Специфика жанра романа в творчестве И. С. Тургенева

1. Социально-психологический роман;

2. Острый конфликт, отражающий важнейшие общественные проблемы, раскрывается в спорах и дискуссиях, развернутых диалогах;

3. по объему тяготеет к повести;

4. ограниченное количество действующих лиц;

5. изображение событий, укладывающихся в небольшой промежуток времени;

6. простой сюжет, не осложненный периферийными линиями, перестановками эпизодов;

7. наличие «вставных» элементов, как правило, касающихся отдельных фактов биографии персонажей;

8. наличие эпилога;

9. лиризм.

В романе «Отцы и дети» Тургенев попытался изобразить эпоху 60-х годов, ее типичные особенности через образы героев, через исторический фон, на котором разворачивается действие, через центральный конфликт романа.

Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия этого времени, борьба общественных сил – все это нашло отражение в образах романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», составило его исторический фон и сущность его основного конфликта.

Образ Базарова занимает центральное место в романе. Все остальные персонажи группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Идейное лицо героев романа отчетливее всего выступает в спорах. Спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым составляет основу композиции. В этих спорах затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: о путях дальнейшего развития страны; о либеральном обличительстве и ниспровержении основ самодержавно-крепостнического строя; о материализме и либерализме; о значении науки и искусства; наконец, о народе.

Создание

Замысел возникает летом 1860 г. В августе 1861 г. роман окончен. В 1862 г. выходит отдельным изданием Роман посвящён памяти русского разночинца В. Г. Белинского и был создан в период революционной ситуации в России (1859—1862 гг.) и отмены крепостного права..

Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров», Н. Страхова «Отцы и дети» Тургенева». Также писали о романе Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков

Название

Название романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие любого общества. За спором двух поколений ясно виден социальный конфликт нового со старым. Речь в романе идёт не только о различии поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной жизни страны и представляющей её будущее. Размежевание общества отражено в противостоянии Евгения Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).

Сюжет

Сюжет романа построен на столкновении нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов; на противопоставлении их мировоззрений и взглядов на самые злободневные вопросы времени и общества. Дворянин - аристократ Тургенев не разделял взглядов революционных демократов, но пытался понять их и представить своему читателю объективно.

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ

Базаров — центральный образ

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является главным действующим лицом. Все остальные персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Хронология событий

Роман состоит из 2 частей (28 глав):

В I части (I—ХIII главы) Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства Базарова с Одинцовой).

Во II части (XIV—XXVIII главы) происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова; описывается кончина героя.

Две части — два круга странствий

Хронология всех событий романа представлена в двух кругах странствий Базарова (I и II части). Первый круг помогает понять положения теории нигилизма, а второй круг «развенчивает» все отрицания Базарова.

2. Кольцевая композиция (через нее показана эволюция героя).

Специфика жанра романа в творчестве И. С. Тургенева - student2.ru

Конфликты романа
Внешний Внутренний
Противостояние разных поколений. Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике  
Сюжет романа
Глава 1. Экспозиция Кирсановых Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия
Главы 2–3. Экспозиция Базарова   Даны портрет и первая характеристика главного героя романа — Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)
Главы 4–11. Завязка внешнего конфликта. Развитие действия Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича
Главы 12–13. Подготовка развития внутреннего конфликта Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов»
Глава 14. Завязка внутреннего конфликта На балу у губернатора происходит знакомство Базарова с Анной СергеевнойОдинцовой
Главы 15–17. Развитие действия Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова
Главы 18–19. Кульминация внутреннего конфликта Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова
Главы 20–21. Усугубление внутреннего конфликта Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино
Главы 22–23. Развитие внешнего конфликта   Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь — Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой
Глава 24. Кульминация и развязка внешнего конфликта Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства
Главы 25–26. Базаров через город *** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения
Глава 27. Усугубление и разрешение внутреннего конфликта   В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства — то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни
Глава 28. Эпилог   Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители
     


Тема. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).

Система персонажей романа

Два лагеря
«Отцы» Старшее поколение «Дети» Младшее поколение
- Николай Петрович Кирсанов; - Павел Петрович Кирсанов; - Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна) - Евгений Васильевич Базаров; - Аркадий Николаевич Кирсанов; - Кукшина Авдотья Никитишна; - Виктор Ситников

Наши рекомендации