Самостоятельной наукой

Становление психологии как самостоятельной науки относится ко второй половине XIX века. Все большее зна­чение приобретают объективные методы исследования. Многие психологи считают их более научно обоснован­ными, чем интроспективный метод, которым длительное время пользовались для изучения сознания человека. В пси­хологических исследованиях все чаще используются изме­рения, что становится важным критерием научности.

Немецкий физик, психолог, философ Густав Фехнер (1801—1887) заложил основы науки психофизики, в за­дачи которой входило изучение закономерных связей пси­хических и физических явлений. Идеи психофизики оказали огромное влияние на возникновение и развитие во второй половине XIX века экспериментальной психологии. Г. Фех­нер стал автором одного из первых психофизических за­конов, получивших математическое описание.

Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850—1909) эк­спериментально изучал процессы памяти и выявил коли­чественные закономерности процессов запоминания.

Американский психолог Уильям Джемс (1842—1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в

Психология становится

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКОЙ

Америке. Он был первым профессором психологии в Гар-•II рд с ком университете, создателем первой американской Психологической лаборатории (1875), президентом Аме­риканской психологической ассоциации (1894—1895). В сво­их научных исследованиях Джемс занимался многими Проблемами: изучением работы мозга, развития познава­тельных процессов и эмоций, проблемами личности. Од­ной из основных задач он считал исследование сознания. Джемс многое сделал для развития психологии, незави­симой от медицины и философии. Он не стал основопо­ложником какой-либо психологической школы, однако и Поныне остается наиболее выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на пси­хологическую науку, но и на философию и педагогику.

Немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1832—1920) разрабатывал физиологическую пси­хологию как особую науку. Он стал активно использовать Метод лабораторного эксперимента для расчленения со-1н;шия на элементы и изучения закономерных связей между ними. Большой заслугой Вундта было то, что он основал в Лейпциге в 1879 году первую в мире экспериментальную Психологическую лабораторию. В ней изучались закономер­ности ощущений, время реакции на различные раздражи­тели, механизмы ассоциаций, внимание.

После организации первой психологической лаборато­рии II Лейпциге такие лаборатории стали открываться по |ссй Германии, а затем в других городах Европы и США. В 1883 году начал выходить первый научный психоло­гический журнал, первоначально носивший название "Фи­лософские исследования" (сказывалась давняя традиция развития психологии в рамках философии). В 1905 году на-цпание журнала было изменено на "Психологические ис­следования".

Американский психолог Эдвард Титченер (1867—1927) После окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. Там он изучал бинокулярное зрение и нрсмя реакции при познавательных процессах. В 1892 году вернулся в США, где в Корнуэльском университете со-'Wuui крупнейшую в этой стране научную школу.

В своем четырехтомном труде "Экспериментальная ! психология" Титченер изложил основные достижения этой науки с вундтовских позиций (поэтому Титченера иногда называют "американским .Вундтом"). Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры сознания, без­относительно к тому, как эта структура работает. Титченер противопоставлял свой подход функциональному направ­лению. Он считал, что только изучив структуру сознания, | можно впоследствии понять, как оно работает. Поэтому он полностью отвергал приложение данных психологии к I любой сфере практики. Он считал психологию фундамен­тальной, а не прикладной наукой.

Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сече- ! нов (1829—1905) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Революцией в психо­логии стал его план построения психологии на основе объективного метода. Этот план он изложил в трактате "Кому и как разрабатывать психологию" (1873). Психоло­гию Сеченов называл "родной сестрой физиологии". Он разработал основы новой эмпирической психологии, ба­зирующейся на рефлекторном понимании сознательной и бессознательной психической жизни. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах русских ученых И.П. Павлова

и В.М. Бехтерева.

Известный ученый Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) занимался психиатрией и исследованием ду­шевной жизни человека. Стремясь сделать психологию ес­тественной наукой, он сформулировал основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией.

Объективная психология понималась им как психоло­гия поведения, основанная на экспериментальном иссле­довании рефлекторной природы человеческой психики. В то же время он не отвергал сознание как предмет психо­логии и субъективные методы исследования психики. Бех­терев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые в то время трактовали личность как интегративное целое. Интересы его были разносторонни, но концентрировались вокруг одной цели — изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев ввел в психологию по­ит ни индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид — это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849—1936) создал учение о высшей нервной деятельности, которое в значительной степени преобразило физиологию и психо­логию, обогатило медицину и педагогику. Он развил идеи И.М. Сеченова о рефлекторном характере происхождения психики, разработал теорию условного рефлекса, концеп­цию двух сигнальных систем, учение о различных типах кистей нервной деятельности. Отношение Павлова к пси­хологии изменялось в различные периоды творчества. Не­которое время он считал, что область психологии ограничена внутренним миром сознания субъекта и на этом сновании запрещал сотрудникам применять психологи­ческие понятия, чтобы не отступать от строго объектив­ного объяснения наблюдаемых фактов (и даже штрафовал

Bt это). В итоговых же работах он полагал, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но И психологическим явлением. Физиологическое понятие о несоменной связи он отождествлял с психологическим по­нятием об ассоциации.

И научном сообществе учение Павлова было оценено Как революция в психологии, как построение основы всех наук и поведении. Павлов создал крупнейшую междуна­родную научную школу (ее прошло свыше 300 исследователей). Ему единственному было присвоено звание

Старейшины физиологов мира". | Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939) был

радателем психоанализа. Фрейд начал свои исследования Кик физиолог и врач-невропатолог. Позже он пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые комплексы. На этом основании решающую роль и поведении человека он отводил бессознательному Мру психической жизни. Его теория и метод исцеления Пути были названы психоанализом. В дальнейшем они стали очень популярны в психологии. Фрейд создал также тео­рию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека бессознательными пси­хическими силами.

Первые психологи начинали свою профессиональную работу в других сферах. В. Вундт, например, проводил свои исследовании как физиолог, затем стал основателем фи­зиологической и экспериментальной психологии, а также занимался изучением психологии народов. 3. Фрейд перво­начально работал как врач-невропатолог и только позже стал более глубоко заниматься изучением неосознаваемых психических явлений и использовать психологические ме­тоды в своей практической работе. А. Адлер окончил меди­цинский факультет Венского университета и первоначально практиковал как врач-офтальмолог. Однако благодаря ра­стущему интересу к деятельности нервной системы область его занятий перемещается в сторону психиатрии и психо­логии.

литература

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

2. Климов Е.А. Гипотеза "метелок" и развитие профессии пси­холога// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психоло­гия. 1992. №3. С.З—12.

2. МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

3. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психо­логов мира: Учеб. пособие для студентов. М.: Международная i педагогическая академия, 1995.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психо- \ логии. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

5. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы J теории и истории / Под ред. А.В. Бру шли не ко го. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997.

6. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд. М.: Мысль, 1976.

глава 3. как становились психологами первые из знаменитых

Исюрия психологии всегда была достаточно трудна для И1уч1-нин студентам-психологам. Нелегко войти в круг по­шипи и теорий, которые в настоящее время считаются уже несовременными и представляют только историчес­ким интерес. Современная психология обычно ближе и понятнее

Что такое профессия психолога, какова психология психолога? Это становится яснее, когда изучаешь биогра­фии, жизненный путь психологов-профессионалов. Из всех знаменитых психологов для данного пособия я выбрал двух: Вильгельма Вундта и Зигмунда Фрейда — первых и знаменитых. Они олицетворяют собой начало научной и практической ветвей психологии. В. Вундт — первый Выдающийся научный психолог. 3. Фрейд — первый выдаю-iiihiu ч практический психолог. Им мы и посвятим два следу­ющих раздела.

3.1. вильгельм вундт

ГОДЫ УЧЕНИЧЕСТВА

I Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау близ Маннгейма. В семье было четверо детей, но двое Вмерли в раннем возрасте. Остались только Вильгельм и Bit) брат Людвиг, который был на 8 лет старше. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра ма­тери. Таким образом, Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка. Отец Вундта был пастором, и, хотя г их семья считалась дружной, детские воспоминания Вундта об отце были не самыми приятными. Г Два года он обучался в народной школе. В отношении образования в семье Вундта существовали прочные тради­ции: его предки прославили свое имя достижениями в раз­ных областях науки. Но для домашних было очевидно, что самый младший Вундт эту замечательную Линию не продолжит. Дни он проводил не за учебниками, а в мечтани­ях, и в результате провалил экзамены за первый класс.

Со второго класса образование Вундта было поручено помощнику отца — Фридриху Мюллеру, к которому Виль­гельм привязался всей душой. Когда молодого священника перевели в другой приход, мальчик был очень расстроен предстоящим расставанием. В автобиографии "Пережитое и познанное" Вундт писал: "Он стал для меня ближе, чем отец и мать. Я настолько затосковал, что родители согла­сились, чтобы я жил у него в течение того года, который оставался до поступления в гимназию".

Все время, за исключением воскресных дней, Вильгельм проводил в доме Мюллера, который имел несомненные педагогические способности. Однако его влияние, как вспо­минал позже Вундт, имело и негативные черты: обучение, не стесненное программой и дисциплиной, побуждение к безудержному фантазированию не готовило к условиям обучения в гимназии. В детстве он чувствовал себя одино­ким, мечтал стать знаменитым писателем.

В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гим­назию в Брухзале. После занятий с Мюллером гимназия стала для Вундта "школой страданий". Школьные отметки Вильгельма оставляли желать лучшего. В гимназии он от­ставал от одноклассников, над ним посмеивались учителя.

Через год родители перевели его в гимназию в Гей-дельберге. Здесь он приобрел друзей, интенсивно занялся чтением, изучением древних языков — латинского, гре­ческого, древнееврейского, — в общем, вступил на путь познания.

Постепенно Вундт научился контролировать свою склонность к фантазированию и даже стал пользоваться популярностью в школе, которую, правда, так никогда и не смог полюбить. Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.

С этой целью в 1851 году он прибыл в Тюбинген, где в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Здесь Вильгельм проучился только один год. В Тюбингене он принял решение стать физиологом, поскольку считал,

вильгельм вундт

что именно эта область знания, а не профессия практи­ческого врача, в наибольшей степени соответствует его интересам и склонностям (подобным образом до него рас­суждал и Г. Гельмгольц). Через год Вундт переехал в Гей-дельберг. В Гейдельбергском университете он проучился три с половиной года.

Первый год обучения в Гейдельберге Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и прак­тической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций опытов химика Бунзена Вундт в 1853 году выполнил свою первую научную работу. На втором году учебы он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гей­дельберге. Тут ему стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.

3.1.2. Путь в психологию

Весной 1856 года Вундт отправился в Берлин к И. Мюл­леру, чтобы изучать физиологию под руководством челове­ка, считавшегося "отцом экспериментальной физиологии". Там он обнаружил, что характер науки в Берлине отлича­ется от преподавания ее в университетах южной Германии. В Гейдельберге наука была слишком практична для его ака­демического темперамента. В Берлине он встретил лучшие умы. Помимо И. Мюллера, большое влияние на него ока­зал Э. Дюбуа-Реймон, стимулировавший его интерес к эк­спериментальным исследованиям.

В конце 1856 года Вундт вернулся в Гейдельберг. Здесь он защитил диссертацию по медицине, получил докторс­кую степень, и с 1857 по 1864 годы читал лекции. В это же время он работал лаборантом у Германа фон Гельмголь-ца, который перешел работать из Боннского университета в Гейдельбергский. Дружественных отношений между ними не сложилось, возможно, в силу различия темпераментов. Тем не менее, их сотрудничество продолжалось 13 лет, пока в 1871 году Гельмгольц не переехал в Берлин.

В 1856—1857 годах Вундт опубликовал три статьи (чис­то физиологического содержания), а в 1858 году – свою первую книгу "Очерки по изучению мускульного движе­ния". В это время его интересы были еще сосредоточены на проблемах физиологии, хотя психологические идеи за­нимали все больше и больше.

Еще в 1858 году Вундт опубликовал первую часть "Очер­ков по теории чувственного восприятия". "Очерки" выходи­ли частями на протяжении четырех лет. А в 1862 году книга "К теории чувственного восприятия" была опубликована полностью. Здесь, по существу, была изложена программа, в которой Вундт подразделял психологию на три основ­ных направления: экспериментальная психология, этни­ческая психология и научная метафизика.

В 1863 году была опубликована очень важная работа — "Лекции о душе человека и животных". Она содержала вве­дение ко многим проблемам экспериментальной пси­хологии, разработка которых продолжалась долгие годы,

В дальнейшем Вундту наскучило быть лектором, и он отказался от этой работы. В 1864 году он получил долж­ность адъюнкт-профессора и остался в Гейдельберге еще на 10 лет.

В 1867 году Вундт начал читать лекционный курс по физиологической психологии, который фактически поло­жил начало науке под таким же названием. Полное изло­жение его концепции было дано в книге "Основания физиологической психологии" (в 2-х ч., 1873—1874). При жизни Вундта эта книга переиздавалась шесть раз.

Вундт проработал в Гейдельберге до 1874 года. Здесь окончательно оформились его научные интересы. Теперь приоритетным направлением для него выступала психоло­гия. В ходе занятий физиологией Вундт задумывается о пси­хологии как самостоятельной экспериментальной науке.

В 1874 году Вундт получил приглашение на кафедру ин­дуктивной философии в Цюрих. Гельмгольц дал ему реко­мендацию, в которой подчеркивал, что философия должна опираться на естественные науки.

Однако в Цюрихе Вундт проработал недолго, всего лишь год.

3.1.3. Годы жизни в лейпциге

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжительный и важный период его поразитель­ной научной карьеры. Отныне Лейпцигу предстояло на несколько лет стать колыбелью и столицей мировой пси­хологии. В университете этого города Вундт проработал 45 лет.

В 1879 году состоялось открытие небольшой лаборато­рии, оборудование которой составляли несложные при­боры для экспериментальной, работы, довольно скромной по масштабам. Тем не менее, 1879 год стал символической датой рождения научной психологии, поскольку тогда в Лейпциге профессором Вильгельмом Вундтом была откры­та первая в мире лаборатория экспериментальной психо­логии. Вундт пытался применить естественнонаучный метод к анализу осознаваемого внутреннего опыта, старался вы­явить и описать его простейшие структуры. Таким обра­зом, сознание было разбито на психические элементы, подобно тому как материя делится на атомы. В качестве таких элементов для Вундта выступали ощущения, образы и чувства.

Неожиданно для Вундта лаборатория вызвала огром­ный интерес. Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество студентов, жаждавших с ним работать. В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли суще­ственный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соеди­ненные Штаты собственные лаборатории. В ней собралась группа сотрудников, впоследствии сыгравших важную роль в развитии экспериментальной психологии. Это были уче­ные не только из Германии (Э. Крепелин, О. Кюльпе, Э. Мейман), но и из Америки (Г.С. Холл, Дж.М. Кэттел) и других стран, в том числе из России. Через два года лабо­ратория превратилась в Психологический институт. Таким образом, Лейпцигская лаборатория оказала огромное влия­ние на развитие современной психологии — она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.Бывшие студенты Вундта организовали лаборатории также в Италии, России и Японии. Больше всего сочине­ний Вундта было переведено на русский язык. Восхищаясь Вундтом, российские психологи в 1912 году оборудовали в Москве лабораторию — точную копию вундтовской. Еще одна такая лаборатория была построена японскими уче­ными на базе Токийского университета в 1920 году, в год смерти Вундта, но в 60-е годы эта лаборатория сгорела во время студенческих волнений. Студентов, которые приез­жали в Лейпциг, объединяли общие взгляды и цели.

Вундт вел скромную, упорядоченную и размеренную жизнь. Лейпцигские лекции Вундта пользовались большой популярностью. На каждую лекцию в аудитории собира­лось более шестисот студентов. Однако публичных выступ­лений он не любил, а участия в каких-либо конгрессах просто избегал.

В частной жизни Вундт был спокойным и непритяза­тельным человеком, дни его проходили по строго заве­денному порядку (обнаруженные в 1970 году дневники его жены Софи рассказали много нового о жизни Вундта). С утра Вундт работал над какой-нибудь книгой или стать­ей, читал студенческие работы, редактировал свой жур­нал. В полдень он присутствовал на экзаменах в университете или заходил в лабораторию. Один из студентов Вундта вспо­минал, что его визиты занимали не более 5 — 10 минут. Вероятно, несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, "сам он не был создан для работы в лаборатории".

Во второй половине дня Вундт прогуливался, мысленно готовясь к предстоящей лекции, которая обычно начина­лась в 4 часа пополудни. Вечерами в его семье музицирова­ли, говорили о политике.

Основав лабораторию и журнал, руководя множеством исследовательских проектов, Вундт обратился и к фило­софии. В период с 1880 по 1891 год он писал работы по этике, логике, философии. В 1880 и 1887 годах Вундт под­готовил второе и третье издания "Основ физиологичес­кой психологии", писал статьи для своего журнала.

В течение 10 лет он развивал идеи по культурно-исто­рической или социальной психологии. В результате он создал 10-томный труд под названием "Психология наро­дов", который издавался в 1900—1920 годах.

Вундт продолжал работать без перерыва до самой своей смерти. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написал более 54 тысячи страниц, — то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно. Наконец сбылась его детская мечта стать знаменитым писателем (Шульц, Шульц, 1998, с.94).

Умер Вильгельм Вундт 31 августа 1920 года в собствен­ном доме в Гросботоне под Лейпцигом. Важнейший итог жизни Вундта как психолога — это утверждение психоло­гии в качестве самостоятельной науки. В его лаборатории ныне находится музей, известный психологам всего мира.

3.2. зигмунд фрейд

3.2.1.Годы ученичества

Получить совершенно достоверное представление о жизненном пути 3. Фрейда довольно трудно. Существует много биографических очерков и книг о его жизни. Одна­ко порой в них проявляется субъективизм авторов, жела­ющих изобразить Фрейда в идеализированном или героическом виде. Об этой проблеме пишет, например, А.М. Руткевич (1997, с. 17-49).

Австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд считает­ся одним из самых известных психологов. Он родился 6 мая 1856 года в небольшом моравском городе Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 году семья переехала в Вену. Из 83 лет свой жизни (1856—1939) 80 он проживет в этом городе. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными спо­собностями, удивительно острым умом и страстью к чте­нию. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зиг­мунду выделили керосиновую лампу. Чтобы дети ему не мешали, им не позволяли музицировать, когда он зани­мался. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и посту­пил в знаменитый Венский университет.

В университете преподавали выдающиеся профессора. Фрейд вошел в студенческий союз по изучению истории, политики, философии. Но особый интерес для него представляли естественные науки. Он формировалсякак специалист на принципах точного, опытного естествозна­ния — физики и биологии. Он убеждался, что научное зна­ние — это знание причин явлений под строгим контролем опыта. Он не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы. Этим принципам он слсдокал и тог­да, когда перешел в область психологии.

Его учителем на медицинском факультете был выдаю­щийся европейский физиолог Эрнст Брюкке, в лаборато­рии которого работали ученые из многих стран, в том числе отец русской физиологии и научной психологии И.М. Се­ченов. Под руководством Брюкке студент Фрейд работал в Венском физиологическом институте, просиживая часа­ми за микроскопом. Под старость, будучи всемирно при­знанным психологом, он писал одному из своих друзей, что никогда не был так счастлив, как в годы, проведен­ные в лаборатории за изучением устройства нервных кле­ток спинного мозга животных. Умение сосредоточенно работать, всецело отдавая себя научным занятиям, выра­ботанное в этот период, Фрейд сохранил в последующие десятилетия.

3.2.2. начало врачебной деятельности После окончания Венского университета 3. Фрейд на­меревался стать профессиональным научным работником. Но вакантного места в физиологическом институте у Брюк­ке не было. Тем временем ухудшилось материальное положе­ние Фрейда. Трудности обострились в связи с предстоящей женитьбой на такой же бедной, как и он, "Марте Верней. Пришлось оставить науку и искать средства к существова­нию. Имелся один выход — стать практикующим врачом, хотя к этой профессии он никакого тяготения не испыты­вал. Он принял решение заняться частной практикой в ка­честве невропатолога. Для этого пришлось сначала пойти работать в клинику, так как медицинского опыта у него не было. В клинике Фрейд осваивает методы диагностики и лечения детей с пораженным мозгом, а также различ­ными нарушениями речи. Его научные работы в этой об­ласти становятся известны в медицинских кругах. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного вра­ча-невропатолога. Своих пациентов он лечил признанны­ми в то время методами физиотерапии, воздействуя на больного теплом, водой, электричеством и др. Однако Фрейд вскоре почувствовал неудовлетворенность этими фи­зиотерапевтическими процедурами, поскольку эффектив­ность лечения оставляла желать лучшего. Он стал искать другие методы, и в частности обратился к гипнозу. Ис­пользуя гипноз, некоторые врачи добивались хороших ре­зультатов. Одним из таких врачей был Иосиф Брейер, который стал во всем покровительствовать молодому Фрей­ду. Они совместно обсуждали причины заболеваний своих пациентов и перспективы лечения (Ярошевский, 1989, С. 6-7).

Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдавшие истерией. Проявлениями болезни были страхи (фобии), потеря чувствительности, отвращение к пище, раздвоение личности, галлюцинации, спазмы и др. Применяя легкий гипноз (внушенное состоя­ние, подобное сну), Брейер и Фрейд просили своих паци­енток рассказывать о событиях, которые предшествовали болезни. Когда больным удавалось вспомнить об этом и "выговориться", проявления болезни хотя бы на время исчезали. Такой эффект Брейер назвал древнегреческим словом "катарсис" (очищение). Древние философы исполь­зовали это слово для обозначения переживаний, которые возникают у человека при восприятии произведений ис­кусства и очищают душу от омрачающих ее чувств. Брейе-ром этот термин был перенесен из эстетики в психотерапию. О том, что неосознаваемые человеком былые впечатле­ния, воспоминания, представления влияют на его созна­ние, давно было известно философам и психологам. Новые идеи Брейера и Фрейда заключались в том, что сознание оказывает сопротивление неосознаваемому, что приводит к заболеваниям органов чувств и движений (может даже возникнуть временный пар'алич). Гипноз ослабляет или со­всем снимает контроль сознания. В состоянии гипноза па­циенту легче "излить душу" и рассказать о вытесненных из сознания переживаниях.

Особенно успешно использовали гипноз французские врачи. Для изучения их опыта Фрейд на несколько меся­цев съездил в Париж к знаменитому неврологу Шарко (ныне он известен в связи с одной из физиотсрапснтичес-ких процедур — так называемым душем Шарко). Это был замечательный врач, прозванный "Наполеоном неврозов". У него лечилось большинство королевских семей Европы. Большая толпа практикантов постоянно сопровождала знаменитость во время обходов больных и при сеансах их лечения гипнозом. Фрейд — молодой венский доктор — стал одним из таких практикантов. Случай помог Фрейду сблизиться с Шарко, к которому он обратился с предло­жением перевести его лекции на немецкий язык.

В одной из бесед с Фрейдом Шарко сказал, что источник многих странностей в поведении невротика скрывается в особенностях его половой жизни. Это высказывание запа­ло в голову Фрейда. Через несколько лет, под впечатлением наблюдений в этой области и собственных предположений, Фрейд выдвинул идею о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения людей, их истории и культу­ры. В прямом или замаскированном вмешательстве сек­суальных сил в жизнь человека Фрейд видел универсальный ключ ко всем человеческим проблемам. Этот подход при­вел к огромной популярности Фрейда во многих странах Запада — причем далеко за пределами психологии (Ярошев-ский, 1989, С. 7-14).

3.2.3. создание психоанализа

Вскоре Фрейд стал заниматься разработкой проблем личности и особого метода лечения неврозов. Значитель­ное место в его теории и практике занимали проблемы бессознательного. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельно­сти. Толчком к этому послужила демонстрация постгипно­тического внушения, на которой Фрейд присутствовал и которая произвела на него сильнейшее впечатление.

Одной даме внушили в гипнозе, что она после пробуж­дения должна взять зонтик, стоящий в углу комнаты. Ког­да она проснулась, то действительно взяла зонтик и раскрыла его. На вопрос,«зачем она это сделала, дама ответила, что захотела проверить, исправен ли зонтик. Ког­да же ей заметили, что зонтик чужой, она смутилась и поставила его на место (Гиппенрейтер, 1996, с.89).

Подобные факты были известны и до Фрейда. Но Фрейд дал им новое объяснение. На основе анализа подобных и многих других фактов Фрейд создал свою теорию бессоз­нательного. Как лечащий врач он нередко встречался с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьез­но отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это .направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов меж­ду тем, что говорит их сознание, и скрытыми бессозна­тельными побуждениями.

Его теория и метод исцеления души были названы психоанализом. Они стали очень популярны в психологии XX века. В дальнейшем Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здоро­вого человека бессознательными психическими силами.

Когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под сознанием понималось прямое знание человека о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание было основой психологии. Фрейд, опираясь на свой медицинский опыт, стал изучать бессоз­нательные силы. Больные, которых он лечил, страдали именно от того, что не знали о своих влечениях, не знали о том, что вызвало у них душевную боль. Только подавив с помощью гипноза контроль сознания, удавалось найти следы событий, травмировавших личности. В смелом втор­жении в дебри бессознательной психики заключался пио­нерский шаг 3. Фрейда. Ключ к тайнам душевной жизни человека он стал искать не в физиологии и не в психоло­гии сознания, а в психологии бессознательного.

В процессе лечения необходимо было проникнуть в скры­тые от сознания мысли и переживания. Первоначально главным и единственным орудием был гипноз. Фрейд не владел им столь мастерски, как Брейер. Неудовлетворен­ность гипнозом побудила его искать другие средства.

Главным терапевтическим средством, которое изобрел Фрейд, стали так называемые свободные ассоциации. Они легли в основу психоанализа.переживаниях, вытесненных из дневной жизни. Они гово­рят о себе на особом символическом языке. Фрейд попы­тался восстановить их словарь и способ построения.

В 1901 году была опубликована его книга "Психопато­логия обыденной жизни", где он объяснял различные ошибочные действия (забывание имен, оговорки, описки) проявлением неосознаваемых мотивов. Причины этого, по Фрейду, следует искать в бессознательных импульсах, вле­чениях.

Затем последовали его работы "Остроумие и его отно­шение к бессознательному" (1905), "Три очерка по тео­рии сексуальности" (1905), "Тотем и табу" (1913).

3.2.4. международная слава фрейда

Популярность Фрейда росла. Пришла к нему и между­народная слава. В 1909 году он приглашен в США, его лек­ции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джемс. Обняв Фрейда, он сказал: "За вами будущее" (Ярошевский, 1989, с. 21).

В 1910 году в Нюрнберге собрался Первый международ­ный конгресс по психоанализу. Его участники объявили психоанализ особой наукой, отличной от психологии. Од­нако вскоре внутри этого сообщества начались распри, при­ведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собствен­ные школы и направления. Среди них были Альфред Ад­лер и Карл Юнг, ставшие впоследствии знаменитыми психологами. Большинство из них были не согласны с при­знанием всемогущества сексуального инстинкта.

Вскоре и сам Фрейд внес коррективы в свою концеп­цию. К этому вынудила жизнь. Началась первая мировая война. Пациенты все чаще страдали от неврозов, связан­ных не с сексуальными переживаниями, а с травмировав­шими их испытаниями военного времени. Прежняя концепция Фрейда, возникшая на материале лечения вен­ских буржуа в конце XIX века, оказалась непригодной для объяснения психических травм, возникших в боевых усло­виях у вчерашних солдат и офицеров. Психические травмы и переживания новых пациентов Фрейда, вызванные встре­чей со смертью, послужили поводом для предположения о существовании особого инстинкта. Он получил название Танатос. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяго­тение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. С точки зрения Фрейда, этот инстинкт наряду с сексуаль­ным лежит, в основе любых форм поведения.

Были у Фрейда и обстоятельства личной жизни, которые побудили его к изучению этой проблемы. В начале 20-х годов на него обрушилась тяжелая болезнь, вызванная тем, что он был злостным курильщиком сигар. Терпеливо перено­ся одну операцию за другой, он продолжал напряженно работать. В 1915—1917 годах он выступил в Венском уни­верситете с большим курсом, опубликованным под назва­нием "Вводные лекции в психоанализ". Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в 1933 году. В этот же последний период творчества Фрейда были опубликованы его работы "Психология масс и анализ Я"(1921), "Я и Оно" (1923). В этих книгах отразились изме­нения его взглядов на структуру человеческой личности (Ярошевский, 1989, с. 22).

Социальная ситуация в Европе в 1930-х годах станови­лась все более тревожной. В 1933 году в Германии к власти пришел фашизм. Среди сожженных нацистами книг ока­зались и книги Фрейда. Узнав об этом, Фрейд воскликнул: "Какого прогресса мы достигли! В средние века они со­жгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги" (цит. по: Яр.ошевский, 1989, с. 27). Он не подозревал, что через несколько лет в печах нацистских концлагерей1 погибнут миллионы людей. Среди них — че­тыре сестры Фрейда. Его самого, всемирно известного уче­ного, ждала бы после захвата Австрии нацистами та же участь. Однако при посредничестве американского посла во Франции удалось добиться разрешения на его эмигра­цию в Англию. Перед отъездом он должен был дать рас­писку в том, что гестапо обращалось с ним вежливо и заботливо, поэтому у него нет оснований жаловаться. Ста­вя свою подпись, Фрейд спросил: нельзя ли к этому доба­вить, что он может каждому сердечно рекомендовать гестапо? В Англии Фрейда встретили восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, и по его просьбе его лечащий врач сделал два укола, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 года (Ярошееский, 1989, с. 28).

Теория 3. Фрейда приобрела в мире столь великую по­пулярность, что многие люди и в наше время убеждены, что "психология — это и есть Фрейд".

3. Фрейд был современником других выдающихся пси­хологов — В. Вундта, В. Джемса, Э. Титченера. Когда он начал создавать свою теорию, то понимал, насколько силь­но она расходится с традиционной психологией, которая изучала прежде всего психологию сознания. Позже он стал считать, что традиционная психология, по-видимому, умерщвлена его учением, но этого пока не замечает и про­должает поучать дальше. Говорят, однажды он сравнил В. Вундта с легендарным великаном, у которого была сне­сена голова, а он, в пылу битвы не замечая этого, продол­жал сражаться (см. Гиппенрейтер, 1996, с.89).

литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М: ЧеРо, 1996.

Наши рекомендации