Использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя

Использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя

Выполнила:

студентка 2 курса факультета истории,

политических наук и культурологии

группы ПОДб–2202–58–00

очной формы обучения

Борисова Анна Михайловна

__________________/подпись/

Научный руководитель

канд. педагог. наук,

доцент кафедры педагогики

Конышева Алия Вазиховна

__________________/подпись/

КИРОВ

2017

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. 6

§1.1. Сущность методики коллективной творческой деятельности. 6

§1.2. Особенности воспитательной работы классного руководителя. 13

Глава 2. Экспериментальная работа по использованию методики коллективно – творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. 18

§2.1. Разработка КТД «Историко–творческий практикум: Что мы можем сделать, чтобы ужасы войны не повторились?». 18

§2.2. Организация и проведение экспериментальной работы по применению методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. 23

§2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы по применению методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. 26

Заключение. 31

Библиографический список. 33

Приложение 1. 36

Приложение 2. 40

Приложение 3. 42

Введение

Актуальность темы исследования. Федеральный закон «Об образовании» [1] и ФГОС основного общего образования [2] провозглашают своей целью воспитание всесторонне развитой личности, способной успешно взаимодействовать с людьми в коллективе. Во многом подобное умение зависит от того, насколько хорошо организована классным руководителем воспитательная работа в детской группе и способствует ли она сплочению классного коллектива.

Таким образом, актуальной становится реализация в воспитательном процессе методики коллективной творческой деятельности, способствующей всестороннему развитию личности и формированию сплоченного коллектива. Также методика коллективной творческой деятельности развивает умение личности контактировать и взаимодействовать с другими детьми, обучает человека уважать чужое мнение и позволяет в воспитательных целях рассмотреть огромный спектр важных общественных, политических, культурных, духовных и иных вопросов, какие должны быть известны и понятны каждому образованному гражданину Российской Федерации, дабы успешно социализироваться в обществе.

Тема исследования – использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя.

Цель исследования – определить эффективность использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя.

Объект исследования – воспитательная работа классного руководителя.

Предмет исследования – методика коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя.

Гипотеза исследования заключается в том, что была изучена сущность методики коллективной творческой деятельности, выявлены и охарактеризованы особенности воспитательной работы классного руководителя, а также было разработано и опробовано КТД с последующим выявлением его эффективности.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность методики коллективной творческой деятельности;

2. Охарактеризовать особенности воспитательной работы классного руководителя;

3. Разработать, апробировать КТД и проверить его эффективность.

Теоретическая основа исследования:

Разработкой теоретической и практической сторон методики коллективной творческой деятельности и внедрением ее в воспитательный процесс в школах и лагерях занимались П. П. Блонский [10], С. Т. Шацкий [10], И. П. Иванов [7, 8, 9] и Н. Е. Щуркова [19].

Вопросами работы коллективов и взаимодействия микроколлективов занимался А. С. Макаренко [4]; сущность, показатели и критерии сплочения коллективов изучает А. Е. Калитко [11].

Творчество как неотъемлемый элемент современного образования, способствующий развитию мышления учащегося, рассматривает Л. И. Иванкина [5].

Особенности воспитательной работы классного руководителя изучает и систематизирует А. С. Сагай [16].

Методы исследования:

• Теоретические: анализ, сравнение, обобщение.

•Эмпирические:тестирование воспитанников, эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в следующем – выявлены педагогические особенности применения методики коллективной творческой деятельности в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в составлении и апробации КТД, базирующегося на методике коллективной творческой деятельности.

База исследования – МОАУ СОШ № 8 г. Кирова, Кировской области. В исследовании принимали участие учащиеся 6 «с» («спортивный») класса в количестве 20 человек.

Заключение

В настоящей курсовой работе была рассмотрена методика коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. Целью работы было выявление эффективности применения данной методики классными руководителями в их воспитательной практике. Задачами работы был анализ восприятия детского коллектива мыслителями разных эпох, изучение сущности методики коллективной творческой деятельности и выявление особенностей воспитательной работы классного руководителя, а также создание и проба внеклассного мероприятия, построенного на принципах методики, предложенной И. П. Ивановым [7, 8, 9].

Исходя из данных проведенного на базе МОАУ СОШ № 8 г. Кирова исследования можно говорить о высокой эффективности методики, так как те из респондентов, что при первом тестовом замере показали низкий уровень сплоченности, при вторичном замере показали куда лучший результат. Так, ни один из них не показал снова низкий уровень, а уверенно продемонстрировал уровень, по шкале Сишора приравнивающийся к выше среднего.

При написании теоретической части курсовой работы был изучен материал, касающийся истории педагогики. Так, было выяснено, что влияние коллектива на личность было известно еще во времена Я. А. Коменского [15], который вполне успешно включил этот факт в свою педагогическую практику. Что касается полноценной проработки феномена, то методика окончательно оформилась лишь благодаря советскому педагогу И. П. Иванову [7, 8, 9].

Что касается возможностей применения методики классными руководителями в их воспитательной работе, то нам видится несколько сложностей, с которыми мы столкнулись в ходе исследования:

1. Сложность организации мероприятия. Методика коллективной творческой деятельности предполагает, что учащиеся должны самоорганизоваться путем сбора, так называемого «огонька», что довольно сложно дается ученикам 6–го класса. Вместо планируемых 5 минут у нас ушло 15, причем не все воспитанники активно участвовали в обсуждении грядущего мероприятия.

2. Трудности в групповой работе. 6–классникам тяжело дается работа в группе, что объясняется способом формирования самой группы – попав к людям, с которыми ребенок не общается или общается недостаточно часто, он испытывает неудобство, беспокойство, что отвлекает от творческого процесса. Здесь будет необходима поддержка педагога или лидера группы, который должен вовремя заметить таких учащихся и должен суметь их поддержать и вовлечь в совместную с одноклассниками работу.

Гипотеза нашего исследования, предполагающая изучение сущности методики коллективной творческой деятельности, выявление и характеристику особенностей воспитательной работы классного руководителя, а также разработку и пробу КТД с последующим выявлением его эффективности, была подтверждена. Так, в конце мероприятия было заметно, что напряженность в группах ушла, а дети стали активнее обсуждать, что нужно добавить в создаваемые плакаты. Знаменательно то, что дети выбирали представителей своей группы путем голосования, стараясь решать вопрос «по–взрослому», без применения силовых методов.

Использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя

Выполнила:

студентка 2 курса факультета истории,

политических наук и культурологии

группы ПОДб–2202–58–00

очной формы обучения

Борисова Анна Михайловна

__________________/подпись/

Научный руководитель

канд. педагог. наук,

доцент кафедры педагогики

Конышева Алия Вазиховна

__________________/подпись/

КИРОВ

2017

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. 6

§1.1. Сущность методики коллективной творческой деятельности. 6

§1.2. Особенности воспитательной работы классного руководителя. 13

Глава 2. Экспериментальная работа по использованию методики коллективно – творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. 18

§2.1. Разработка КТД «Историко–творческий практикум: Что мы можем сделать, чтобы ужасы войны не повторились?». 18

§2.2. Организация и проведение экспериментальной работы по применению методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. 23

§2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы по применению методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. 26

Заключение. 31

Библиографический список. 33

Приложение 1. 36

Приложение 2. 40

Приложение 3. 42

Введение

Актуальность темы исследования. Федеральный закон «Об образовании» [1] и ФГОС основного общего образования [2] провозглашают своей целью воспитание всесторонне развитой личности, способной успешно взаимодействовать с людьми в коллективе. Во многом подобное умение зависит от того, насколько хорошо организована классным руководителем воспитательная работа в детской группе и способствует ли она сплочению классного коллектива.

Таким образом, актуальной становится реализация в воспитательном процессе методики коллективной творческой деятельности, способствующей всестороннему развитию личности и формированию сплоченного коллектива. Также методика коллективной творческой деятельности развивает умение личности контактировать и взаимодействовать с другими детьми, обучает человека уважать чужое мнение и позволяет в воспитательных целях рассмотреть огромный спектр важных общественных, политических, культурных, духовных и иных вопросов, какие должны быть известны и понятны каждому образованному гражданину Российской Федерации, дабы успешно социализироваться в обществе.

Тема исследования – использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя.

Цель исследования – определить эффективность использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя.

Объект исследования – воспитательная работа классного руководителя.

Предмет исследования – методика коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя.

Гипотеза исследования заключается в том, что была изучена сущность методики коллективной творческой деятельности, выявлены и охарактеризованы особенности воспитательной работы классного руководителя, а также было разработано и опробовано КТД с последующим выявлением его эффективности.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность методики коллективной творческой деятельности;

2. Охарактеризовать особенности воспитательной работы классного руководителя;

3. Разработать, апробировать КТД и проверить его эффективность.

Теоретическая основа исследования:

Разработкой теоретической и практической сторон методики коллективной творческой деятельности и внедрением ее в воспитательный процесс в школах и лагерях занимались П. П. Блонский [10], С. Т. Шацкий [10], И. П. Иванов [7, 8, 9] и Н. Е. Щуркова [19].

Вопросами работы коллективов и взаимодействия микроколлективов занимался А. С. Макаренко [4]; сущность, показатели и критерии сплочения коллективов изучает А. Е. Калитко [11].

Творчество как неотъемлемый элемент современного образования, способствующий развитию мышления учащегося, рассматривает Л. И. Иванкина [5].

Особенности воспитательной работы классного руководителя изучает и систематизирует А. С. Сагай [16].

Методы исследования:

• Теоретические: анализ, сравнение, обобщение.

•Эмпирические:тестирование воспитанников, эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в следующем – выявлены педагогические особенности применения методики коллективной творческой деятельности в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в составлении и апробации КТД, базирующегося на методике коллективной творческой деятельности.

База исследования – МОАУ СОШ № 8 г. Кирова, Кировской области. В исследовании принимали участие учащиеся 6 «с» («спортивный») класса в количестве 20 человек.


Наши рекомендации