Огоньки заключительного периода
ОГОНЕК «СИМВОЛ ОТРЯДА»
Задача:подведение итогов смены.
Ход
Упражнение «Число 3»
Ребятам предлагается по очереди считать вслух до 45. Тот, кому достается число 3, 13 или кратное 3, должен молча хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть. Если сбился - выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется 3 участника.
Основная часть
Ребятам предлагается обсудить, на каких «трех китах» на протяжении смены держался отряд. В качестве «китов» предлагается выделять не материальные, а духовные и нравственные ценности. Ребята должны остановиться на трех основных, которыми, по их мнению, силён и уникален именно их отряд.
Далее воспитатель предлагает ребятам разделиться на 3 группы. Каждой выделяется пространство с рабочим столом, набор изобразительных материалов, клей, журналы, открытки и одна из частей ватмана. В течение 10-15 минут создаётся образ одной из трех ценностей. Желательно, чтобы работал каждый участник группы, и общение происходило преимущественно на невербальном уровне.
По истечении отведенного времени ребята меняются рабочими местами и дополняют работу предыдущей группы. На этот этап даётся 5-7 минут. Затем группы ещё раз меняются местами. Таким образом, каждая группа и каждый из участников поработали с содержанием всех трёх обозначенных ценностей.
Затем ребята возвращаются в круг, происходит обсуждение работы. В центр круга выкладывается изображение (коллаж) одной из ценностей, и группы по очереди (начиная с той, которая последней работала над его созданием) рассказывают о том, что хотели здесь показать и чем дополнить.
(На этом этапе очень хорошо видно, где большинство ребят сходятся во мнениях, а где расходятся).
После этого три части соединяются, полученное произведение обсуждается, ему даётся общее название.
Заключительная часть - упражнение «Паутина пожеланий»
Воспитатель бросает одному из участников клубок ниток, оставляя конец нитки у себя, благодарит за участие в занятии и высказывает какое-нибудь пожелание. Ребёнок, к которому обратился воспитатель, ловит клубок, благодарит за пожелание и, намотав кусочек нитки на палец, кидает клубок следующему участнику с благодарностью и пожеланием. В результате образуется некое подобие паутины, которую, если ребята захотят, можно скрепить и повесить где-нибудь в отрядном уголке. Важно, чтобы цвет нити не был мрачным.
ОГОНЕК «РАССКАЖИ МНЕ ОБО МНЕ»
Задачи:
Ø подведение итогов жизни отряда за смену;
Ø подготовка детей к возвращению домой в привычный круг общения и жизнедеятельности.
Подготовка.Участники огонькарассаживаются по кругу.
Ход
Каждый участник «огонька» получает чистый лист бумаги и сверху пишет свое имя и фамилию. Подписанные листы ребята сдают ведущему (воспитателю). Ведущий перемешивает листки и выдаёт каждому участнику один из них.
Ведущий. А теперь придумайте и напишите внизу листка ассоциации на товарища, имя которого написано вверху этого листка. Если вам попадёт листок с вашим именем, то вы работаете так же, как и все остальные, т.е. пишите ассоциации на самого себя.
Первая ассоциация должна быть связана с каким-либо видом спорта, в котором, по вашему мнению, ваш товарищ мог бы добиться успеха и проявить себя.
Вторая ассоциация должна быть связана с животным (на какое животное он похож).
Написав ассоциации, загните листок снизу и передайте его соседу, сидящему слева от вас. Он должен выполнить то же задание и передать листок следующему, сидящему слева, участнику «огонька».
Заполнение листков происходит до тех пор, пока каждый ребёнок не придумает свои ассоциации для всех участников «огонька». В результате заполняемые листки постепенно превращаются в свитки. Ведущий собирает их. И раздаёт каждому участнику свой свиток. Ребята читают свои свитки. Каждый видит, что в глазах своих товарищей он очень разный. Есть и сходства, но есть и различия. Почему? Ведущий предлагает поразмышлять об этом.
На завершающем этапе дети (по желанию) отвечают на вопрос: «Что я узнал о себе от своих товарищей?»
Рефлексия. По очереди каждый участник «огонька» продолжает следующую фразу: «Сегодня я понял, что...»
Литература:
1. Макаренко А. С.Воспитание в советской школе. - М.: «Просвещение», 1966.
2. Педагогика временного детского коллектива. Учебное пособие. Под ред. Э. В. Марзоевой, С. А. Горбачева. - Владивосток, Всероссийский детский центр «Океан», 2002. - 328 с.
3. Отрядному вожатому.Сборник методических рекомендаций. /Сост. Сохинова О., Гавриленко С. — ВДЦ «Орленок», д/л «Стремительный», 1994.
4. «Орлёнок». Книга вожатого. Из-во «Собеседник», Москва, 2005 год.
5. Фрунзенская коммуна.Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. /Сост. С. Соловейчик. - М.: «Детская литература», 1972.
6. Шуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А.Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.
7. Шуркова Н.Е.Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. 4-е изд., дополненное, переработанное. - Смоленск, 1998.
СОДЕРЖАНИЕ
Рекомендации по организации и проведению отрядных огоньков. Методика и формы проведения Вводная часть Методика организации и проведения «огоньков» 1.Огонёк организационного периода Огонёк знакомств Огонёк и анализ дня Огонёк «Анализ дела» Огонёк дежурного отряда 2. Огонёкосновного периода смены Вечерний огонёк Аналитический огонёк «Конфликтный огонёк» Тематический огонёк 3. Огонёк заключительного периода смены Итоговые огоньки | |
Приложение 1. «Огоньки» знакомств Огонёк знакомств Огонёк «А я играю…» (Гаврилович Е.В., методист) 2. Вечерние огоньки Огонёк «Семь волшебных вещей» «Огонёк моей души» (Целищева М.В., психолог) 3. Тематические огоньки Огонёк «Человек, как звезда рождается» Огонек «Образование и моё будущее» (Кнестяпин И.Ю., воспитатель) Огонёк «Маска настроения» (Целищева М.В., психолог) 4. Огоньки заключительного периода Огонёк «Символ отряда» Огонёк «Расскажи мне обо мне». | |
Литература |