Летний возраст является переходным от дошкольного детства к школе, от игры к учению, и играет решающую роль в становлении будущей учебной деятельности.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7 – 10 лет)
Ответственный период в жизни ребенка. Главная задача учителей и родителей на данном этапе – научить ребенка учиться: привить ему навыки самостоятельности, чувство ответственности за свою работу, поведение, поступки.
Поступивший в школу ребенок занимает новое место в системе человеческих отношений. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями подчинения новым правилам жизни (контроль и помощь семьи в выполнении домашних заданий, организации режима дня). Перед ребенком возникает необходимость в самоорганизации, в умеиии управлять своей волей. В этом возрасте достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Ребенок начинает понимать, что оценка его поведения, поступков и желаний может определяться не только своим собственным отношением к себе (Я хороший), но и тем, как его поведение выглядит в глазах окружающих людей. Притязая на признание. Ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Но, добиваясь успехов или терпя поражение он попадает в ловушки двух негативных состояний– чувству превосходства над другими или чувству собственной несостоятельности. Развивая у ребенка способности к рефлексии – умения анализировать свои действия («Что получилось, что – нет? Почему? Что хотел бы изменить?» и т.д.), отношение к учебе и другим людям, - можно снять негативные переживания и развить позитивные формы общения.
Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Многие дети испытывают в этом возрасте эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях, поддержке значимого взрослого (учителя). Стиль общения учителя с учеником определяет поведение и интерес ученика к учебной деятельности (см. «Педагогическое общение»). Если ребенок полюбит учителя, то полюбит и его предмет.
Успешность и неуспеваемость в этом возрасте во многом определяются уровнем самооценки ребенка. На начальном этапе учения завышенная самооценка, как правило, не вредит и является внутренним источником активности ребенка. Ребенок с завышенной самооценкой уверен в себе, активен, (иногда хвастлив), занимается с желанием. Однако, стоит постепенно и очень осторожно подводить таких учеников к восприятию своих реальных возможностей и результатов, к формированию адекватной самооценки. Если самооценка ребенка занижена, он тревожен, неуверен в себе, часто медлителен, безынициативен. Для таких учеников особенно необходима ласковая поддержка учителя, поощрение стараний и результатов работы. Иногда таких детей следует хвалить даже за незначительные результаты, применять опережающее одобрение(«Ты это сможешь», «Ты сильнее, умнее, способнее, чем думаешь»). Авторитет учителя для ребенка этого возраста непререкаем, поэтому самооценка ребенка нередко полностью зависит от оценки его личности и его деятельности учителем.
В возрасте 7-10 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность. Он знает, что обязан учиться, присваивая социальный опыт в знаковой форме (речь, буквы, ноты, цифры и др.), знания, умения, формы поведения. В то же время он знает, что отличается от других, переживает свою уникальность, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников. В это время интенсивно развивается его самосознание. Имя, выразительные особенности лица и телесная экспрессия имеют для самосознания ребенка большое значение.
Физическое развитие
Ребенок младшего школьного возраста уже достаточно развит физически, телесно. В этом возрасте хоть и не наблюдается столь очевидное бурное развитие телесных движений, действий, как это происходит в 4-6 лет, однако, это только внешняя видимость скрытых процессов телесного развития.
В этот период интенсивно развивается мимика и пантомимика, ребенок с интересом относится к своей физиономии, получает удовольствие от мимической игры и, в то же время, понимает необходимость обуздания первичных эмоций. К концу детства лицо ребенка приобретает коммуникативную выразительность того культурного окружения, в котором он развивается. Ребенок присваивает также характер движений и статические позы через прямую идентификацию со значимыми взрослыми (того же пола). Особое значение в этот период приобретает специализация правой и левой руки, общее развитие мелкой (пальцевой, кистевой) моторики. Двигательная активность человека – это его способность познавать мир, выражать себя.
Обычно позы, телесные движения рефлекторно связаны с мимикой и свидетельствуют о доминирующем психическом состоянии ребенка. В психологии существует идея о хронических энергетических телесных блоках. Психолог В.Райх называет их «мышечным панцирем», имея ввиду хроническое мышечное напряжение, связанное с подавлением неприятных эмоций. Это напряжение определяет позы, тип движений и жестов человека. Состояние человека становится читаемым. Подавленный, робкий ребенок, агрессивный, расторможенный ребенок сообщают наблюдательному педагогу своими внешними проявлениями о своих привычных психических состояниях.
Образ своего тела – проявление части образа себя. Важно, чтобы ребенок мог себя чувствовать и принимать как уникальное в физическом и психологическом плане существо, способное переживать радость бытия и ответственность перед другими: ведь быть красивым, ловким, опрятным – значит радовать собой других.