Глава 2. индивидуально-психологические особенности личности

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности» (в словаре Ожегова их насчитывается ок.1500). Все это множество психологи пытаются уложить в некоторое число подструктур. Низшим уровнем такой структуры личности станут биологически обусловленные качества: возрастные, половые, врожденные свойства нервной системы, темперамента. Следующая подструктура включает индивидуальные особенности психических процессов, памяти, восприятия, мышления и пр., которые не только врожденны, но и развиваются, тренируются в деятельности. Следующий уровень личности включает ее социальный опыт (приобретенные человеком привычки, знания, умения, навыки), формируется в основном в процессе обучения. Высший уровень личности – ее направленность, включающая интересы, желания, взгляды, убеждения, ценности человека, его мировоззрение, особенности характера, самосознания.

В отечественной психологии среди основных свойств личности принято выделять темперамент, способности, характер и направленность личности.

ТЕМПЕРАМЕНТ

- это биологический фундамент личности, качество, сформировавшееся на основе генетически обусловленного типа нервной системы человека и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Temperamentym (лат) – соотношение частей. Типология предложена Гиппократом (5в. до н.э.), который считал, что в теле человека присутствуют 4 жизненно важных сока (кровь, слизь, черная и желтая желчь), от преобладания одного из которых зависит темперамент. Позднее это предположение было научно опровергнуто. Опыты Павлова доказали зависимость поведения от природных качеств нервной системы, терминология Гиппократа осталась.

Сангвиник – жизнерадостный, энергичный, общительный, вписывается в любой коллектив, легко обращает на себя внимание, устанавливает контакты, стремится к смене впечатлений. Работает хорошо, если есть личный интерес, стимул или страх наказания, в других случаях за все хватается, но не доводит до конца. Разговорчив, может быть навязчив, эмоционален, но чувства неглубокие. На неудачи может среагировать бурно, но быстро успокаивается. Непоседлив, но его легко дисциплинировать. Любит прихвастнуть, переоценить свои возможности (Герцен, Жванецкий, Буратино, Карлсон)

Холерик – очень быстрый, резкий, стремительный, эмоциональный. Чувства глубокие, сильные. Человек страстей во всем. Ответственен, может быстро принимать решения, не боится брать на себя ответственность за них. Упрям, ярый спорщик, лидер, любит командовать. Часто имеет хорошие организаторские способности. Вспыльчив, агрессивен. Друзей имеет немного, но «на всю жизнь» смел, склонен к риску. Не хватает выдержки, терпения. Не дипломат, слишком прямолинеен, легко обижает людей, бывает поспешен в суждениях (Пушкин, Петр 1, Вини Пух)

Флегматик – медлителен, нетороплив. Производит впечатление неповоротливого человека, но это не так. В спорте предпочитает не слишком подвижные виды (штанга, борьба, шахматы). Не эмоционален внешне. Чувства возникают медленно, постепенно достигают своей глубины. Самый трудоспособный Т. Долго примеряется к работе, раскачивается, но зато доводит начатое дело до конца. Индивидуалист, сам к общению не стремится, но тактично поддерживает. Может наблюдаться отсутствие интересов, пассивность, безразличие (баснописец Крылов, Кутузов)

Меланхолик – впечатлительный, «барометр чувствительности», теряется в нестандартных ситуациях, обиженное выражение лица, боится незнакомых людей, шумных компаний. Чувства глубокие, сильные. Трудолюбив, но быстро утомляется, нуждается в частых перерывах. Не верит в себя, обидчивый, но добрый и отзывчивый. Среди М-в много поэтов, художников, актеров (Левитан, Тютчев, Шопен).

В чистом виде темпераменты встречаются редко, чаще мы наблюдаем людей со смешанными Т, когда в одном человеке имеются черты разных Т.

Качества темперамента (Т) накладывают отпечаток на мн. проявления человека: интенсивность и скорость реагирования, эмоциональную возбудимость, особенности общения и пр.

Нет лучших или худших темпераментов – каждый имеет положительные стороны, поэтому усилия должны направляться не на переделку Т, (что и невозможно: Т врожден), а на использование достоинств и нивелирование его отрицательных проявлений. Ощутимо влияние Т и в учебной деятельности. Далее см. «Темперамент ученика и его влияние на обучение».

Наши рекомендации