Театр теней - чудесный цветок китайского народного искусства
К началу II тысячелетия относятся первые сведения о существовании в Китае теневого театра. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника -популярных исторических сказаний и легенд. Немудрено, что именно люди Востока, склонные к глубоким наблюдениям за природой, созерцательности, медитации и проникновению в святая святых сути вещей и явлений, одними из первых умудрились постичь харак-
тер тени. Ценители и создатели утонченных видов искусства, работающие с изящными образами в поэзии и живописи, китайцы по достоинству оценили свойство материи отбрасывать тень -увидели изящное в грубом.
Китайский театр теней свои сюжеты черпал из популярных легенд и древнейших исторических сказаний. Фигурки персонажей для представлений изготовлялись из кожи(ослиной,бараньей,или,как в Фуцзяни, - обезьяньей) или из цветной бумаги. Нередко их украшали цветными шелками, так что китайский театр с его красочными представлениями можно было бы назвать цветотеневым. Куклы управлялись тремя спицами, крепившимися к шее и запястьям фигуры, и были подвижны.
По одной из версий, искусство китайского театра теней уходит корнями в эпоху династии Хань (206 до н.э.-206 н.э.). Правящий в те времена император Хань Уди был опечален неожиданной смертью своей любимой жены и поэтому забросил все государ-
6 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
ственные дела. Сановник Ли Шао-вэн прогуливался по улицам и в раздумьях о том, как вывести императора из тягостного состояния, обратил внимание на детей, которые забавлялись игрой со своими тенями на земле. Это навело сановника на оригинальную мысль, как разогнать тоску своего властелина. Он вернулся домой и на лоскуте плотной материи изобразил покойную жену императора (в профиль). Затем раскрасил и вырезал изображение, а к рукам и ногам прикрепил тоненькие бечёвки. Когда стемнело, он натянул шёлковую ширму и поставил свечи так, чтобы на ширме появилась тень от изготовленной им фигуры. Фигура приходила в движение, когда дергали бечёвки.
Он пригласил императора, скрылся за экраном и показал куклу в движении, стараясь подражать не только изящным манерам, но даже интонациям голоса погибшей. Увидев тень своей покойной любимой жены, император Хань Уди весьма утешился, взял себя в руки и вернулся к заброшенным государственным делам. С тех пор игра теней стала одним из новых развлечений во дворце императора. Вскоре это дворцовая забава переросла в массовое народное увлечение. Так зародился театр теней. Но есть и другая, менее романтичная, версия возникновения теневого театра. Согласно этой версии, знатным дамам в Китае не позволялось смотреть «живые» сцены, поэтому для них
ГЛАВА I
давали теневые представления, которые в тем времена были необычайно любимы и популярны. Во времена династии Юань (1279-1368) театр теней был развлечением для воинов, находившихся вдали от населенных мест. А во времена нашествия Чингиз-хана театр теней переходил с воинами из одного места в другое, что способствовало его быстрому и широкому распространению. В скором времени свои театры теней возникли в Персии, арабских и юго-восточных странах появились свои театры теней. А в Китае во времена династии Мин (1368-1644) появилось множество театральных трупп, сюжеты представлений которых были навеяны старинными легендами о войне между княжествами Чу и Хань.
Со временем театр теней, как и любое драматическое искусство, стал модифицироваться и разделился на несколько направлений. Познакомимся с самыми известными из них.
Восточная школа теневого театра - самая известная и авторитетная - возникла в местности Таньшань.
Западная школа теневого театра, которая иначе именуется Пекинским театром теней.
Пайбань пиин - самый музыкальный и пластически совершенный теневой театр, в постановках которого всё подчиняется ритму ударов бамбуковых палочек.
ТеатрЛунси - самый изящный и живописный, поскольку фигурки, их наряды и декоративные украшения очень красивы и выпол-
8 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
няются в традиционной китайской манере живописи.
Шэньсийский театр - фольклорный, все действия в сюжетах строятся на сказках и легендах о добрых волшебниках и путешествиях на запад.
Люй Пиин - бумажный театр теней, а Ян пиин - театр теней из козлиной кожи.
Техника изготовления и мастерство исполнения Техника изготовления - это сложный, выверенный временем процесс отбора материала, поиска яркого образа и его создания в форме теневой фигуры (силуэта), гра-фирования и окрашивания.
Во времена династии Сун (960-1279) использовали козлиную кожу. Талантливые художники рисовали различные образы на бумаге и копировали на поверхности развёрнутой кожи, затем вырезывали силуэты и окрашивали. Впоследствии стали использовать кожу буйволов и ослов. В некоторых местах этот вид театра так и называют - Люй Пи-ин, что означает «тени из ослиной кожи».
Мастера-умельцы даже складывали поговорки, в которых ясно указаны все ключевые технологические связки. К примеру, в них говорится о том, что ослиная кожа самая подходящая для теневой фигуры, так как она очень мягкая, большая по площади и при этом достаточно тонкая (при хорошей выделке даже просвечивается), поэтому подходит для изображения головы персонажа. Кожа на
спине осла подходит для вырезания предметов домашнего обихода (столы и стулья, ширма и т. д.). Кожа на шее подходит для вырезания животных (таких, как лошади, тигры) или повозок, лодок и т.д. По сей день знамениты театры теней, возникшие в местности Тан-шань провинции Хэбэй, на берегах речки Луаньхэ. Многие силуэты и декорации теневого театра являются ценными экспонатами музеев. Типичные образы различных персонажей обычно имели только профиль, т.е. вырезались брови, глазницы, рот и нос, а всё остальное было пустотелым. Головы фигурок традиционно раскрашивались в красный, зелёный, жёлтый, белый и чёрный цвета. С помощью цвета обозначали характеры героев представления. К примеру, по сюжету древнего романа «Трое-царствие» образ любимого в народе героя Гуань Юй всегда выглядит следующим образом:красное лицо, густые черные брови, зоркий взгляд. Всем своим обликом он выражает характерные черты человека честного, прямодушного и всегда готового на подвиги. Зелёный цвет - отличительный признак отваги и смелости. Например, в представлениях времен династий Суй (581-618) и Тан (618-907) образ народного любимца Чэн Яоцзинь всегда был зелёного цвета. Чёрным обозначали строгость, бескорыстность, справедливость как важнейшие черты в характере персонажей. Жёлтым цветом обычно выделяли образы людей, имеющих волшебную силу,
ГЛАВА I
сбрить шерсть и высушить кожу до прозрачного состояния. После этого на подготовленную кожу наносится эскиз будущей фигурки, которая вырезается при помощи ножей и ножичков разного размера и формы, а потом - аккуратно раскрашивается. Цвет фигурки не должен быть монотонным, кукла при этом может быть однотонной или очень пёстрой. Ключевым и наиболее сложным элементом изготовления считается утюжка, которая производится после вырезания и окраски фигуры. В завершении работы отдельные детали соединяют вместе, и кукла полностью готова. К счастью, пока современные кино и телевидение соперничают друг с другом за массового зрителя, в Китае продолжает сохраняться группа народных художников, которые ежегодно «высаживают» на экране теневого театра всё новые и новые цветы творчества, чтобы развивать и сохранять для потомков это замечательное древнее китайское искусство, не перестающее быть современным и удивительно новым. |
а белым - маркировали образы людей хитрых, коварных, вероломных. Обычно театральная труппа состояла из пяти-семи человек человек. Оркестр состоял из струнных музыкальных инструментов (китайская скрипка «эрху», «ху-цинь», «юецинь» - род лютни); ударных музыкальных инструментов (небольшие барабанчики «бяньгу», «юньгу», различного размера медные тарелки); духовных музыкальных инструментов (труба, сонна) и многих других. Но следует отметить, что музыканты обычно играли на нескольких инструментах и помимо этого выполняли роли актеров-дублеров. Важное место в труппе занимали актёры, которые ловко управляли фигурками с помощью бамбуковых палочек и заставляли их выполнять различные движения. Причём движения выполнялись точно по сюжету: актёр синхронизировал действо, текст и аккомпанемент музыки. Примечание: на конце бамбуковой палочки была прикреплена тонкая бечёвка, соединяющая подвижные части
фигурки.
Театр теней восточной Ганьсу получил широкое распространение при династиях Мин и Цинн в XIV-XIX веках. Фигурки для театра теней в этой местности особенно красивы и сделаны с большим вкусом. Материалом для изготовления марионеток теневого театра здесь служила черная кожа молодых буйволов. Такая кожа достаточно тонкая, но прочная и пластичная. В процессе подготовки материала для будущей куклы нужно было
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
Индия :танцующие боги
Искусство театра теней стало популярным в Индии в XVI столетии, особенно в период правления Буда Редди. Индийские куклы - самые большие в театральном мире, и представления теневого театра часто происходят возле храма Шива, бога - покровителя кукол. Согласно фольклору, в те времена, когда игрушки традиционно вырезали цельными из одного бруска дерева, жил мастер, который делал необычных кукол из отдельных деталей. Однажды в магазин этого мастера зашёл бог Шива с женой -богиней Парвати. Парвати, взглянув на кукол, была настолько очарована, что попросила мужа разрешить их духам вселиться в кукол, чтобы они могли потанцевать.
После того как боги насладились зрелищем и устали, они забрали свои души и ушли. Мастер же, который с интересом наблюдал за происходящим, захотел вновь заставить кукол танцевать. Он перевязал их части и смог управлять куклами с помощью нитей.
Представления театра теней обычно проходили ночью с заката до рассвета. Широкую поляну хорошо утрамбовывали и на бамбуковых шестах ставили огромный экран. За экраном разжигали костер из скорлупы кокосовых орехов. По другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, располагались многочисленные зрители. Перед экраном садился рассказчик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев народного эпоса «Рамаяны» и «Ма-хабхараты». Во время рассказа вдруг начинал бить барабан, потом вступали другие музыкальные инструменты, и на экране появлялись куклы - герои повествования. Казалось, что они приходили к людям из другого мира. Спектакль теневого театра мог продолжаться много ночей подряд. Детей на такие зрелища не пускали. Мало того, мужчины и женщины смотрели представления отдельно.