Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь
Деление психики на познавательные и эмоциональные процессы, состояния и личностные свойства условно. Все выделенные компоненты образуют сложную систему, неразрывно взаимосвязаны между собой, наслаиваются, «перетекают» друг в друга. Необходимо предположить существование и других, необозначенных в схеме, не доступных изучению проявлений психической активности человека (высшие проявления человеческого духа). Однако и изучение доступного способно существенно обогатить наше понимание природы Человека в целом и собственной психики в частности,
Предложенную схему можно прилагать к различным видам деятельности (нас будут интересовать, прежде всего, художественная деятельность, учебная, педагогическая), что позволит полнее и глубже осознать особенности проявления психики в условиях той или иной деятельности и их взаимовлияния.
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ
ОЩУЩЕНИЯ
это способность психики принимать информацию об отдельных свойствах предметов, явлений, (а также телесных состояниях) при их воздействии на органы чувств (зрение, слух и др.). Ощущения человека многообразны, позволяют получить целостную картину мира вокруг него. Реальность нашего мира гораздо более широка, чем мы это можем ощутить (органы чувств ограничены в своих возможностях порогами чувствительности), однако и наших возможностей вполне достаточно, чтобы восхититься красотой Творения (Вселенной) и создать свою картину мира.
Сенсорная система человека представляет собой 5 основных видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная поверхность тела) – это место встречи внутреннего мира с внешним. Чувствительность– способность иметь ощущения, индивидуальна (одни способны различать тончайшие оттенки звука, вкуса, цвета, другие едва замечают значительные изменения в ощущениях), зависит от состояния человека, развивается в деятельности (напр. музыкальный слух).
Виды ощущений.: зрительные, слуховые, тактильные (осязательные), обонятельные, вкусовые, болевые, температурные, интероцептивные (внутриорганические: жажда, голод и пр.). Ощущения (О) – начальная ступень познания, в целом о. подчиняются объективным законам (все люди одинаково отличают белое от черного, ощущают кислый вкус лимона), но имеют и субъективные отличия (сравни слух музыканта и немузыканта).
Формы изменения чувствительности: адаптация– приспособление, привыкание к внешним условиям (так зрение адаптируется к темноте); сенсибилизация – различные ощущения могут усиливать или подавлять друг друга (музыкальное сопровождение танца усиливает его зрительное восприятие; резкий запах разрушает слуховое внимание). О взаимодействуют друг с другом, одно О может вызвать ассоциацию с другим О. Синестезия (слитность ощущений) лежит в основе художественного видения мира. Так явления «цветного слуха» - это зрительно-слуховая синестезия. Римский-Корсаков писал о тональностях: ля мажор – это «тональность молодости, весны, - и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда чуть брезжиться свет, уже весь восток пурпуровый и золотой»; ми-бемоль мажор: «темный, сумрачный, серо-сиреневый, тон городов и крепостей»; фа мажор: «ясно-зеленый, пасторальный, цвет весенних березок»; си минор: «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч». Показатели цветного слуха не совпадают у разных музыкантов, т.о. качества синестезии индивидуальны. Слуховые ощущения могут взаимодействовать с др. органами чувств, тогда звук может становиться не только громким или тихим, но и высоким или низким, светлым или темным, мягким, колючим, пустым, тяжелым и пр. Подобные взаимодействия могут сопровождать и зрительные ощущения. Так, глядя на лимон, мы можем явственно ощутить во рту его характерный кислый вкус.
ВОСПРИЯТИЕ
Если ощущения дают информацию об отдельных свойствах предметов и явлений при непосредственном контакте с ними, то в восприятии все ощущения сливаются в единое целое, целостный образ предмета или явления. Так слушая музыку, мы не воспринимаем отдельно мелодию, ритм, тембр, но слышим музыку как нечто единое, целостное. Восприятие (Вс) – сложнейший процесс, связан с памятью (моменты узнавания, связь с тем, что воспринималось ранее), мышлением (осмысление воспринимаемого), с речью (воспринимая объект, мы называем его, можем описать словами). Вс зависит от жизненного опыта человека, его знаний, внимания, интересов, чувствительности рецепторов (органов ощущений), от установок, ожиданий (от того, что человек ждет или хочет увидеть/услышать), от психического состояния. Наш взгляд на мир определяется одновременно тем, что мы знаем и тем, что мы чувствуем, воспринимаем. Работа рецепторов ограничена (порогами), знания также ограничены. Мир гораздо разнообразнее, полнее, чем мы это воспринимаем и можем знать.
Свойства Вс:1 Целостность (воспринимаются целостные образы)
2 Константность (постоянство: узнаем мелодию вне зависимости от тембра, регистра, темпа исполнения)
3 Избирательность (способность фокусировать внимание на отдельных сторонах действительности – выделять фигуру и фон)
Качество художественного восприятия определяет общая и художественная культура человека, степень развития художественных способностей, возраст, уровень образования и др. условия.
Нередко то, что человек видит в том или ином объекте, оказывается проекцией на этот объект личностных свойств воспринимающего (так влюбленному мир вокруг него кажется прекрасным). В психологии используются так наз. Проективные тесты, где человеку предлагается некоторое неоднозначное изображение, в истолкование которого, сам того не замечая, он вкладывает информацию о себе, своих проблемах, желаниях и пр. Так при восприятии музыкального произведения происходит нечто подобное: при некотором сходстве переживаний, ассоциаций каждый услышит в музыке нечто свое, глубоко личное. Личное начало всегда присутствует и при восприятии произведений живописи, графики, вспомним, например, направления символизма, абстракционизма и нереалистических стилей.