Развитие художественного мышления и воображения на начальном этапе обучения

Задачи такого подготовительного этапа: развитие фантазии и творческого воображения, включая слуховые, двигательные, зрительные представления через вовлечение детей в разнообразные виды художественно-игровой деятельности - чтение и сочинение стихов (переживание и освоение интонационно-ритмической выразительности), рисование, лепку, инсценирование песен, игры-драматизации, пластические, шумовые импровизации. В самостоятельной творческой деятельности дети осваивают начала сложнейших художественных закономерностей – жизнь красок, линий, звуков, их возможности передавать чувства, настроения, состояния человека, разнообразные проявления движения, изображения фрагментов реальной и воображаемой жизни. Творческие задания для детей должны опираться на свойственные их возрасту спонтанность, творческую смелость, не стесненную правилами и предписаниями. Единственным условием таких заданий должно стать творчество по законам красоты.

В такого рода игровой творческой деятельности складываются и развиваются основы художественно-образного мышления детей, создаются предпосылки для его дальнейшей «специализации» в зависимости от вида деятельности (изобразительной, музыкальной, словесной). Сложившиеся к этому времени базовые компоненты ХМ обеспечат более быстрое и глубокое осознание и выполнение ребенком более сложных художественных задач.

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Познавая окружающий мир, взаимодействуя с ним, испытывая на себе его влияния, мы реагируем эмоционально. Именно благодаря эмоциям и чувствам, которые мы испытываем, раскрывается наше собственное отношение к миру, к другим людям и к себе. Т.о. эмоции отражают отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Проявления эмоциональной жизни человека: эмоции (реакция на ситуацию, реальную или представляемую (вспоминаемую); чувства (устойчивые психические состояния, направленные на к.л. объект, различают моральные чч – напр. к др. людям, интеллектуальные – связанные с процессом познания, эстетические – чувство красоты, в т.ч. в искусстве; аффекты (сильные, бурные кратковременные переживания, практически не управляемые сознанием – ярость, панический страх и др.); настроения.

В процессе развития личности чувства появляются позже, чем собственно эмоции. Эмоции напрямую связаны с удовлетворением первичных, базовых потребностей человека (например, потребности младенца в еде, уходе, защищенности). Возникновение чувств связано, прежде всего, с приобретением человеком социального опыта, который складывается в общении с окружающими его людьми. Чувство несет в себе отношение, значение, которое человек придает тому, что его окружает. Это отношение может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Если чувство предполагает устойчивое, более или менее длительное отношение к объекту, то эмоции - непосредственная, реактивная форма реагирования человека на стимул (воздействие, ситуацию). Так, например, чувство любви может проявляться в переживании эмоций радости, печали и др. Нередко чувства человека могут быть амбивалентными (противоречивыми), когда, одновременно испытываются любовь и ненависть, страх и желание (стремление к объекту). Эмоции, особенно интенсивные, заразительны, могут вызывать бессознательный отклик, «заражение» окружающих.

Отрицательных эмоций значительно больше нежели положительных (сравните: радость (удовольствие) – с одной стороны, и страх, гнев, отвращение, горе, печаль, стыд – с другой). Удивление (У) – кратковременная неопределенная эмоция (У – радость – интерес; У – стыд – страх). Психологи отмечают ценность отрицательных эмоций, которые нередко помогают человеку выжить, добиться поставленных целей, ощутить духовную связь с другими людьми и пр. Так пресловутый комплекс неполноценности, переживаемый как чувство стыда, вины, неуверенности, может подтолкнуть человека к упорной работе над собой, к развитию и личностному росту. Подавлять эмоции вредно (э. загоняется внутрь, длительное подавление негативных эмоций приводит к психосоматическим заболеваниям), однако некоторые формы выражения эмоций небезопасны. Необходимо учиться достойно выражать свои чувства (не скрывая, но и не обижая человека) или изменять их (подняться над ситуацией, проанализировать ее).

Стресс – состояние, вызываемое стрессогенными факторами (информационным дефицитом, неумением найти выход из критической ситуации, внутреннего конфликта, чувства вины, физическим или умственным переутомлением, конфликтами в обществе, посткатастрофными ситуациями и т.п.), которое может развиваться и переходить в дистресс, сопровождаться физиологическими изменениями (нарушением сна, головными, сердечными болями, снижением работоспособности и др.), неприятными психологическими ощущениями (тревожность, страхи, апатия, раздражительность), дистресс длится продолжительное время, в отдельных случаях приводит к летальному исходу. Непродолжительный стресс может иметь и положительные стороны: открывает резервы организма, о которых человек и не подозревает; активизирует личность, учит бороться. В стрессе выделяют три фазы: 1 – реакция тревоги, организм функционирует с большим напряжением, приспосабливается к травмирующим обстоятельствам; 2 – фаза стабилизации, организм работает в новом режиме, используя свои защитные резервы; 3 – фаза истощения, если стрессовая ситуация продолжается или усугубляется, резервы организма истощаются и начинается разрушение. Самыми сильными стрессорами являются длительные психические напряжения. Чтобы не наступил срыв, надо учиться снимать нервное напряжение, чему способствует: общение с природой, пребывание в храме, занятия любимым делом, спортом, путешествия, водные процедуры и пр. В тяжелых случаях нужна квалифицированная помощь.

Художественная эмоция – не биологическая (хотя и не оторвана от жизненных эмоций), а эстетическая, вызываемая красотой и совершенством формы и образного содержания искусства. Эстетические эмоции психолог Л.С.Выготский назвал «умными эмоциями». Сравнивая высокое искусство и массовую культуру, можно убедиться в бесконечности, тонкости и глубине охвата эмоциональной сферы человека в классическом искусстве, и нередкой упрощенности, однобокости в выражении чувств и переживаний в поп–арте.

ВОЛЯ

Личностный и профессиональный рост всегда связан с волевыми усилиями. Волевое действие надо отличать от действия, которое вызывается физиологическими побуждениями, влечениями, стремлением к удовлетворению простейших потребностей. В отличие от последнего, волевое действие направляется и контролируется сознанием человека, который принимает ответственность за свои действияперед собой и другими. Проявлениям воли человека соответствуют следующие характеристики личности: целеустремленность, самостоятельность, способность доводить начатое дело до конца, ответственность, самообладание. Воля связывает человека с его будущим, которого еще нет, но которое должно состояться в результате его действий. «Я могу сегодня не заниматься, могу пропустить занятия, но я поставил перед собой цель стать профессионалом и поэтому выбираю работу».

Воля появляется тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии (осознаванию, анализу) своих целей, желаний, влечений, состояний. Понимание смысла своих действий зависит от уровня личностного развития: чем он выше, тем глубже понимание и, как правило, выше волевой контроль.

ВНИМАНИЕ

Внимание (Вн) – это направленность сознания и его сосредоточенность на предметах, явлениях, мыслях и образах, при отвлечении от всего остального. Внимание можно сравнить с направленным лучом фонаря: то, что попадает в его поле, видно отчетливо, все остальное остается в полумраке, но может быть в следующий момент высвечено. Внимание– сосредоточенность сознания на предметах, явлениях, мыслях и образах, при отвлечении от всего остального. Необходимо в любой деятельности: для приема информации, в учебе, работе, в общении, при аутокоммуникации (разговоре с самим собой). Внимание – условие познания мира и себя, обеспечивает полноту и глубину восприятия, активность мышления, волевых усилий. Внимание – та дверь, через которую проходит в душу человека окружающий мир.

Сосредоточенность и направленность внимания легко читается по внешним признакам: мимике, жестам, позе. Мы вглядываемся, вслушиваемся, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах, стараемся осязать новый предмет, который привлек наше внимание и находится вблизи нас.

Виды внимания: непроизвольное – само собой возникающее Вн, вызвано действием сильного, нового или неожиданного, контрастного раздражителя (яркий свет, сильный запах; при восприятии музыки – внезапная смена динамики, тональности); произвольное Вн – сознательное сосредоточение на к.-л. информации (деятельности), требует волевых усилий (утомление обычно наступает через 20 мин); послепроизвольное – вызывается интересом к деятельности, сосредоточенность сохраняется длительное время, человек без особого напряжения может работать часами.

Качества внимания: концентрация Вн – степень сосредоточения на объекте, углубленность в работу; объем – количество объектов, кот могут быть охвачены вниманием одновременно (7 +-2); переключение – осознанный перенос внимания с одного объекта на другой (ощутимо влияние темперамента: флегматику требуется больше времени на переключение); распределение – возможность удерживать во внимании несколько объектов одновременно (необходимо учителю в классе, дирижеру); устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или деятельности.

Закономерность циркуляции внимания: через каждые 6-10 сек мозг на доли секунды отключается от приема информации, тем самым часть информации теряется.

Причины рассеянности: переутомление, концентрация на других проблемах (внутреннее беспокойство, не всегда осознаваемое), отвлекающие раздражители, невоспитанность, неразвитость Вн.

Дальше см. «Воспитание внимания ученика».

Наши рекомендации