V. Практическое выполнение работы
Теперь, когда мы разобрались с деталями будущей лепки, можно приниматься за дело. основная часть избушки. Крышу ей можно сделать зеленой, словно она крыта травой или соломой. На крыше не забудьте сделать трубу, через которую вылетает на своей метле Баба-яга. Для трубы можно взять пластилин красного или оранжевого цвета, чтобы создалось впечатление, что труба сделана из кирпичей. А курья ножка пусть будет желтой. Начать вылеплять избушку Бабы-яги следует с крупной части — ее основы.
Когда вы выложите вытянутыми деталями стены домика, можно заняться оформлением боковых деталей — круглых.
Старайтесь выполнять круглые детали так, чтобы по своим размерам они соответствовали ширине деталей-бревен.
Каждая стена избушки должен иметь форму квадрата. Проследите, чтобы его длина и ширина были примерно одинаковыми.
VI. Художественное оформление поделки
Заключительный момент изготовления лепки пластилиновой части декорации - украшение избушки. Подумайте над деталями для оформления ставен домика. Что вы на них изобразите - цветы, листья, ягоды рябины? Какие для этого понадобятся расцветки пластилина - решите и подберите сами.
(Школьники проводят оформление вылепленной детали.)
VII. Физкультминутка
Повторение упражнений «Клен» и «Лесорубы».
VIII. Завершение работы
(Школьники завершают работу.)
Изготовление макетов декораций — авторская работа. Каждая такая модель существует в единственном экземпляре. Поэтому и ваши работы надо подписать, чтобы узнать, кто их автор. Возьмите по кусочку бумаги, напишите на них красиво следующий текст. На первой строчке - имя и фамилию. На второй строчке: «Декорация к постановке». Далее - название пьесы, для которой вы создавали вашу работу. Если вы делали декорацию по книжке известного писателя, то можно так и подписать: «по книге», далее — фамилия писателя и название книги. А если вы делали декорацию по сюжету народной сказки, то можно дописать так: «по сказке» и далее — название самой сказки.
(Школьники подписывают работы.)
Так при первом же взгляде на макет декорации станет ясно, кто ее изготовил.
IX. Рефлексия
— Что нового вы узнали на уроках о мире театра?
— Какими бывают профессии художников в театре?
— Какими бывают декорации в театре?
— Какие материалы вы использовали для создания своей работы?
— Какова роль братьев-Мастеров при создании театральной декорации?
Как вы сами можете использовать выполненную вами декорацию? Конечно, с ее помощью можно играть в постановку театральных спектаклей. Ведь вы сделали свой собственный маленький домашний театр - «театр на столе». И с помощью этого театра попробуйте дома показать представления своим близким - мамам, папам, бабушкам и дедушкам, младшим братьям и сестрам. А если к вам придут гости, то устройте для них маленький театральный праздник.
- Вам понравилось быть театральными художниками?
В конце этой четверти мы устроим выставку ваших театральных работ, так что отнеситесь к своим декорациям бережно, храните их аккуратно, чтобы они не потеряли своего внешнего вида.
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)
X. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Приведите в порядок свои рабочие места, вытрите руки о тряпочки, а когда придете домой, то непременно вымойте их теплой модой с мылом и потрите мягкой щеткой, чтобы смыть остатки пластилина.
На следующем уроке вы продолжите свое знакомство с миром театра. Только это будет другой вид театра — кукольный. На следующем занятии вам придется мастерить основу кукол из ткани, так что принесите все принадлежности для работы: большой текут ткани, цветной или даже узорчатый, ножницы, иголку и нитки, декоративные детали — обрезки тканей, тесьмы, кружев, пуговицы для оформления. Для выкройки кукольной перчатки принесите простой лист газеты. Еще вам понадобится кусочек мела.
Урок 2 О. Театр кукол
Цели: познакомить с миром и образами кукольного театра; научить изготовлению кукольных персонажей в разной технике (кукла би-ба-бо, бумажная кукла); познакомить с понятиями «кукловождение», «утрированность».
Вид деятельности: работа с тканью - шитье, разные приемы и изготовления детали из материи.
Планируемые результаты: школьники узнают о многообразии видов мирового кукольного театра и традициях кукольных театров России; познакомятся с техникой шитья из ткани; приобретут штыки работы с иглой и нитками.
Оборудование: образцы кукол из разных видов кукольных театров или их фотографии, ткань, ножницы, нитки, иголка, мелок, бумажная выкройка-шаблон.
Ключевые слова и понятия: кукольный театр, виды кукольного театра, кукла би-ба-бо, кукловод.
Примечание. Педагог заранее вырезает из бумаги выкройки-шаблоны для демонстрации классу контуров тканевой основы куклы би-ба-бо. Для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово
Сегодня вы продолжите ваше знакомство с миром театра.
- Какие виды театров вы знаете? {Драматический, музыкальный, детский, кукольный.)
И каждый вид театра еще имеет несколько разных направлений, например, только кукольный театр бывает ручным, теневым. А куклы изготавливают из самых различных материалов.
В I четверти вы учились выполнять кукол из пластилина.
- Из каких еще материалов можно делать кукол? (Педагог обобщает ответы школьников.)
Кукол можно делать не только из пластилина, такни, бумаги, пластмассы, дерева и металла, но также из конфетных оберток и пробок, крышек от бутылок и разнообразных коробочек, из большого числа природных материалов - шишек, веточек, желудей.
Теперь мы попробуем заняться изготовлением одних из самых популярных видов кукол - таких кукол, которые умеют двигаться. Это куклы из кукольного театра.
III. Беседа по теме урока
Знаете ли вы, из чего делают кукол для кукольного театра? (Демонстрация кукол, выполненных в разной технике, или презентация.)
- Какие материалы были использованы при изготовлении этих кукол?
- Кому из вас приходилось видеть кукольный театр? (Ответы школьников.)
Искусство кукольного театра зародилось в мире очень давно. На Руси с самых древних времен ходили мастера, которые сами изготавливали кукол, сами сочиняли для них пьески и сами ними выступали. Они показывали представления па ярмарках, и специальных праздничных балаганах в дни народных гуляний и увеселений.
- Знаете ли вы, какой кукольный персонаж на Руси был самым популярным? (Петрушка.)
В гости к вам пришел Петрушка —
Всем известная игрушка,
Он речист, голосист,
Замечательный артист.
Этот артист всегда с радостью встречался зрителями, всех смешил, всех разыгрывал, и его выступления сопровождались аплодисментами.
У русского Петрушки есть много родственников в других странах, у них даже имена похожи. В Италии такого народного персонажа зовут Пульчинелла, во Франции - Полишинель, в Англии - Панч. Но только у нашего дорогого Петрушки есть полные фамилия, имя и отчество. Полностью его зовут Петр Иванович Уксусов. Видите, с каким уважением относился наш народ к своему любимому герою кукольного театра.
Существует достаточно много видов кукольного театра в мире. Вы уже знаете, что в Москве есть Государственный Академический Центральный театр кукол, созданный знаменитым кукольником Сергеем Образцовым, а в нем есть музей кукол, которые выступали во всех театрах мира. Это теневые куклы, которые Пыли популярны во Франции; куклы на тростях, которые пришли из Индии и Китая; куклы-марионетки, управляют которыми с помощью привязанных к ним ниточек. Но, конечно, самыми популярными были и остаются куклы, сделанные на основе перчатки, как Петрушка. Итак, основой Петрушки является перчатка, надетая на руку. На нее, в свою очередь, надевается голова куклы, которую можно выполнить из разных материалов. Такой вид куклы носит еще одно, смешное название - кукла би-ба-бо.
IV. Работа в тетради
Изготовлением перчатки для куклы би-ба-бо вы займетесь на сегодняшнем уроке. Запишите в тетрадях тему двух ближайших уроков: «Театр кукол». Далее - тему сегодняшнего урока: «Создание перчатки для куклы би-ба-бо».
Это достаточно трудная работа, поэтому разделим ее на несколько этапов.
I Приготовить выкройку перчатки из бумаги.
2. Перевести выкройку на ткань.
3. Выкроить две детали перчатки и сшить ее.
Чтобы сделать выкройку перчатки, вы сначала изготовите ее бумажный шаблон из листа газеты, обведя собственную ладошку.