), потом смородине (красно – оранжевый).

-Собирали ли вы ягоды, делали ли из них бусы, нанизывая на нитку или травинку, плели ли венки из земляники и цветов?

- Обращает внимание на репродукции на 26 и 27 страницах учебника.

- Цветы, плоды и ягоды с древних времён в разных странах мира олицетворяли богатство земли-прародительницы. Многие праздники: день рождение, день свадьбы, весенние, летние и осенние праздники сопровождают букеты, венки или гирлянды из цветов, трав или ягод. В Индии есть традиция надевать гирлянду из цветов на шею почётному гостю. В некоторых африканских племенах цветные обручи, сделанные из разноцветных семян и плодов, являются украшением и оберегом. Оберег – это то, что охраняет человека от несчастья и болезней. Поэтому, когда человеку дарили декоративное украшение в виде венка, гирлянд, колец, браслетов или бус, то предполагалось, что это украшение будет выполнять функцию охраны, оберега.

Художники, которые делают декоративные украшения, называются ювелирами. Вместо ягод и цветов они используют драгоценные и полудрагоценные камни, металлы, цветное стекло, пластмассу и др.

Физминутка

ü «Портрет неизвестной в русском костюме», созданный Иваном Аргуновым. Красивая женщина в русском костюме смотрит куда-то вдаль. Обращают на cебя внимание серьги, похожие на грозди белой смородины, разузоренный золотыми цветами и листьями головной убор – кокошник, красный сарафан расшит растительными орнаментами, простая белая рубаха, словно белый туман обволакивает её тело, и скромные красно-ягодные бусы, украшающие её шею: всё это составляет образ русской женщины, которая готова к праздничным гуляниям.

Красные бусы являются частью общей композиции: одна бусинка идет за другой. Если убрать хотя бы одну бусинку, то нарушится порядок всей картины – её композиция.

Бусы – традиционное женское украшение. Их простота и скромное цветовое убранство органично дополняет образ народного праздничного костюма, указывает на органичную связь женщины с природой.

-Рассмотрите ряды бус, которые размещены на странице 28, обратите внимание на то, что ритмическое соединение бусин (чередование бусин) может быть разнообразным, например, одна маленькая, за ней большая и опять – маленькая. Или три маленькие, затем одна большая, и опять – три маленькие. Бусины могут быть разными по форме и величине.

- Рассмотрите приёмы изготовления бус из пластилина (или цветного пластика), которые показаны на 28-29 странице.

* Предлагаю детям сочинить свои бусы для мамы (сестры, бабушки или подруги), используя холодную, тёплую или смешанную (контрастную теплую и холодную) гамму цветов. Важным этапом в изготовлении бус является замысел, выраженный в названии. Прощу ребят придумать задуманному образу название, например, «Холодные краски утра», «Горячие солнечные цветы», «Цветовой круг радости», «Мамина улыбка», «Солнечный день» и т.п.

* Раздаю прямоугольные или круглые белые, серые, черные или цветные картонки (размером приблизительно ½ альбомного листа) и дети начинают на низ лепку.

V. Итог урока. Рефлексия

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

- Посмотрите, сколько красивых украшений вы изготовили из пластилина!

- Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на поделки?

- Расскажите, какие подбирали цвета.

2.Обобщение.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему мы учились сегодня на уроке?

3. Уборка рабочего места.

ВСД:Дома детям предлагаю выполнить задания 14 и 15 Творческой папки или изготовить бусы из разных подручных материалов: пуговиц, бусин, бисера, деревянных палочек, скрученных треугольных листов, вырезанных из журнальных страниц, из склеенной в шарики мятой разноцветной бумаги и др. или изготовить гирлянды из осенних листьев, желудей, ягод боярышника, шиповника, семян фасоли или других природных материалов, свои поделки принести на следующее занятие.

Во внеурочное время изготовить цветные кубики (см. Творческая папка лист 16, 16А, 17, 18) и принести их на следующее занятие.

Тема: День и ночь.

Цели: отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов: точку, линию, штрих, пятно.

Задачи:

- учить высказывать эмоциональные суждения о красоте ночного пейзажа;

-выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста;

-оценивать выразительные качества чёрно-белых изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам;

-отличать произведения графики от живописных.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

- Добрый день, ребята!

- Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формули­рование учебной задачи.

- Давайте рассмотрим ваши поделки, которые вы изготовили дома.

* Поощряю всех юных художников, кто принес самостоятельные домашние работы.

Погружение в тему урока «День и ночь» начинаю с игровых моментов. (Например, затемнить комнату и осветить стеклянный шар, так чтобы на потолке и стенах заиграли огоньки-звёзды. Этот световой эффект настроит ребят на восприятие ночи, как таинственного и загадочного времени суток.)

ü Обсуждение иллюстраций в учебнике на 30-33 страницах.

- Почему художник Константин Богаевский изобразил свечение луны таким необычным образом (с.30 учебника)?

- В каком виде искусства: живописи или графике, выполнены работы К. Богаевского и Ф.Мазереля? (графика, с.30,31 учебника).

- Почему художники не стали вводить цвет в свои композиции?

- Какие средства художественного выражения: точку, линию, штрих, пятно использовал К.Богаевкий в рисунке «Сияющий город», а Ф.Мазерель – в гравюрах из серии «Ночь»?

* Чтение стихотворения К. Бальмонта «Новолуние».

- Рассмотрите детские рисунки на 32-33 страницах учебника и определить:

* Что значит «новолуние»?

* Какие рисунки более всего отражают содержание стихотворения?

* В результате обсуждения окажется, что не один рисунок не отражает полностью строки этого стихотворения. Каждый человек по-своему видит ночь – то загадочное время суток: кто-то иносказательно, в виде портрета прекрасной девушки, кто-то изображает ночь в городе, кто-то видит ночной пейзаж с образом одинокого зверя, который воет, глядя на луну и т.п.

Перед практической работой выполнить задание 19 Творческой папки.

Физминутка

IV. Итог урока. Рефлексия

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

- Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на рисунки?

2.Обобщение.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему мы учились сегодня на уроке?

4. Уборка рабочего места.

ВСД: предлагаю детям нарисовать композицию на тему «День», если они рисовали «Ночь», а тем, кто рисовал «Ночь» – изобразить «День». Если они работали на уроке над композицией «День и Ночь», то дома подумать и изобразить образ «Вечера» или «Утра» или выполнить задание №20 Творческой папки. Свои рисунки принести на следующее занятие.

Тема: Мир природы дарит нам материалы для творчества.

Цель:расширить представления второклассников о том, что любой художественный материал может стать материалом для творчества, и мудрый художник – это, прежде всего, внимательный зритель, который учится у природы уму-разуму.

Задачи:

- учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов и основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство;

- выражать замысел через композицию на тему «Дом».

- оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. З а д а н и е: в течение 30 секунд рисовать палочки.

- Посмотрите на получившийся результат и оцените, насколько у вас развито чувство воображения, умение мыслить оригинально, что очень важно на уроках изобразительного искусства.

- Итак, если у вас палочки выстроились в ряд, как забор, то вам необходимо развивать свое воображение. Если же палочки образовали какой-то рисунок – цветок, замысловатую решетку и т. д., то вам присуще умение мыслить оригинально. И помните: не все дается нам с рождения, многое в себе мы развиваем сами.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формули­рование учебной задачи.

Мы все так стремимся к тому, чтобы нас окружали красивые вещи, что очень часто сами пытаемся украсить то, что нам кажется слишком безликим. И тогда на велосипеде появляются разные орнаменты, выполненные из разноцветной проволоки, а на сумочки нашивается бисер и т. д. Сегодня вы попробуете свои силы в более масштабном деле – спроектируете оформление своего дома, или создадите сказочный дом.

III. Введение в тему урока.

– То, чем вы будете заниматься на уроке, называется дизайном. В современной жизни вы часто слышите это слово: дизайнерская линия мебели, ландшафтный дизайнер, дизайнер одежды и т. д.

– Что же такое дизайн? (Ответы учащихся.)

– Само понятие дизайна появилось в начале 30-х годов ХХ века. Дизайн (переводится с английского как проектировать) – художественное конструирование предметов. До этого инженеры-конструкторы с пренебрежением относились к внешнему виду станков, машин, а заботились главным образом лишь о том, чтобы они лучше работали.

Художественное конструирование – это не просто декоративное оформление изделия, не изящное рисование, а совершенно новый способ проектирования любого изделия. Художник-конструктор, как известно, создает удобные и красивые вещи. Он должен иметь большой запас знаний и в области техники (знать, как устроены те или иные механизмы) и изобразительного искусства. Дизайнер отвечает и за удобство пользования каким-либо изделием, и за его красоту. Как видите, польза и красота предмета должны быть слиты воедино в любой вещи дизайнерского искусства.

Дизайнер, как правило, работает в какой-то одной области. И только самые талантливые могут создавать шедевры дизайнерского искусства в нескольких видах производств. Например, известные дизайнеры одежды (модельеры) создают не только изделия в своей области, но и разрабатывают модели очков, обуви, ювелирные украшения, мебель и т. д.

- Какие художественные материалы хранит природа?

- Каким образом с древних времен люди (художники, архитекторы и др.) использовали те или иные материалы для строительства своих жилишь, для украшения экстерьера и интерьера дома, создания посуды и одежды?

* Предлагаю детям поиграть в игру «Что - Чем?» (см.22, 23 лист Творческой папки второклассника).

Правила игры: каждый ученик имеет набор из 20 картонных карточек, на которых написаны разные художественные материалы:глина, солома, камень, гуашь, акварель, пастель, уголь, восковые мелки, пластилин, мел, карандаш, тушь, краска, стекло, бетон, кость, кирпич, фломастер, гелевая (шариковая) ручка, металл. Я показываю произведение изобразительного искусства, а ученик поднимает карточку, на котором написан тот материал, из которого создано это произведение. Например, я показываю репродукцию деревянной русской избы, дети поднимают карточку, на которой написано «дерево». Я показываю гжельскую посуду, ученики поднимают карточку, на которой написано «глина» и т.п.

В качестве зрительного материала можно использовать репродукции учебника, помещенных на с. 34-37, и на других страницах, и на разворотах учебника, начинающих новую рубрику (с.4-5, 40-41,84-85,134-135).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

1. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч.

На счет «раз» – развести руки в стороны.

На счет «два» – поднять руки вверх.

На счет «три» – хлопок согнутыми руками за головой.

На счет «четыре» – вернуться в исходное положение.

2. Исходное положение – стоя.

На счет «раз» – развести руки в стороны ладонями вверх.

На счет «два» – с силой сжать руку в локтевом суставе.

На счет «три» – сделать то же самое другой рукой.

На счет «четыре» – вернуться в исходное положение.

3. Исходное положение – стоя, руки на поясе, ноги вместе.

На счет «раз» – отставить правую ногу на носок, руки вверх.

На счет «два – три» – сделать наклон к ноге.

На счет «четыре» – вернуться в исходное положение.

IV.Итог урока. Рефлексия

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

2.Обобщение.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему мы учились сегодня на уроке?

3.Уборка рабочего места.

ВСД: предлагается выполнить рисунки или объемные поделки на тему «Загадочный мир природы: звери, рыбы, птицы, насекомые», выполнить задания №№ 21-24 Творческой паки. Во время каникул ученики могут поиграть с родственниками или друзьями в художественное лото: «Шедевры Государственной Третьяковской галереи» (см. Творческую папку, 1 класс) или «Шедевры Государственного Эрмитажа» (см. Творческую папку второклассника).

ü Украсить вторую сторону медалей (см. лист 1 Творческой папки, 2 класс) и принести их на первое после каникул занятие.

Тема: Тайны подводного мира.

Цель: учить оценивать необычность форм обитателей подводного мира.

Задачи:

- проявлять смекалку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства;

- анализировать выразительность архитектурных построек;

- выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др;

- оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал ребят всех в класс.

Скажем дружно: «Здравствуй, школа».

Все готовы? Рисования урок у нас.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формули­рование учебной задачи.

- А сейчас давайте рассмотрим работы, которые вы подготовили на тему «Загадочный мир животных»

- Продолжая тему предыдущего занятия «Мир природы дарит нам материалы для творчества», мы можем сказать о том, что художник, являясь внимательным зрителем, изучает окружающий его мир природы, наблюдает за ним и использует полученные впечатления в своём творчестве. Благодаря возможностям современных коммуникативных и информационных компьютерных технологий человек может познакомиться с жизнью подводных глубин.

- Сегодня я приглашаю всех вас приоткрыть голубое покрывало Земли и заглянуть в подводное царство. Вода – самая таинственная и красивая природная стихия. Перед вами откроется гармоничный и прекрасный мир. А затем мы постараемся создать всё многообразие и великолепие подводного мира.

III. Введение в тему урока.

Мультимедийная презентация.

- На 42 и 43 страницах учебника помещены обитатели рек, морей и океанов, рассмотрите их внимательно.

* Восприятие репродукций может быть дополнено настоящими раковинами. Если это раковина большого размера, то её можно приложить к уху 1-3 учеников, чтобы они послушали «шум моря».

* Прочитать загадки (с. 43 учебника), акцентировать внимание детей на прочности панциря краба и рака, на красоте и конструктивной выразительных разных по форме и цвету раковин (42 с. учебника). Любование этими формами породило множество архитектурных ид

Наши рекомендации