Присоединение астрального тела

Выправление (Zurechtruecken) и укрепление астрального тела стало явным в первом предложении. Теперь высшие сущностные члены человека должны быть приведены в созвучие с нижними. Тогда и можно ожидать терапевтического воздействия, поскольку тем самым затрагивается весь человек в целом.

Второе предложение

"Leben liebt Lehre, Lehre liebt Leben"

являет уже совершенно иной характер. Оно живет в областях водно-текучего и земного и создает, благодаря R, связь с высшими членами человеческого существа. Скользящее, текучее, струящееся, одним словом - водно-живое находит преграду в В, обретая некую оболочку; текучее окружается, окутывается своего рода формой. R есть метаморфоза L, что можно испытать также и в природе, когда вверх поднимаются туманные пары, непрестанно меняясь и растворяясь. Здесь в упражнении это проявляется как восхождение из области эфирного в астральное, от L к R, и вновь идущее книзу воздействие в нижнюю область, от R к L. Это взаимосвязь эфирного тела с телом астральным.

Р.Штейнер давал упражнения на оборачивание слов и чисел в обратном направлении для укрепления памяти. Это означает также некое выправление и укрепление сущностных членов человека. Попробуем представить пути этой фразы в круге согласных Зодиака:

"Leben liebt Lehre, Lehre liebt Leben"

Присоединение астрального тела - student2.ru Рисунок 7

В зодиакальном круге присутствует движение, похожее на движение в первых четырех словах начального предложения "richtig recht rechnen richtet", разве что только Е представлено намного чаще, чем в I. Это второе предложение в большой степени показывает некий оборот вовнутрь своего собственного бытия (In-sich-Gekehrtsein), определенную стабилизацию нервных сил. Жизнь, защиту и облачение получает "человек нервов" посредством согласных. В качестве гласных здесь используются только оба огненные дионисийских "звука нервов" - Е и I, возникающих в подвижном, возбужденно-взволнованном человеке. Е тяготеет к тому, чтобы усиливать - наращивать - жизнь нервного, а I вновь устремляет нервный поток вовне (280/41). Нервная система стоит ближе к ритмам дыхания, чем к ритмам крови; таким образом, в этом упражнении астральное тело, работающее и действующее в дыхании, выправляется и устанавливается, правильным образом присоединяясь к эфирному. Тем самым нервные силы - астральное начало - будут соединены с физически-эфирным.

Звук М в последнем предложении - "Mut machen mir mutige Menschenmassen" - создает уравновешивание обоих сущностных членов существа человека. М обладает чем-то таким, "что ладно ко всему подходит; что усваивает всякую форму" (279/69). М - это понимание, понимающий подход к какой-либо вещи" (279/88). Оно порождает, восстанавливает гармонию. Но это еще и инкарнирующий звук. В М можно слышать, как человек связал свое душевно-духовное со своим физически-телесным.

В гласных же вспыхивают еще раз все краски душевной гаммы, но в несколько другой последовательности:

U A e I - U i e - E e A e.

В словах Mut machen mir посредством U вызывается сильная связь верхних членов существа с его нижними членами, некое засыпание по отношению к миру духа и пробуждение для мира посюстороннего. В А происходит высвобождение верхних членов существа из нижних, тихое засыпание по отношению к физическому миру и пробуждение по отношению к миру духовному. U и A являются двумя самыми большими противоположностями среди гласных. Следующее за тем I в ударной ритмической протяженности - "mir"- переживается как стояние посредине, направленность на оба мира. В словах mutige Menschenmassen идет далее от U, пропуская при этом О, целый ряд гласных, вплоть до А. Таким образом, у нас имеется еще раз в U пробуждение в отношении физического мира, в I - Я-переживание, в Е - консолидация и в А - всеобщее, всеобъемлющее чувство, единобытие с миром, мир и человек в гармонии, блаженство, "как пенящееся вино, текущее по жилам" (278/18). Звук Е в безударных слогах не в состоянии задержать поток уравновешенных гласных, но действие его таково, что ударные гласные обретают дополнительную силу. Тем самым достигается, опять же благодаря гласным, быстрое проникание астрального тела в эфирное и гармонизация верхних и нижних сущностных членов. Это способствует импульсу кровообращения, движению крови и сердца. "Wind ist der Welle lieblicher Buhler" ("Ветер - возлюбленный волнами любовник") - говорит Гёте в стихе "Песнь духов над водами".

Пульсирующее движение крови осуществляется через посредство астрального тела - тела воздуха, тела движения. Благодаря "исправлению" астрального тела устанавливается нормальное и гармоническое действие волнующего и волнуемого. Подвижное - это водный организм, это соки и кровь.

Согласные здесь, вплоть до SCH, те же, что и в первом предложении, они лишь отчасти находятся в других констелляциях. В "само-на-себе-стоянии" (Sich an sich halten) (279/82), во "в-себе-закрытости" (In-sich-Geschlossenheit) (279/181), в "пробуждении" по отношению ко внешнему миру (282/69) и в "познании" (что является выражением и существом звука U) звук U в слове Mut обретает со стороны звука Т значительную поддержку. Связь астрального тела в эфирным телом и телом физическим - в чем и заключается смысл трех предложений этого упражнения - усиливается благодаря звуку Т в слове Mut.

В своем выдыхании и отдаче А поддерживается влиянием СН в слове machen; потому что отдача, т.е. основная, характерная черта А, и пронизание своим дыханием суть также характерные свойства СН.

Звук I, стоящий между вдохом и выдохом, который дает человеку ощущение его собственного бытия (277/392) в слове mir принимает от R живость, движение, динамику. В R человек будет совершенно дик (280/59). R находится между отдачей себя и самоутверждением (279/132), еще, однако, оставаясь охотно внутри эгоистического и выражая собою взволнованность (279/132). Наложение оттенка этих качеств на звук I хорошо воздействует на человека, которому надо укрепить и усилить в I свою нервную силу и свою личностность. "Тонкое равновесие в I (280/64,67) между внутренним и внешним миром, между вдохом и выдохом, достигается благодаря силе созвездия Тельца крепостью силы, внутренней активностью.

В словах "mutige Menschenmassen" вновь появляются уже известные констелляции звуков, однако здесь уже - получившие импульс со стороны М. Подходя к S в Massen, человек может почувствовать себя здоровее, потому как S выражает следующее: "Здесь мир собирается вовнутрь благодаря человеку, а человек, в свою очередь, стремится из себя в мир послать свое собственное существо" (282/357). В Е находит себя человек, а через N отныне приобретается постоянство, отныне это удерживается. На сем завершается процесс укрепления, гармонизации и восстановления, исправляющего астральное тело (Zurechtrucken des Astralleibes).

Присоединение астрального тела - student2.ru Рисунок 8

Пути по зодиакальному кругу в последнем предложении "Mut machen mir mutige Menschenmassen" приведены на следующей иллюстрации:

Здесь изображены пути тех же предложений на планетном небосводе:

Присоединение астрального тела - student2.ru Рисунок 9

Ритмы упражнения

Рассматривая ритмы этих предложений, можно увидеть здесь определенное исправление и восстановление астрального тела:

Richtig recht rechnen

richtet ruhige Rippen

rastlos zurecht

Leben liebt Lehre

Lehre liebt Leben

Mut machen mir

Mutige Menschenmassen.

В первых двух строчках используется ниспадающий ритм, стоящий ближе к элементу дыхания. В начале идет пронизывающий вплоть до сухой трезвости, тяжелый хорей в слове richtig. Затем - призывающий к заходу внутрь, тяжеловесно-тоскливый антибахий: recht rechnen. Во второй строке возвращение к хорею: richtet, отсюда исходит шаг вверх к диктующему, утверждающему дактилю в ruhige, затем снова к хорею в слове Rippen, так, что между собирающим воедино хореем взгляд один раз направляется вниз, ко внутренней собранности, а другой раз наверх, к воспламененному мышлению. Хорей стоит между тем и другим и уравновешивает обе стороны. В конце этого R-упражнения, в третьей строке стоит хоре ямб - Rastlos zurecht, которому присуще собирающееся в себе, друг с другом борющееся и разделяющееся в себе начало. Верхнее и нижнее одинаково сильны.

Второе предложение с "живым звуком" L движется из жизнерадостного ритма -" "-", размера адониса.Верхнее с радостью вбирается в нижнее. Некий вопрос верхнего - и радостный ответ нижнего. Этот ритм полностью соответствует характеру L. Можно ощутить его как накат волн, как нежно вздымающееся море. Обращение слов в этом предложении не нарушает ритма.

В третьем предложении, в эпитрите - Mut machen mir - мы приходим на землю. В нем человек находит себя, исполняясь значительности и достоинства. Затем, однако, весы снова подскакивают кверху, к утверждающемуся в себе диктату дактиляв слове mutige и обращаются назад к первоначальному ритму хорея, о котором Р.Штейнер говорит, что хорей являет собой первый шаг Меркурия из сверхчувственного в чувственный мир, что означает, будто нечто высшее втягивается в низшее, или же - высшие сущностные члены связываются в созвучии с нижними.

Действие этого упражнения, возбуждающего астральное тело, подобно действию мышьяка (Arsen): поскольку мышьяк (As) предписывается для возбуждения астрального тела, чтобы оно развернуло свои естественно ему присущие импульсы. Благодаря мышьяку астральное тело проникается энергией и приходит тем самым к более активной деятельности. "В человеке непрестанно присутствует легкая мышьяковистость, которая в особенности сильно наличествует в моменты пробуждения" (313/81). Если же этого нет, то человек может, делать это упражнение и тем самым становиться энергичнее, "арсенизироваться".

Определенная "сродная молитве отдача Божественным сущностям, которые представлены в звуках", открывает нам двери в духовный мир, который правит сокровенно позади звуков. "Мы должны суметь прикоснуться, войти в непривычное, суметь добиться религиозного благоговения перед этими божественными Учителями, звуками языка, ибо в них изначально заложен высь мир", и тогда они будут нашими наилучшими, наиблагодатнейшими Учителями" (282/303).

Наши рекомендации