Тема. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.
Тема. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.
Своеобразие художественной манеры писателя-романиста
Дата | События в жизни Тургенева | Произведения |
28.09.1818г - 1826г | Родился в Орле. Отец - Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер; Мать - Варвара Петровна, богатая помещица. Получил домашнее образование. | |
1827г - 1832г | Переезд в Москву. Учеба в пансионе. | |
1833г - 1836г | Поступил в МГУ на словесный факультет. Перевелся в Петербургский университет, на философский факультет. Дружба с Плетневым. | Драма"Стено". Первые стихотворения (два стихотворения напечатаны в "Современнике"). Рецензия "О путешествии ко святым местам" |
1837г | Получил степень кандидата. | |
1838г - 1840г | Поездка в Берлин, посещает лекции по филологии и философии. Дружба с Н.Станевичем и М.Бакуниным. Поездка в Голландию, Францию, Италию. | |
1841г - 1842г | Взвращение в Россию, в Москву. Посещение литературных салонов, знакомство с Н.Гоголем, С.Аксаковым, с Герценом. Сдал магистерский экзамен. | Поэма "Параша" |
1843г - 1846г | Служба чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел. Знакомство с В.Белинским. Знакомство с Полиной Виардо в Петербурге. Поездка в Спасское. | Стихотворные поэмы: "Разговор", "Андрей", "Помещик". Рассказы: "Андрей Колосов", "Три портрета", "Бретер". Очерк "Неосторожность". Комедия "Безденежье". |
1847г - 1849г | Уехал за границу (Германия, Париж) | Пьесы "Нахлебник", "Холостяк". |
1850г - 1853г | Возвращение в Россию, автор и критик в "Современнике". Арест, был выслан в свое имение под присмотр полиции. | Пьесы "Месяц в деревне", "Провинциалка". Некролог на смерть Н.Гоголя. Повести: "Муму", "Постоялый двор", "Два приятеля", "Затишье", "Дневник лишнего человека". |
1854г - 1862г | Получил право выезжать за границу (1856г). Сотрудничество г Герценом, с журналом "Современник". Разрыв с "Современником". Полемика с Герценом по вопросу о дальнейших путях развития России. | "Яков Пасынков", "Переписка". Романы: "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети". Философские повести: "Фауст", "Поездка в Полесье", "Ася", "Первая любовь". |
1863г - 1869г | С Полиной Виардо поселился в Баден-Бадене. Сотрудничество с журналом "Вестник Европы". Поездка в Париж, Лондон. Во Франции основался до конца жизни, в Россию совершал непродолжительные поездки. | Повесть "Призраки". Этюд "Довольно". Повести "Бригадир", "Несчастная". Роман "Дым". |
1870г - 1877г | Тургенев сближается с П.Л.Лавровым, Г.Н.Лопатиным, П.А.Кропоткиным и др. участниками народного движения. Оказывает материальную помощь в издании сборника "Вперед". | Дополняет книгу "Записки охотника". Повести: "Странная история", "Степной король Лир", "Стук...стук...стук", "Пунин и Бабурин", "Часы", "Таинственные" повести: "Собака", "Сон". Пишет мемуары "Литературные и житейские воспоминания". |
1878г - 1879г | Вместе с В.Гюго руководит литературным конгрессом в Париже. Приезд в Россию, его чествовали на литературных вечерах, торжественных обедах. Мировая слава Тургенева достигает апогея. | Роман "Новь". Повести "Песнь торжествующей любви", "Клара Милич". |
1880г - 1883г | Болезнь, смерть писателя. Похоронен в Петербурге. | "Стихотворения в прозе" |
Создание
Замысел возникает летом 1860 г. В августе 1861 г. роман окончен. В 1862 г. выходит отдельным изданием Роман посвящён памяти русского разночинца В. Г. Белинского и был создан в период революционной ситуации в России (1859—1862 гг.) и отмены крепостного права..
Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров», Н. Страхова «Отцы и дети» Тургенева». Также писали о романе Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков
Название
Название романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие любого общества. За спором двух поколений ясно виден социальный конфликт нового со старым. Речь в романе идёт не только о различии поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной жизни страны и представляющей её будущее. Размежевание общества отражено в противостоянии Евгения Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).
Сюжет
Сюжет романа построен на столкновении нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов; на противопоставлении их мировоззрений и взглядов на самые злободневные вопросы времени и общества. Дворянин - аристократ Тургенев не разделял взглядов революционных демократов, но пытался понять их и представить своему читателю объективно.
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
Базаров — центральный образ
Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является главным действующим лицом. Все остальные персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.
Хронология событий
Роман состоит из 2 частей (28 глав):
В I части (I—ХIII главы) Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства Базарова с Одинцовой).
Во II части (XIV—XXVIII главы) происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова; описывается кончина героя.
Две части — два круга странствий
Хронология всех событий романа представлена в двух кругах странствий Базарова (I и II части). Первый круг помогает понять положения теории нигилизма, а второй круг «развенчивает» все отрицания Базарова.
2. Кольцевая композиция (через нее показана эволюция героя).
Конфликты романа | ||
Внешний | Внутренний | |
Противостояние разных поколений. Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей | Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике | |
Сюжет романа | ||
Глава 1. Экспозиция Кирсановых | Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия | |
Главы 2–3. Экспозиция Базарова | Даны портрет и первая характеристика главного героя романа — Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове) | |
Главы 4–11. Завязка внешнего конфликта. Развитие действия | Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича | |
Главы 12–13. Подготовка развития внутреннего конфликта | Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов» | |
Глава 14. Завязка внутреннего конфликта | На балу у губернатора происходит знакомство Базарова с Анной СергеевнойОдинцовой | |
Главы 15–17. Развитие действия | Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова | |
Главы 18–19. Кульминация внутреннего конфликта | Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова | |
Главы 20–21. Усугубление внутреннего конфликта | Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино | |
Главы 22–23. Развитие внешнего конфликта | Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь — Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой | |
Глава 24. Кульминация и развязка внешнего конфликта | Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства | |
Главы 25–26. | Базаров через город *** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения | |
Глава 27. Усугубление и разрешение внутреннего конфликта | В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства — то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни | |
Глава 28. Эпилог | Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители | |
Тема. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).
Система персонажей романа
Два лагеря | |
«Отцы» Старшее поколение | «Дети» Младшее поколение |
- Николай Петрович Кирсанов; - Павел Петрович Кирсанов; - Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна) | - Евгений Васильевич Базаров; - Аркадий Николаевич Кирсанов; - Кукшина Авдотья Никитишна; - Виктор Ситников |
Революционер
Является в романе выразителем идей революционной демократии и противопоставлен либеральному дворянству. Его политические взгляды сводятся к резкой критике существующего положения в стране («Исправьте общество, и болезней не будет»). Созидание не считает целью, говорит: «Сначала нужно место расчистить». Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. Резок в своих суждениях и оценках. Не успев реализовать себя в жизни, герой только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что жизнь шире и многообразнее его о ней представлений.
Теоретик
Пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма (уверен, что жизнь можно подчинить придуманной теории и что можно прожить без чувств, переживаний и любви, т. е. без всякой «белиберды»). Но в душе героя существуют зародыши всех чувств, которые он отрицает, среди них и способность любить (влюбляется в Одинцову и чувствует в себе невозможность противиться чувству). Получается, что главный конфликт в романе — это конфликт героя с самим собой.
Народный герой
Умеет обращаться с мужиками, просвещать их. У него у самого народный склад речи (отмечается простота и меткость его выражений, обилие в ней пословиц и поговорок). Его любовь к народу лишена сентиментализма и идеализации простого русского мужика.
Образ Евгения Базарова
Внешний облик | «Высокого роста в длинном балахоне с кистями», «обнаженная красная рука». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» |
Происхождение | Разночинец: «У отца небольшое именьице. Он прежде полковым доктором», «Мой дед землю пахал» |
Образование | «Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора». |
Отношение к воспитанию | «Всякий человек сам себя воспитать должен» |
Отношение к родителям | «- Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий». |
Черты характера | Ум, сила воли, трудолюбие, сильно развитое самолюбие, умение подчинить себе других: «Базаров умен и знающ», «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал» |
Общественно-политические взгляды | «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»; «Исправьте общество, болезней не будет», «Свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок.» |
Особенности мировоззрения | Нигилист, вульгарный материалист: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю», « - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. Все? Все. Как? не только искусство, поэзию … но и … страшно вымолвить… Все…»; «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». |
Отношение к любви | «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения»; «Это что за фигура?.. На остальных баб не похожа… У нее такие плечи, каких я не видывал давно…»; «Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр», «Баба с мозгом. Ну, и видала же она виды»; «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» |
Отношение к природе, к искусству | «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит…», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» |
Отношение народу | Критическое отношение к недостаткам народа: «Что ж, коли он (народ) заслуживает презрения!», «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». |
Особенности речи Базарова | Краткость выражения, использование многочисленных пословиц и поговорок, афористичность речи, четкая формулировка мыслей, при необходимости обращение к формам ораторской речи, включение в речь научных терминов и понятий, резкая, отрывистая интонация |
Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil — ничто). Комплекс убеждений Базарова — не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг. Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически
- «Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке»
- «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник ». «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта ». «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки»
- «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например...»
- «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». «Мы ломаем, потому что мы сила»
- «— Да ведь надобно же и строить. — Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить ». «Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать? — Базаров ничего не отвечал»
Динамика образа Базарова
В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение.
Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью — через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни.
Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. «Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности
Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично»
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ БАЗАРОВА | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств. В базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила и слабость. | |
Базарова отличает смелость критической мысли, отход от незыблемых авторитетов, критика государственной системы. Вызывают уважение его решительность, убеждённость, смелость, готовность идти до конца. Тургенев писал: «Если Базаров называет себя нигилистом, надо читать: революционером». Многие идеи Базарова соответствуют воззрениям революционных демократов. Взгляды Базарова представляют собой стройную и логическую систему. | У него не существует никакой положительной программы («Мы только расчищаем место, строить будут другие»), Хотя человека не может не волновать, что будет построено на развалинах. А отрицая то, что на самом деле заслуживает отрицания, Базаров замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию, музыку), поэтому вступает в конфликт с самой человеческой природой (судьба посылает ему испытание любовью). |
В борьбе за новое (в спорах с Павлом Петровичем) Базаров спокоен, потому что уверен в своей правоте. Он не хочет спорить, презирает болтовню и бесполезные слова — просто вынужден отвечать на вопросы Кирсанова (тогда как его противник рвётся в бой, волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, чувствуя своё бессилие). | Наделён острым критическим умом, но лишён широты кругозора — Базаров развит односторонне. Он признаёт лишь естественные науки, которые ясно и чётко объясняют все жизненные явления. До предела сужает всё многообразие и красоту жизни, природы, где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. |
В эпизоде смерти герой показан стойким, сильным, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он как бы очищается от всего наносного, избавляется от развязности и чёрствости. В финале перед нами титаническая личность. Смерть стала для Базарова испытанием, в котором раскрываются его лучшие качества. Герой достойно выдерживает это испытание, внушая к себе глубокое уважение. | Эта титаническая, незаурядная, сильная личность не смогла в полной мере реализовать свои способности. Возникает чувство жалости и сожаления от того, что безрезультатно прошла жизнь яркого и одарённого человека из-за узости и односторонности нигилистических теорий. |
Двойники Базарова
Ситников и Кукшина — сатирические карикатуры на нигилистов. Кукшина претендует на сложность натуры, на передовые идеи. Перед нами нарочито эмансипированная девица, пустая и глупая. Она вряд ли понимает, что читает и декларирует, вынося из глубоких философских книг только названия и имена. В её доме пылятся журналы, которые она никогда не читает. Рядом с ней пустейший Ситников — сын трактирщика, который мечтает осчастливить народ, пользуясь прибылью с заведений своего отца. Они опошляют идеи, которые «проповедует» Базаров.
Ситников | Кукшина |
Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником. Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью. Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их. В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <…> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком... и литератором» | Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос », физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа. В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <…> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью » |
Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения | |
Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм — осознанно выбранная позиция |
Женские образы
Анна Сергеевна Одинцова | Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть |
Фенечка | Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни — семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее |
Катя Локтева | Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура — любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя — воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРАТЬЕВ | |
Павел Петрович | Николай Петрович |
Красив и самоуверен, всегда нравился женщинам. Жизнь его поначалу представляла череду сплошных удач. Учился в пажеском корпусе, в 28 лет был уже капитаном — его ждала блестящая карьера. Его жизнь сломила неразделённая любовь к княгине Р. Он вышел в отставку, преследовал княгиню, 10 лет прожил бесцветно и бесплодно, а теперь остаток жизни проводит в деревне с братом. Прирождённый аристократ, своим внешним лоском и поведением создаёт о себе впечатление как о человеке самонадеянном и самовлюблённом. | Тихий и кроткий, он не произносит гневно-пламенных речей, как его брат, и будто бы не принимает участия в мировоззренческом споре «отцов» и «детей». Однако этот человек играет важную роль в идейной структуре романа. В молодости сломал ногу — это помешало ему сделать военную карьеру. Но он не впал в уныние, не озлобился на весь мир, а учился в университете и женился. 10 лет жил с женой в любви и согласии. После смерти жены отдал всего себя делам поместья и воспитанию сына. Затем жизнь подарила ему любовь к крепостной девушке Фенечке. |
У него нет убеждений, вместо них — «принсипы», которые сводятся к соблюдению внешних приличий. То же самое пристрастие к «внешним эффектам» есть и у Базарова (бакенбарды, балахон, развязность), у обоих неуживчивость с окружающим миром. | Он настоящий противник нигилизма, но в споры не вступает, так как понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для брата, ни для Базарова. Он просто живёт в согласии со своим сердцем и совестью. |
Форма без содержания — в этом суть Павла Петровича. Это ярко проявляется в описании его кабинета, где в качестве символа России он держит на столе пепельницу в форме мужицкого лаптя (к сожалению, это его единственная связь с народом). | Все его представления о гармоничном существовании (о единении с природой, о поэзии, о любви), которым он обладает, можно понять только развитой душой — ею не обладают ни «уездный аристократ», ни «предводитель нигилистов». |
Его суждения самонадеянны и поверхностны (он толкует о Гёте и Шиллере, но вряд ли их прочёл). Он оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова: все его слова — лишь слова, они не подкрепляются никакими действиями. | Внутренняя сила Николая Петровича, его интеллигентность и гармоничность вызывают симпатию и уважение. Вдумчивый читатель должен заметить: сильная личность — это не всегда неординарность и вызывающее поведение. |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА | |
Аркадий Кирсанов | Евгений Базаров |
Они вместе учатся на медицинском факультете университета, их связывают несколько лет дружбы. | |
Всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры, столько важные в дворянском быту. | Не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, это сказывается в его поступках, манерах, речах и внешнем виде. |
Попадает под влияние Базарова, хочет быть на него похожим. «Напяливает на себя» идеи нигилизма, но в глубине души чужд им. | Относится к Аркадию покровительственно и почти всегда насмешливо: он понимает, что их пути скоро разойдутся. |
Аркадий — натура слабая, Базаров — сильная, но постепенно Аркадий приобретает своё мнение и перестаёт слепо повторять суждения Базарова (однажды их спор дошёл чуть ли не до драки). | |
В доме Кирсановых царит праздность. Аркадий не занимается серьёзным делом, его ничего не увлекает по-настоящему. Для него главное — уют и покой. | Человек труда (это видно уже по его обнажённой красной руке). В любой обстановке он занимается делом. И здесь, в гостях, продолжает работать. |
Для своих крестьян всегда остаётся барином, хозяином. | Для крепостных людей он «свой брат, не барин». |
Его идеал — семья, в чём он убеждается после знакомства с Катей. | Говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободным. |
Природа для него, как и для всех Кирсановых, является объектом любования, наслаждения. | Против созерцания природы. Относится к ней как заботливый хозяин: природа радует его, когда он видит плоды своих рук. |
«Ты нежная душа, ранимая», — говорит Базаров, понимая, что Аркадий не может быть его сподвижником. | Стыдится естественных человеческих чувств, подавляет в себе их проявление (сух даже в отношениях с родителями). |
Дворянским воспитанием ему привита любовь к литературе, поэзии, искусству. Пытается доказать Базарову величие А. С. Пушкина. | Полагает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать никак не годится. Для него «порядочный химик полезнее всякого поэта». |
Отказывается от нигилизма и остаётся «либеральным барином». | Умирает нигилистом, верным своим убеждениям. |
Принадлежит к разряду людей вечно опекаемых и не замечающих этой опеки. Не может жить без принципов. Относится к лагерю «отцов». | Человек нового поколения, пришедшего на смену «отцам», которые не способны решить проблем эпохи. |
ОЧЁМ СПОРИЛИ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ И ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ | |
Споры этих двух персонажей раскрывают основную мысль романа, придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя, показывают превосходство новых, прогрессивных идей над старым, отжившим, вечное движение общества к прогрессу. | |
Павел Петрович Кирсанов (дворяне - либералы) | Евгений Базаров (разночинцы-демократы) |
О роли дворянства | |
Считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Идеал дворян — «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). «Я уважаю аристократов <…> Они не уступают иоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и поэтому они сами исполняют свои обязанности»; «…Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». | По его мнению, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. «Дрянь, аристократишко»; «…Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public»; «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». |
О нигилизме | |
Осуждает нигилистов за то, что не «никого не уважают», живут без «принципов». Говорит Базарову: «... вас всего четыре с половиною человека». На это Евгений отвечает: «От копеечной свечи Москва, вы знаете, сгорела». «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» | Под отрицанием «всего» имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А утверждает необходимость революционных действий, критерием которых является народная польза. «Сперва нужно место расчистить»; «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем» |
О взглядах на русский народ | |
Прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика, но при встрече с мужиками «морщится и нюхает одеколон». Проповедует «русскую идею», но употребляет огромное количество иностранных слов. «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…» | Говорит, что народ не понимает собственных интересов, тёмен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков. Утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»; «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? мне соглашаться с ним?»; «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете.» |
Об отношении к искусству и природе | |
И то и другое считает возвышенным и прекрасным и совершенно необходимым каждому человеку (и в этом автор полностью с ним согласен). Умение ценить красоту природы и искусства – непременное условие для развития личности. «Вы, стало быть, искусства не признаете?» | Отрицает полезность искусства («Рафаэль гроша медного не стоит»), а к природе подходит материалистически («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА | |
Павел Кирсанов | Евгений Базаров |
Дворянин, изнеженный аристократ, представитель старого поколения («отцов»). | Представитель молодого поколения («детей»), студент, нигилист. |
Одет в строгий английский костюм, у него белоснежные накрахмаленные воротнички, «красивая рука с длинными розоватыми ногтями». Лицо правильное, холёное, но жёлчное. «Изящный и породистый», во всём чувствуется изысканный аристократизм. | Автор неоднократно обращает внимание читателя на «плебейские» манеры героя. Он небрежно и нелепо одет. Подчёркнуты такие детали: широкий лоб, «крупные выпуклости просторного черепа», красные руки. Внешняя непривлекательность и глубокий ум. |
Перед нами два сильных характера, две яркие личности, гордые и самолюбивые, не поддающиеся чужому влиянию и умеющие подчинить себе других | |
Отстаивает незыблемость устоявшихся жизненных принципов. Консервативен и благоговеет перед старыми авторитетами, а всё новое он воспринимает в штыки. | Не признаёт никаких авторитетов и догм. Считает, что любую истину необходимо подвергать сомнению, всё проверяет опытным путём. Резок в оценках и мнениях, нетерпим к противоположным мнениям. |
Его слова расходятся с делом. Он с пафосом говорит о служении отечеству, но сам удовлетворяется спокойной сытой жизнью. | Базаров — человек дела. Ему чужды условности и аристократический этикет. Каждый его день заполнен трудом, новыми поисками. |
Если бы он по-отечески мудро относился к поколению «детей», он бы прощал их максимализм, и заносчивость и нетерпимость Базарова. | Отнюдь не по-сыновнему относится к поколению «отцов»: с гордым презрением отрицает все культурные и нравственные ценности прошлого. |
Мы видим трагический разлад между поколениями, которые отказываются понять друг друга и соединить общие усилия для совместной деятельности. | |
Видя, что он не может победить Базарова в споре и поколебать его нравственные устои, находит повод для бессмысленной дуэли. | Принимает вызов на дуэль, хоть и считает это выходкой полоумного «арис- тократишки». Благородно оказывает ему помощь после ранения. |
Автор изобразил дуэль сатирически, подчеркнув её нелепость: смешно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поколение «отцов». В финале погибают оба: Базаров физически, Павел Петрович духовно. Но встреча с «волосатым» студентом не прошла бесследно: он перешагивает через все условности и благословляет брак своего брата с мешанкой Фенечкой. |
Тема. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.