Урок 33. Скульптура в музее и на улице
Цели: познакомить с извести и ми скульптурными памятниками и материалами для их изготовления; научить передаче в лепке человеческого движения; повторить свойства пластилина; повторить понятия «уличный дизайн», «парковая скульптура».
Вид деятельности: лепка из пластилина фигуры человека в движении.
Планируемые результаты: школьники приобретут знания об уличных скульптурах и памятниках; научатся передавать в лепке действия человека.
Оборудование: слайды или фотографии образцов уличной скульптуры разных видов и назначений, пластилин и принадлежности для работы с ним.
Ключевые слова и понятия: скульптура, ландшафт, музей, постамент.
Примечание. Для пояснения темы «Скульптура» можно подготовить компьютерную презентацию. При проведении игры можно использовать запись маршевой музыки. Для чтения монтажа по стихотворению В. Маяковского можно распечатать его текст на отдельных листочках.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Повторение пройденного материала
- С какими жанрами изобразительного искусства вы познакомились на прошлом уроке?
— Картины каких художников вы рассматривали? Узнайте картину по ее описанию, назовите автора и покажите ее репродукцию указкой.
(Педагог читает описание картины, школьники определяют название и автора.)
1. Море, ветер, идущие люди, строительство кораблей на втором плане. (В. Серов, «Петр /».)
2. Горы, снег, конь, военные мундиры. (В. Суриков, «Переход Суворова через Альпы».)
3. Собака, портфель, коньки, виноватый вид героя, школьная форма. (Ф. Решетников, «Опять двойка».)
4. Церковь, свечи, свадебные кольца, жених и невеста. (В. Пукирев, «Неравный брак».)
Поток воды, окно с решеткой, рваный тюфяк, богатая одежда. (А. Флавицкий, «Княжна Тараканова».). Сегодня вы заканчиваете цикл уроков изобразительного искусства в этом учебном году. Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимались на этих уроках.
Кто приготовил домашнее задание — нашел репродукции картины и местных художников в историческом и бытовом жанрах? Кто хочет на время превратиться в экскурсовода и представить свой рассказ по понравившейся картине? (Ответы школьников по домашнему заданию).
На этом уроке вы вспомните правила и технику работы с пластилином. Но сначала надо вспомнить раздел, который называется «Парки, скверы, бульвары». Откройте тетради в том месте, где была записана эта тема урока, вспомните, что, кроме природных стилей ландшафта, могло стать украшением места городского отдыха. Верно, предметы изобразительного искусства, сделанные- человеком специально для их размещения в местах отдыха. Повторите все вместе название таких предметов — «скульптуры». Что могут изображать такие парковые скульптуры? {Людей разных профессий, играющих детей, композиции из мира животных и растений, памятники известным людям.) Слово «скульптура» возникло от латинского «скульпо», что и переводе на русский язык означает «вырезаю», «высекаю». Это особый вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объем. Ведь картину или графику мы можем видеть только с передней ее стороны, фасадной. А скульптуру в большинстве случаев можно всю обойти кругом.
Чем отличается скульптура он картины? Какие скульптуры вы видели?
- Где вы встречали скульптуры?
Какие образы обычно передает скульптура, которая создается для украшения стадиона? (Образы спортсменов, выступающих в разных видах соревнований.)
III. Беседа по теме урока
Скульптура может располагаться не только в месте отдыха людей. Откройте учебники на с. 132, прочитайте текст и рассмотрите фотографии скульптур.
Главный объект скульптуры - образ человека. Человек может быть изображен в полный рост, или по пояс, или по грудь. Иногда скульптура изображает одну только голову. В скульптуре может присутствовать всего один персонаж или целая группа. Возможно ли сходство скульптуры с жанром портрета?
— Что, помимо внешнего сходства, передает портрет? (Характер человека, его окружение и эпоху, в которой он живет.)
Подобно портрету, скульптура передает не только внешний вид человека, но и его черты характера,
— Из каких материалов может создаваться скульптура? (Из камня, глины, гипса, металла, дерева.)
Для изготовления скульптуры чаще остальных используются мрамор или гранит, поскольку ЭТО самые долговечные и красивые материалы. Из металлов - бронза и другие сплавы. Выбор материала зависит от того, где будет размещена скульптура и каково ее назначение. Например, маленькую скульптуру, которая должна украшать Дом творчества детей, можно выполнить из обожженной глины — терракоты.
— Какие образы может передать мастер в такой скульптуре, выполненной из терракоты?
(Педагог обобщает ответы школьников.)
Например, играющих или танцующих детей, образы знакомых всем зверей, сказочных персонажей.
А большой военный памятник могут отлить в цементе, и он будет колоссальным по своему размеру, как уже известный вам мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде.
— Где может быть размешена скульптура?
— Каково значение скульптуры в уличных ансамблях?
— Какие материалы используются для уличной скульптуры?
На фотографии на с. 132 учебника мы видим скульптуру, изображающую двух героев — Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского, вставших во главе народного войска, которое освободило страну от захватчиков в начале XVII в. Видите, какую сцену запечатлел скульптор И. Мартос? Посадский староста из Нижнего Новгорода Минин вручает меч суздальскому князю Пожарскому и призывает его возглавить русское войско. Этот памятник отлит из бронзы.
— Кто знает, где находится этот памятник двум героям России? (В самом центре Москве, на Красной площади.)
— Какие чувства возникают при рассматривании памятника Минину и Пожарскому?
— На чем расположен памятник?
— С какой целью памятники возводя! на специальных возвышениях - пьедесталах?
IV. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите тему урока: «Скульптура в музее и на улице». Запишите также определение слова «скульптура».
Скульптура — это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объем.
V. Беседа по теме урока
Скульптура может иметь разное назначение. Например, она может являться самостоятельным объектом какого-то пространства или здания.
- Где на улице может быть размещена скульптура как самостоятельный объект? (В скверах, на площади, у театров, около водоемов — у фонтанов, прудов.)
Обычно, подыскивая место для своей работы, художник старается поставить скульптуру так, чтобы люди могли ее внимательно рассмотреть с разных сторон, подойти к ней, чтобы определить, из какого материала она создана. Ведь ее специально и создают. С этой целью — чтобы она явилась центром какой-то архитектурной композиции, дополняла природный пейзаж, нужным образом вписываясь в него.
Найдите примеры подобной уличной скульптуры в учебнике на с. 52 и с. 132. Что она изображает в каждом случае?
- Где можно разместить скульптуру в здании, например, в театре? (При входе, в фойе, у окон.)
Скульптура может также стать частью архитектурного пространства. Вспомните, вы рассматривали внешний вид детского музыкального театра им. Н. Сац.
- Какая скульптура украшает крышу этого театра? (Синяя птица с золотой арфой.)
А на ее фасаде, возле парадного входа, размещены скульптуры героев знаменитой музыкальной сказки композитора С. Прокофьева «Петя и волк» — мальчик Петя, утка, кошка, птичка, волк. Так что каждый, кто приходит в этот театр, с музыкой встречается уже на входе, увидев эти скульптуры.
Скульптура сказочного музыканта по имени Лель также украшает детский музыкальный театр, но находится она внутри него, в фойе на втором этаже.
- Как эта скульптура передает назначение театра, в котором она находится?
- Почему ее героем выбран именно Лель?
Скульптуры часто используют при создании особых мест памяти — мемориалов.
- Кого изображают в скульптурах военных мемориалов? (Солдат, идущих в атаку; военных разных родов войск.)
- Какой образ является главным в мемориале на Мамаевом кургане? (Родина-мать.) Любая художественная работа - нелегкое дело. Ведь чтобы нарисовать картину красками, приходится много раз коснуться ее кисточкой, от этого устают руки, плечи, спина, глаза. А для изготовления скульптуры человеку приходится вручную откалывать куски камня от целой глыбы, чтобы изваять из нее нужный образ. Поэтому при выполнении большой и сложной работы скульптор нередко использует труд помощников, которые помогают ему — рубят камень, шлифуют его при завершении работы, чтобы он стал гладким.
Если художник задумал сделать скульптуру в бронзе, то сначала он выполняет ее модель, вылепив из глины или гипса. Потом эта глиняная модель помещается в ящик с землей или специальной смесью из песка. Так делается заготовка для будущей металлической формы. Такую работу выполняет мастер-формовщик. Глиняную модель извлекают, а в образовавшееся от нее углубление вливают расплавленный металл и ждут, когда он застынет. Здесь используется работа подручного главного художника — отливщика.
Гигантские скульптуры вообще изготавливают из отдельных частей и соединяют их. Например, вам всем, наверное, известна скульптура «Рабочий и колхозница», которая находится в Москве около Всероссийского Выставочного центра (ВВЦ) и является эмблемой нашей знаменитой киностудии «Мосфильм». Так эта скульптура состоит из десятков отдельных фрагментов, которые отливались отдельно, а потом соединялись воедино.
Видите, как много людей разных профессий задействовано при изготовлении скульптуры. Это работа содержит немало сложных этапов, связанных с тяжелым физическим трудом.
— Рассмотрите фотографию на с. 133. Что на ней изображено? Где находятся скульптуры?
— Вам знакомо название музея, указанного в подписи под фотографией?
— Где находится музей изобразительных искусств им. АС. Пушкина? (Ответы школьников.)
В музеях выставлены не только оригиналы скульптур, но и копии. Их также сделать нелегко; тот, кто копирует скульптуры должен обладать высоким мастерством. Ведь, благодаря работе этих мастеров мы можем восхищаться работами скульпторов, живших много веков тому назад.
— Какие скульптуры украшают здание детского музыкального театра им. Н. Сац снаружи и изнутри?
— Какая скульптура находится в Москве на Красной площади?
- Кого она изображает и почему эту скульптуру установили именно в самом центре нашей столицы?
Запишите в тетрадях названия скульптур, о которых вы узнали па уроке.
1. Памятник Минину и Пожарскому (скульптор И. Мартос).
2. «Рабочий и колхозница» (скульптор В. Мухина).
3. «Родина-мать» (скульптор Е. Вучетич).
Сейчас вам предстоит создать свою собственную скульптуру. Только выполнять ее вы будете не из камня или бронзы, а из более привычного для вас материала — пластилина.
VI. Пояснительный материал
Все вы знаете такой рабочий материал для уроков труда, как пластилин — это искусственно созданный материал на основе воска, специально предназначенный для лепки разных предметов. А пластилином пользуется много людей, и не только детей, которые занимаются лепкой в детских садах, дома и в школе. Но с этим материалом еще работают и взрослые люди, те же скульпторы. Когда архитекторы и скульпторы придумывают разные виды украшений для фасадов домов и квартир, то сначала из пластилина лепят маленькие модели декоративных частей, а то и целых статуй. Прежде чем установить их на стенах зданий, в садах и парках, скульптор представляет маленький вариант своего будущего творения для того, чтобы с этим образцом познакомились все желающие. А уж потом большой памятник или скульптура отливается в металле или вырубается в камне.
— Какими свойствами обладает материал под названием пластилин? (Пластилин пластичный, мягкий, он способен принимать любую форму.)
Да, пластилин податливый настолько, что работать с ним можно просто голыми руками. Не нужны ни молоток, ни другие тяжелые инструменты. Кроме того, благодаря мягкости этого материала у юного скульптора есть возможность вносить поправки » готовое изделие из пластилина, корректировать его.
Все вы много раз видели детскую телевизионную передачу «Спокойной ночи, малыши». Она начинается и заканчивается мультипликационными заставками, в которых все детали сделаны из пластилина. Так из знакомого всем с детства материала можно смастерить маленькое чудо.
Есть еще один очень хороший мультфильм, который так и называется — «Пластилиновая ворона». Весь этот мультфильм, в котором три разных сюжета, тоже сделан на основе пластилиновой техники. Вот, оказывается, как широко можно использовать обычный пластилин.
Но у пластилина есть один недостаток — он не любит излишнего тепла. Например, если готовую поделку поставить близко у источника тепла и света — даже под простой настольной лампой, — то поделка может нагреться и растаять, как весенний снег, потерять свою форму. Поэтому готовые поделки из этого материала надо хранить в прохладном месте.
— В каких профессиях используют пластилин?
— Какие достоинства есть у пластилина?
— Какие недостатки есть у пластилина?
VII. Задание для самостоятельной работы
Прежде чем приступить к самостоятельной работе, вы, конечно, должны подумать — какие образы вам хочется воплотить в своей скульптуре. Возможно, что кто-то из вас приступит к сознанию образа любимого сказочного героя. Давайте тогда для начала попытаемся вспомнить некоторых из этих героев. Ведь необходимо показать облик героя и его позу — как стоит или движется. Прошу вас встать. Сейчас я буду называть имя героя. Ваша задача — передать в движении или в позе его облик.
(Педагог называет имя героя, школьники показывают его движения.)
Иван-царевич скачет верхом на Сивке-Бурке.
(Руки вытянуты вперед, словно держат уздечку коня, исполняются легкие полуприседания на обеих ногах.)
Летит Жар-птица.
(Легкий бег на месте на полупальцах. При этом руки, имитирующие крылья, вытянуты вверх и выполняют перекручивающие действия кистями.)
Идет Василиса Прекрасная.
(Движение легкими маленькими шагами на полупальцах. Корпус максимально вытянут вверх, подбородок приподнят, глаза опущены.)
Шагает в кукольный театр Буратино.
(Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, глаза округлены, ходьба утрированная, с высоким подниманием колена и зафиксированной стопой.)
Идет по лесу Мишка косолапый.
(Голова опущена, руки округлены, ступни ног повернуты вовнутрь, ходьба вразвалочку.)
Летят гуси-лебеди.
(Легкий бег на месте на полупальцах, руки вытянуты в стороны, шея вытянута вперед.)
Идут мелкими шажками гномы.
(Корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу, короткие шаги на месте.)
Скачет лягушка-квакушка.
(Руки согнуты в локтях, подняты вверх, пальцы рук раставлены, глаза округлены, полуприседания на месте.)
Шагает оловянный солдатик.
(Четкий вытянутый корпус, руки опущены, одна согнута, словно держит ружье, активное марширование на месте.)
Вы вспомнили некоторых героев известных народных и авторских сказок. Выберите вашего любимого персонажа и подумайте, в какой момент вы его хотите запечатлеть.
Какое у него будет настроение? Какая у него должна быть поза? Словом, вам придется ответить на целый ряд вопросов, и это — начало вашей творческой работы над собственной скульптурой.
(Школьники приступают к выполнению самостоятельной работы).
VIII. Физкультминутка
Продолжим выполнение физкультминуток, связанных с Днем Победы. Но пусть сначала прозвучит монтаж по стихотворению поэта В. Маяковского «Возьмем винтовки новые».
(Чтецы поочередно исполняют строфы стихотворения.)
Чтец 1 . Возьмем винтовки новые,
на штык флажки!
И с песнею в стрелковые пойдем кружки.
Раз, два! Все в ряд! Вперед, отряд!
Чтец 2 . Бесшумною разведкою —
тиха нога —
За камнем и за веткою найдем врага.
Ползу день-ночь моим помочь.
Ч т е ц 3 . И если двинет армии
страна моя —
Мы будем санитарами во всех боях.
Ранят в лесу, к своим снесу.
Давайте проведем игру «Военный парад». Нам в этом поможет маршевая музыка. Я буду показывать нам движения, которые выполняют военные во время праздничного парада, а вы постарайтесь их повторять как можно точнее.
(При проведении игры можно использовать запись маршевой музыки.)
(Педагог показывает движения, школьники повторяют.)
1. Педагог делает шаг правой ногой вперед, затем приставляет к ней левую.
2. Педагог делает шаг правой ногой обратно назад, затем приставляет к ней левую.
3. Педагог делает шаг правой ногой вперед, одновременно приставляя правую ладонь к голове — «отдавая честь». Затем, не опуская ладони, приставляет левую ногу.
4. Педагог делает шаг правой ногой назад, одновременно опуская руку вниз, затем приставляет левую ногу.
5. Педагог и школьники маршируют на месте, энергично размахивая руками.
(Движения повторяют несколько раз.)
IX. Завершение самостоятельной работы
(Школьники заканчивают изготовление пластилиновой скульптуры.)