По В. Харченко . Наукой заниматься трудно. В чём привлекательность занятий наукой
(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3)Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо труднуюношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и что она направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.
(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления.(9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.
(11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься […]. (13)Во-первых, потому, что преодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследовательскаядеятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» – спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», – ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли… Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.
(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же – радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.
(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание – любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30)В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.
(По В. Харченко)
Сочинение
Мы восхищаемся людьми, которые занимаются наукой, их умом, целеустремлённостью, тем вкладом, который они привносят в развитие общества. А в чём привлекательность занятий наукой? Что даёт она человеку? Вот на эти вопросы пытается ответить
Свою позицию, В Харченко подкрепляет примером из жизни одного учёного, всю жизнь занимавшегося червями. В Австралии в одном из городков даже открыли музей червей, которым гордятся жители этого городка. О пользе науки автор пишет, прибегал я к образному сравнению ( предложение 27), риторическим вопросам (предложения № 20-22), метафорам («взваливает на плечи ношу»? «драма личной борьбы», «сладость победы» и др.), назывным предложениям ((предложения № 24, 25). Всё это придаёт точке зрения автора дополнительную убедительность.
Итак, заниматься наукой трудно, но интересно и полезно, потому что эти занятия учат наблюдательности, терпению, они воспитывают человека, приносят удовлетворение. В них, говоря словами Харченко, - «труд и любовь», «труд и удовольствие».
Эта точка зрения близка мне и понятна. Я вспоминаюто, что знаю ожизни великих учёных. Их вела страстная жажда познания. Науку они ценили высоко. Менделеев писал, что наука служит для постижения блага. Альберт Эйнштейн называл науку гимнастикой ума, доставляющей удовольствие. Мария Склодовская-Кюри утверждала: «Наука — это великая красота. Ученый у себя в лаборатории не просто техник: это ребенок лицом к лицу с явлениями природы, действующими на него, как волшебная сказка». А ещё мы помним хрестоматийные строки Ломоносова:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут....
…Есть в России писатель, который создал несколько книг об учёных. Это Д. Гранин. Его перу принадлежат романы «Искатели», «Иду на грозу», «Зубр», документальные серии о Курчатове. В «Зубре» в образе ученого-генетика Тимофеева-Ресовского показаны формирование характера учёного, его ежедневный труд, радость постижения тайн природы.
Мы размышляли о науке. Но наука – это прежде всего познание, а оно необходимо всякому из нас. Пусть стремление познавать, учиться сопутствует вам всю жизнь, доставляя вам наслаждение, принося и духовное, и моральное удовлетворение!