Как активизировать внимание ученика
· вызовите интерес ребенка к заданию
· дайте ему возможность мыслить в деятельности, самому формулировать и решать учебные задачи («Что у нас не получилось? почему? Как исправить?»)
· используйте творческие методы работы, требующие самостоятельной активности ребенка,
· при утомлении и слабой устойчивости Вн (внешние признаки: зевота, ученик отводит взгляд, смотрит в окно и пр.) переключайте ученика на другие виды деятельности
· форма подачи учебной информации – живой эмоциональный рассказ, конкретные, близкие опыту ребенка примеры, показ учителя
· стройте общение с учеником в форме диалога, не констатируйте, а задавайте вопросы (можно самому и отвечать на них, речь учителя должна напоминать диалогическую)
· продумайте форму урока заранее (темп, интересные задания, вопросы)
· помните о принципе посильности и доступности в обучении (ребенок должен понимать то, чему его учат; если ему что-либо не ясно – Вн ослабевает вплоть до полного отключения, от чрезмерно легких заданий – тоже)
· помните о значении внешних условий для занятий (проветриваемость класса, освещение, отсутствие посторонних раздражителей и пр.)
· воспитывайте Вн через развитие наблюдательности ребенка в союзе с его родителями (дома, на природе, в классе: «Что ты заметил сегодня на улице?... что изменилось?... чем отличается?...на что это похоже?... что здесь не так?...)
· формируйте у учеников чувство ответственности за свою работу, поведение. Помните, что проблема Вн на уроке связана с Вн к себе, к другому человеку, к Миру в целом (объясните ребенку разницу между словами «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать»)
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Игра ребенка
Философы и психологи считают игру одним из главных свойств человеческой культуры. Игра – это первая ступень познания жизни. По мере роста и психического развития ребенка его игровая деятельность усложняется, обогащается за счет расширения его жизненного опыта, и в то же время существенно обогащает этот опыт.
Играя с игрушками и различными предметами, ребенок переносит на них действия, характерные для деятельности взрослых, т.о. в предметно-манипулятивной игре ребенок осваивает опыт общения с предметным миром. В 4-5 лет в жизнь ребенка входит сюжетно-ролевая игра (имитационная), требующая от ребенка фантазии, воображения. В сюжетно-ролевой игре ребенок имитирует какие-либо действия или ситуации, как бы принимает на себя ту или иную роль, вживается в тот или иной образ – мамы, врача, сказочного персонажа. В ролевых играх ребенок продолжает использовать для игр предметы, которые в зависимости от выбранной роли выполняют различные функции (так палка может становиться ружьем, конем, волшебной палочкой). В это время дети начинают играть вместе, постигая через игру сложный мир человеческих отношений, опыт социального взаимодействия и общения. Еще одну группу детских игр образует конструктивная игра, когда ребенок создает что-либо при помощи разнообразных материалов (кубиков, пластилина). Особенность этой игры в том, что ребенок пытается соединить элементы, лишенные внутреннего содержания, в нечто, обладающее конкретным смыслом.
Ребенок испытывает глубокую потребность в творческой, созидательной активности, действительность и вымысел взаимно дополняют друг друга в игре. Играя, ребенок как бы отстраняется от реального «Я» и принимает на время воображаемое «Я», а это безгранично расширяет его возможности в познании и переживании мира.
Последние десятилетия игра используется в обучении, и многие учителя проявляют интерес к ней как «мостику», связывающему ребенка с жизнью вне школы, как средству, стимулирующему развитие учеников. Средства массовой информации играют все большую роль в жизни современных детей, но отнюдь не способствуют развитию ребенка, его интеллекта, творческих сил, эмоциональному и социальному развитию. Многие дети сегодня не умеют играть, а это приводит к формированию ущербной личности, к разочарованности, агрессивности. Роль учителя, в том числе и учителя музыки, в новых условиях не может больше сводится к тому, чтобы просто обучать детей. Психологи отмечают, что игра – важное условие гармоничного психического развития человека, где формируются его способности, закладывается сложная система отношений к жизни, к себе и другим людям. В игровой деятельности наиболее интенсивно развиваются психические качества и личностные особенности ребенка (произвольное внимание и память, мышление и воображение), закладываются многие виды деятельности, которые в последствии приобретут самостоятельное значение.
Особое значение приобретает игра в преподавании искусства. Со времен Платона многие философы, художники, педагоги и психологи отмечают общие корни игры и искусства. У игры и художественного творчества единая основа. Можно выделить общие аспекты игровой и художественной деятельности /по Н.Н.Гришанович:
· Внеобыденность: таинственность, возвышенность, увлеченность;
· Образность: сюжеты, роли, драматургия действия;
· Ассоциативность, символичность;
· Свобода самовыражения, заинтересованность, «Я»-включенность;
· Импровизационность;
· Эмоциональная насыщенность, выразительность;
· Артистизм;
· Коммуникативность;
· Эстетическое удовольствие;
· Динамичность, вариационность, сочетание повторения и неожиданности, новизны
Продуктивные творческие виды деятельности ребенка – рисование, спонтанные импровизации, конструирование и др. – вначале тесно слиты с игрой. Например, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет, и интерес к рисованию возникает первоначально именно как игровой, направленный на процесс создания рисунка в соответствии с игровым замыслом. В игре и художественной деятельности ребенка происходит освоение внешнего жизненного и внутреннего психического пространства: через символическое выражение, символические действия, идентификацию с персонажами ребенок осваивает собственно человеческий знаково-символический мир. Картина, стихотворение – это рассказы о жизни, это сама жизнь, которую дети стремятся постичь.
Игровой подход в преподавании искусства – единственно возможная форма введения детей в область того или иного искусства, способ овладения его образными языками. Игра сегодня становится критерием, отличающим мастерство педагога от холодного дидактизма. Важным для учителя становится умение воодушевлять детей на игру, создавать в классе игровую атмосферу, что требует артистизма, выразительности самого учителя, владения «игровой технологией». Заставить детей играть невозможно. Навязанная учителем игра с серьезными дидактическими целями может превратиться в нудное упражнение. Учебная цель игры должна быть скрыта от детей в привлекательной образной форме игры, повторения – содержать элементы новизны.
Требования к обучающим играм:
· способность игры вызывать непосредственный интерес у детей
· возможность самовыражения
· образность, художественный характер используемого материала
· доступность в игре для ребенка источников новых знаний, умений, навыков
· возможность успеха, получение заслуженных поощрений (за демонстрацию в игре новых знаний и умений)