VI. Расширение знаний о пейзаже
Один из самых знаменитых художников-пейзажистов в нашей стране — Иван Иванович Шишкин. Посмотрите подборку репродукций картин этого художника.
(Демонстрация репродукций картин «Рожь», «Лесные дали», «На севере диком».)
— Какая из этих картин вам знакома с самого раннего детства? («Утро в сосновом лесу».)
Запишите в тетрадях фамилию художника и название его картины: И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».
Где вам доводилось видеть репродукцию этой картины? Конечно, она много раз копировалась, ее репродукции встречаются в магазинах, в кафе, в фойе концертных залов и кинотеатров. Но чаще всего ее, конечно, можно увидеть на обертках знаменитых конфет «Мишка косолапый».
И. Шишкин так любил изображать на своих картинах именно русские просторы, природу средней полосы России, что, когда его отправили от Академии художеств в Италию, вскоре возвратился домой. Он пояснил это так: «В России можно найти места намного лучше итальянских». И он доказал это своей жизнью, своей работой. Целыми днями художник проводил за работой - выходил с красками в поля и леса, находил интересный уголок и переносил его красоту на полотно.
Глядя на картины Шишкина, испытываешь гордость за то, насколько прекрасна наша родина. Кажется, будто картины этого художника исполняют гимн природе, настолько торжественно, возвышенно она изображена.
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Н. Некрасов
На картинах И. Шишкина чаще показаны летние пейзажи.
— Как вы думаете, почему у него летних пейзажей — сотни, а зимних - считанные единицы? (Зимой нельзя долго рисовать на воздухе — замерзали руки.)
— Как фамилия художника, который нарисовал все эти пейзажи?
Вот как говорили об И. Шишкине его современники.
«Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный» (В. Стасов).
«...Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал, просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды» (А. Комарова).
VII. Задание для самостоятельной работы
Ваше сегодняшнее задание - нарисовать пейзаж.
- Что вы можете изобразить на своей картине? (Небо, поле, лес. одно дерево, растущий цветок, реку, море, озеро.)
Изображая пейзаж, не забывайте о правилах передачи явления природы на рисунках. Например, если у вас несколько планов — ближний и дальний, тогда самое светлое изображение должно выступать на первый план, а остальные планы пусть будут темнее. Вот вам для этого памятка.
(Педагог выставляет на доску таблички с напоминанием правил при рисовании.)
Ближний и дальний планы: интенсивность.
Ближнее изображение - светлее.
Дальнее изображение - темнее.
Более насыщенный фон создает впечатление того, что задний план расположен глубже, дальше от зрителя.
Кроме того, на первом плане должны использоваться цвета более теплые. А чем рисунок уходит дальше, в глубину, тем цвета становятся холоднее.
Ближний и дальний планы: теплота.
Ближнее изображение - теплые тона.
Дальнее изображение — более холодные тона.
- Какие тона принято относить к теплым?
- Какие тона являются холодными?
А при передаче изображения неба в сочетании с землей и водой надо соблюдать следующие условия:
• небо светлее воды;
• небо светлее земли,
• вода светлее земли.
Подумайте также над тем, какое время года вы будете изображать на рисунке.
Помните, вы размышляли о выборе колорита - главных красок для передачи картины леса в разные времена года.
- Какой колорит будет главным на рисунке летнего леса? (Зеленый)
- Какой колорит будет главным на рисунке осеннего леса? (Желтый.)
Точно так же будет различаться колорит при передаче разного времени суток. Поэтому решите, в какой час вы будете передавать состояние природы — в момент заката солнца, восхода солнца или в полдень.
- Каким будет колорит на рисунке леса в жаркий полдень, когда раскаченное солнце освещает все вокруг? (Желтым.)
— Какой колорит будет на рисунке леса в пасмурный день, когда солнце еле-еле светит? (Серо-зеленый, сине-зеленый.)
(Школьники приступают к подготовительной работе над пейзажем.)
VIII. Физкультминутка
Для того чтобы отдохнуть от занятий, выполним веселую физкультминутку «Прыжки». Встаньте прямо, поставьте руки на пояс.
(Педагог описывает вариант прыжков, учащиеся их выполняют. Каждый вид прыжка выполняется по 8-10 раз.)
1. Прыжки на двух ногах.
2. Прыжки на одной и другой ноге по очереди, выставляя вперед то одну, то другую ногу.
3. Прыжки на одной и другой ноге по очереди, сгибая назад в колене то одну, то другую ногу.
4. Прыжки «ноги вместе - ноги врозь».
5. Прыжки «ноги вместе — ноги скрестно».
6. Прыжки на месте с поворотом вокруг своей оси.
IX. Завершение самостоятельной работы
(Школьники завершают самостоятельную работу.)