Обращение на верный путь. исправление астрального тела при помощи искусства формирования речи

Описание упражнения

Однажды к Р.Штейнеру обратились врачи с вопросом относительно лечения одного юноши. Тому был 21 год и он на протяжении уже двух месяцев страдал катаром верхушки легкого с осложнениями на сердце; из-за недостаточного питания юноша был очень ослаблен.

Р.Штейнер прежде всего сказал, что пациент должен каждый день сверх ночного сна оставаться как минимум еще два часа в покое, ему нельзя перенапрягаться и нельзя пока еще работать физически. Из речевых упражнений ему рекомендуются те, в которых дыхание поднималось бы с предельно возможной глубины кверху; Р.Штейнер дал упражнение "R-L-M":

Richtig recht rechnen

richtet ruhige Rippen

rastlos zurecht.

Leben liebt Lehre

Lehre liebt Leben

Mut machen mir

mutige Mehschenmassen

К этому Р.Штейнер добавил: "Это чтобы выправить (zurechnzuruecken - вернуть в исправное состояние) астральное тело, которое в последнее время чересчур ослабло" Затем он говорил о препарате мышьяка (As), который должен применяться наружно(*3)

По тому, в каком порядке были перечислены врачебные средства, мы видим, сколь важным считал Р.Штейнер искусство формирования речи. К сожалению, никто не спросил его, какие речевые упражнения надо было бы делать в общем случае при той или иной болезни. Но стоит попытаться сопоставить высказывания Р.Штейнера в различных лекциях с теми упражнениями, которые он давал, и учитывая его примечания к ним, из всего этого попробовать выделить основу для подлинной речевой терапии.

Приведенное выше упражнение - поразительно многопланово и совершенно. Надо только сразу откинуть попытки искать в нем смысловую основу и стараться открыть для себя Дух, живущий в его звуках.

Звуки R,L,M.

Почему же можно сказать, что речевое упражнение способно выправлять ослабленное астральное тело?

Первое, что бросается в глаза в этом упражнении, это начала слов в отдельных строфах - звуки R,L,M. R - воздушный звук и имеет отношение к астральному телу; L - водный звук, принадлежит эфирному телу, а М - звук земной и относится к физическому телу. М в упражнениях, также как и в лечебной эвритмии, приводит в гармонию астральное и эфирное тела. Отсюда видно, что основной упор этого упражнения делается на то, чтобы связывались между собой астральное и эфирное тела, которые при определенных болезнях гармоничной связи не имеют. При этом они являются теми самыми сущностными членами (оболочками) человека, благодаря которым осуществляется вдох и выдох.

Воздушный звук R,

который пробуждает астральное тело, обладает такой силой и действием, что "если человек сознательно начинает усиливать R, то он может привести в душевное из астрального некие силы, которые иначе активно вызвать трудно". Это волевые силы, они входят в конечности и становятся действием (279/177). В R заключено нечто катящееся, сияющее, излучающее. Древние египтяне называли своего Бога Солнца "Ra", у них было переживание в R того, что сияет с небес на Землю. Навстречу этому сиянию у них вырывалось изумление и это выражалось в звуке А (353/269).

Звук L-

- это отдача чему-то (das Hingeben) (280/99), но отдача, проистекающая из размышления (279/133). "...Творящее, образующее начало во всех вещах и существах" (279/69). "Дух, который пронизывает и формирует материю" (279/69). Это формирующее, образующее, творящее начало может быть почувствовано на языке (279/87, 69), если правильно произносить L. Этот звук-"волна", который также называют живым, жизненным звуком (Lebenslaut), может ощущаться, как "мне хорошо" (как хорошее самочувствие), как будто человек сам становится этим звуком. Человек плывет в этом звуке - вот действительное переживание L (282/89). L рассматривалось в мистериях как некий "особо волшебный" звук, "ибо, когда что-нибудь формируется, то это находится во власти L" (279/87).

Губной звук М,

при котором губы остаются сомкнутыми и поток дыхания идет наружу через орган чувств (Sinnesorgan), через нос, - принадлежит к сфере сознания (280/57). Благодаря смыканию губ М повышает сознание. Это звук отдачи [себя чему-то - Hingabe] (280/99). Он "со всем соглашается"(279/88), дотрагивается (280/55), "ластится"(279/82), принимает [в себя] все формы(279/69). В звуке М весь человек целиком ищет процесс равновесие (279/177). М творит здоровый процесс воплощения. Переживанием М человек приводится в гармонию, в созвучие" (279/82).(*4)

Последовательности звуков с “воздушным звуком” R в начале и сущность звуков CH, T, N.

Второе, что бросается в глаза при взгляде на это упражнение, - в начальных четырех словах упражнения на R

Richtig recht rechnen richtet

постоянно присутствуют одни и те же согласные, кроме одного исключения в слове rechnen. За начальным R все время следует CH и Т, а один раз за СН - N с повтором. Конечный слог -ig в слове riсhtig произносится как СН.

Гласные в этих словах тоже подобраны не случайно. Это светлые гласные, расставленные здесь в хорошо продуманном порядке:

I I - E E E - I E .

Вторая половина предложения: "Ruhige Rippen rastlos zurecht" имеет совершенно иной порядок. Здесь другие согласные и другие гласные. Особенно примечательно сцепление обоих звуков - CH и T в слове zurecht, - звуков, которые стояли в первых четырех словах, а здесь образуют конец предложения. От этого предложение производит в целом некое завершенное, закругленное характерное впечатление.

Чтобы понять смысл этой последовательности звуков, важно раскрыть характер каждого звука в отдельности.

Звук СН (мягкое Х)-

- есть всецело "отдача". СН целиком находится внутри дыхания, ... проникает с дыханием даже внутрь предметов. "Мое дыхание устремляется наружу и подступает к предметам, устремляясь, входя в них, оно становится единым со всеми предметами" (280/54). В качестве "звука тепла" СН имеет свойство пронизывать собою все. Он принадлежит зодиакальному знаку Весов, - если произносится как нёбный звук; когда же с ним обращаются как со звуком выдоха, как с "h", тогда его относят к знаку Близнецов. Если бы мы стали искать во внешнем облике человека сокрытую тайну духовного мира, то силы знака Весов мы обнаружили бы в бедрах (тазобедренной области), которые поддерживают положение равновесия органов, находящихся в верхней и нижней половинах"(137/99).

Звук Т(Т)

величественно излучается с небес на Землю (279/65). "Подобно солнцу струится то, что можно назвать элементом воодушевления, элементом, который берет свое начало именно в груди" (279/177). Он "ударяет" (279/66), он - некое "жесткое само-отвердевание" (282/346), "отделение от чего-то, остановка и оставание при чем-то" (231/120).

"Сердце человека со своими четырьмя камерами представляет собой форму косого креста, эту же форму имеет буква древнесемитского алфавита, обозначающая звук Т. Рудольф Штейнер добавляет, что для оккультного взгляда Солнце также предстает разделенным на четыре камеры, так что и в Солнце вписано "Тао". И как от сердца к голове и легким устремляются потоки, так от Солнца идут потоки к Луне и к Земле. Так продолжается в человеке связь между его мозгом и Луной, между его легкими и Землей и между его сердцем и Солнцем и потому он несет в себе некую внутреннюю Луну, внутреннюю Землю и внутреннее Солнце. Это внутреннее Солнце сияет в воодушевлении. Такое же сияние и свечение наружу, такая же сила нисхождения одного из другого по всем направлениям пространства, из одной центральной точки в бесконечность - как это описывает Р.Штейнер - появляется в тот миг, когда человек внутренне "ударяет" звук Т. Отсюда можно видеть большую взаимосвязь, существующую между сердцем и зодиакальными силами знака Льва, действующими через звук Т (*5). Сердце несет в себе два импульса к движению: один из них - стремление отвердеть, укрепиться в себе (в систоле), другой - лучащаяся отдача (в диастоле).

Звук N

всегда выражает нечто от легкого "принимания на себя" своего рода "стерпливание" чего-то слегка текучего = связки, ленты (282/147). Это звук, "в котором человек переходит во внешний мир, совершенно сливается с внешним миром, где то, что человек делает, становится судьбой. Человек живет в нравственном элементе как рыба в воде: как рыба сливается с водой, становясь с ней почти одним и тем же, так живет и человек со своей судьбой во внешнем мире нравственности. Когда мы живем внутри элемента нравственности, то обладаем также силою "ухода обратно в самого себя" (280/99), отклоняющего понимания (279/88).

Уже в первом слове "richtig" между звуками R и CH, а также T и CH стоит звук "I". "Кто чувствует "I", чувствует, как этот звук проходит сквозь дыхание и как дыхание связывается с пульсацией крови, - тот знает, что в произнесении "I" человек устанавливает свое собственное существо в пространстве. А выговаривая "Е" (вторую гласную в этом упражнении), человек испытывает чувство, что в нем происходит что-то духовное" (277/384). Вместе с "Е" в речь - и в человека тоже - устремляется нервная сила (Nervenkraft). "Если Е несет в себе тенденцию к возрастанию жизни нервного элемента, в противоположность жизни элемента крови, то "I" выводит нервный поток снова наружу. Отсюда мы видим, что наши нервные силы действуют "наружу", если мы произносим "I". Когда органы речи работают в "I", то человек тяготеет к убедительности, а не к внутренней наполненности "(280/41).

Самое начало упражнения уже дает возможность увидеть, как астральное тело укрепляется и "выправляется". Звук "Т" действует как некий приток сил, как нечто укрепляющее. Он придает прочность, крепость вышним сущностным членам человека, которые посредством R и СН затем вступают в движение.

Вместе со звуком N в слове rechnen мы уже несколько приближаемся к эфирному, потому что он образует границу между минеральным и текучим. Он легко туда втекает (282/147), вьется вверх как вьюнок (282/344), обладает нравственной силой (279/187). В слове richtet мы вновь обнаруживаем все предшествующие элементы.

Мы видим, как в звуках первых четырех слов "Richtig recht rechnen richtet" - благодаря которым астральное тело и Я человека пробуждаются - наше Я, живущее в дыхании, становится совершенно действенно, как нравственное душевно-духовное существо. Во второй половине первого предложения "Ruhige Rippen rastlos zurecht" в гласных звучит вся душевная гамма: U-I-E - I-E - A-O - U-E", и благодаря этим звукам астраль-ное тело приходит в очень активно деятельное состояние; возникает некий процесс душевно-духовного дыхания: стягивание воедино посредством U, затем своего рода высвобождение через I, E к А, затем снова стягивание через О к U и в Е затем - отвердевание в самом себе. В начале и в конце стоят огненные, дионисийские звуки: U-I-E, в середине - успокаивающие формирующие аполлонические звуки А и О. Звук I здесь - поднимающий ввысь. Он делает это дважды - "ruhige Rippen" - в безударном и в ударном слоге. Повторение I дает человеку сильную возможность осознать свое срединное положение между вдохом и выдохом и между ритмом дыхания и пульсом. Звук Е в последних слогах обоих слов "ruhige Rippen" не несет в себе указанного характера "Е". Он имеет своего рода "темноватую" окраску, приближаясь к чему-то похожему на А. Это переживается как некое глухое удивление" (280/105).

Язык нашей обычной речи, как говорит от этом Р.Штейнер, доходит, с одной стороны, вплоть до мышления, с другой стороны спускается вниз физически вплоть до кровообращения. Если прощупывать пульс не так грубо, как это обычно делают, то можно при произнесении I и U заметить происходящее в нем легкое изменение (277/393).

Гласные являются некими "отблесками планет" и они изначально связаны с эфирным телом, а эфирное тело является "эхом планетных движений" (209/111). Планеты и неподвижные звезды созвездий связаны между собой изменчивой связью, и благодаря этому от них исходит многообразное влияние на жизненные процессы в растениях, животных и человеке. Отсюда возникает взаимосвязь органов с планетами и при этом также с гласными звуками. Так через гласные в словах воздействуют:

ruhige: через U - Сатурн на селезенку

через I - Меркурий на легкие;

через Е - Марс на желчный пузырь;

rippen: через I - Меркурий на легкие;

через E - Марс на желчный пузырь;

rastlos: через А - Венера на почки;

через О - Юпитер на печень;

zurecht: через U - Сатурн на селезенку;

через Е - Марс на желчный пузырь.

обращение на верный путь. исправление астрального тела при помощи искусства формирования речи - student2.ru Рисунок 3

Пути "ruhige Rippen rastlos zurecht" в кругу планет

Благодаря этой внутренне выстроенной активности во второй половине предложения и благодаря переживанию, из которого "выговариваются" гласные, течение крови и соков (где отражается жизнь ритмического начала) обретает связь с космосом; это отражается вниз в жизненные процессы и создает хорошее самочувствие. "Если дать подействовать на себя всего лишь пяти гласным, следующим одна за другой, то испытываешь состояние свежести, изначальной незамутненности. Человек, собственно снова рождается во всем своем достоинстве, если он дает изойти этим пяти гласным в полном сознании - то есть совершенно осознанно - из самого себя" (279/53).

Движение первых четырех слов

richtig recht rechnen richtet,

обращение на верный путь. исправление астрального тела при помощи искусства формирования речи - student2.ru Рисунок 4

которое происходит только между нижней ("под-солнечной") планетой - Меркурием - и верхней ("над-солнечной") - Марсом, дает некий наиспокойнейший образ:

Наши рекомендации