Английское садово-парковое искусство XVII-XVIII вв.
Пейзажные сады и парки Англии
Классицизм, пришедший на смену барокко, не был явлением ординарным. Он проявлялся в стремлении к простоте «канонизированных античных форм, противопоставленных себе самой чувственной пластике барокко» с романтизмом, с идеализацией живой природы и ее естественных эстетических качеств. Расцвет романтического пейзажав живописи начался еще в ХУН в. и способствовал триумфальному развитию романтических пейзажных садов.
Наиболее интенсивно новые идеи начали появляться в Англии, где и природа, и история способствовали возникновению романтизма. Там к началу ХУН! в. создались благоприятные условия для его развития.
Природные условия
В Англии мягкий влажный климат. Ландшафты с невысокими холмами, обширными луговыми пространствами пастбищ, рассеянным освещением.
Еще в конце ХУН в. в художественных взглядах европейского общества наметились серьезные перемены. В основе своей они были вызваны укреплением буржуазии, заметным ростом ее влияния и распpocтpанением нового образа мышления. Недаром буржуазная историография называет ХУН в. эпохой Просвещения. В противовес барочной пышности aбсолютизма и католической церкви выдвигались идеи классической простоты, обращения к природе, романтизации мифических времен «золотого века» античности. Процесс перемен в искусстве и архитектуре проходил постепенно. Черты уходящего барокко и нарождавшегося классицизма сосуществовали в творчестве многих ведущих мастеров ХУН -начала ХУНвв. Не была исключением и ландшафтная архитектура. Черты «пейзажного» мышления начинают просматриваться уже в Хемптон Корте, внекоторых саксонских садах на рубеже веков. И к середине ХУН в. новые эстетические идеи уже полностью господствовали в садово-парковом искусстве. Paзница между садами барокко и садами классицизма была очевидной. И если регулярные барочные сады связаны, в первую очередь, с Францией и называются «фpaнцузскими», то пейзажные сады классицизма явились бесспорной принадлежностью Англии, получив название «английских».
У истоков нового стиля лежали несколько факторов. Прежде всего - идеализация античности и развитие зарождавшихся еще в древности натурфилософских идей. На эту почву удачно упали привезенные в ХУН в. из Китая принципы формирования пейзажных садов. Да и в самой Европе еще с первых веков нашей эры былиизвестны сады со свободной планировкой, например, «Долина Времени» на вилле Адриана близ Тиволи. Немаловажным был и фактор роста промышленных городов, становившихся символом грозных сил, противопоставленных природе. Антитезой дымящих труб мануфактур и фабрик становилась романтика природы.
Классицизм, пришедший на смену барокко, не был явлением однозначным. В архитектуре и скульптуре он проявился в стремлении к простоте канонизированных античных форм, противопоставлявших себя сочной, чувственной пластике барокко. В живописи, поэзии и ландшафтной архитектуре классицизм тесно смыкается с романтизмом, с идеализацией живой природы и ее естественных эстетических качеств.
Еще в ХУН в. начался расцвет романтического пейзажа в живописи, немало способствовавший триумфальному развитию романтических пейзажных садов. Творчество Якоба Рейсдаля, Никола Пуссена, Клода Лоррена, а позднее Гюбера Робера, имело самое непосредственное отношение к формированию идеалов нового направления в садово-парковом искусстве.
Наиболее интенсивно новые идеи начали развиваться в Англии, где и природа, и история способствовали возникновению романтизма, где к началу XVIH в. создались благоприятные условия для егоразвития. В первые десятилетия ХУН! в. в Англии появилась группа писателей во главе с известным представителем просветительского классицизма Александром Попом. К ней присоединились богатые меценаты - лорд Барлингтон, Котхам и другие. Романтические идеи классицизма начали воплощаться в ландшафтной архитектуре. Подобно тому, как в середине ХУН в. выдвинулся Ленотр, олицетворявший искусство французских садов, в 30-х гг. ХУН1 в. в Англии начал работать Вильям Кент, художник, ставший выдающимся мастером нового стиля в ландшафтной архитектуре.
К этому стилю Кент пришел не сразу. Его первой работой был сад Чизвик в графстве Мидльсекс, где живописные романтические мотивы лишь сопровождают французский принцип планировки. Известность Кенту принесла его работа в парке Стоув в графстве Бэкингем в сотне километров от Лондона. Поместье Стоув существовало с конца XVI в. В 1714 г. Чарльз Бриджман построил здесь парк по канонам барокко, внеся, однако, в план элементы живописности. В 1738 г. Кент полностью его перепланировал. Новый план представлял собой полную противоположность регулярным «французским» садам. Он с предельной убедительностью отражал эстетику садово-паркового искусства. На смену четко, регулярно распланированным партерам, боскетам, бассейнам пришла планировка без прямых линий, сад, в котором все его элементы, детали были как бы созданы самой природой. Но это было не простое «облагораживание» природных пейзажей. Парк создавался руками человека, в нем не было случайных элементов. Существовала продуманная система путей, следуя которым можно было увидеть последовательную смену живописных пейзажей, аллей, перспектив, в которых немаловажную роль играли сооружения дворца и парковые павильоны. Создавалось продуманное соотношение открытых пространств с изумрудной зеленью типично английских газонов и высокой растительности, искусно сформированной из разных пород деревьев. Стремление к «eстeствeнности» вызвало к жизни новые приемы строительства. Так, еще в конце XVH в. появились парковые ограждения в виде скрытых от глаз широких траншей с изгородью на дне. Изгородь появлялась неожиданно, и этот элемент неожиданности, сюрприза, породил широко распространенное название «xo-xo» или «xa-xa» (в разговорном английском языке слово «xo» означает «стоп», «стой!» или «oгo!») .
Любопытно, что органическим элементом парка нередко были овцы. Они не только «стригли» газоны, но и образовывали живописные подвижные пятна, красиво контрастирующие с окружающей зеленью.
Кент не построил в Стоуве ни одной «китайской» постройки, которые появлялись в то время повсюду. Вместе с тем новая живописная структура парка была столь необычна, что француз Леруж поместил в своем альбоме 1776 г. гравированный план Стоува в числе «англо-китайских» садов. Впрочем, к той же категории он отнес и Сан - суси и Эрменонвиль.
История парка Стоув на этом не закончилась. В 1770-х гг. его еще раз перепланировал Ланселот Браун, зарекомендовавший себя как наиболее строгий последователь живописных пейзажных начал в паркостроении . С именем Брауна связан еще один замечательный парк Англии – Бленхэйм в rpaфстве Оксфордшир.
В 1705 г. Генри Вайз устроил здесь парк, сочетавший барочные традиции с элементами свободной планировки. В 1758г. Браун кардинально изменил облик парка, оставив в неприкосновенности только три основных его элемента: дворец, монументальный мост и протяженную аллею, идущую от деревни к дворцу. Он убрал барочные партеры перед дворцом, устроив на их месте изгородь «xa-xa», он изменил трассу дороги, шедшей вдоль большой аллеи, уведя ее в сторону и пустив вдоль живописной ложбины, он запруди лреку и засадил берега образовавшихся прудов свободными группами деревьев и кустов. Композиции Кента и, особенно, Брауна, прозванного «Одаренным Брауном», наиболее полно и ясно отражают творческое кредо английских последователей пейзажного направления в ландшафтной архитектуре.
В ХУIII - XIX вв. пейзажные парки получили самое широкое распространение. Во Франции, Англии, России появились теоретические труды и практические руководcтвa по садово-парковому искусству. Практиком и теоретиком пейзажного паркостроения во Франции выступал архитектор Рене-Луи Жирарден, автор одного из наи6олее известных ландшафтных парков Эрменонвиль в окрестностях Парижа, осуществленного в 1760-х г.г.
Этот романтический парк тесно связан с именем знаменитого просветителя Жана Жака Руссо, прочно утвердившего в литератype идеи романтизма и сентиментализма. Руссо давал советы по устройству паркА, здесь был его домик, здесь же на романтическом острове находится его могила (рис.115). Блестящим примером французского пейзажного парка стал и сад МалогоTpианона в Версале, осуществленный в 1770-х гг. по проекту королевского садовника А. Ришара и художника Гюбера Робера. Романтические уголки сада с ручьем, текущим под склоненными деревьями, остров Любви, павильон Венеры, таинственные гроты, лирично-сентиментальные «сельские постройки «фермы» Марии Антуанетты, - все это характерные детали новых романтических парков.
Широко известный трактат «Очерки и советы по ландшафтному садоводству» в 1794 г. написал английский архитектор Хэмфри Рептон, имевший и большой опыт практической работы. В своих парках он сочетал пейзажную композицию с регулярными элементами. Одной из наиболее известных его работ, выполненных в начале XIX в. совместно с архитектором Джоном Нэшем, был Риджент-парк в Лондоне (рис. 116). Острое сочетание прямолинейных осей и окружности со свободной пейзажной планировкой воды и зелени сделали этот парк особенно выразительным. Риджент-парк развил идеи пейзажного городского парка, появившиеся еще в середине ХУН1 в. в композиции озелененных площадей английского города Бат, реализованных архитектором Джоном Вудом. Две центральные площади Бата - Круг и Королевский полумесяц - стали классическим образцом решения городских озелененных пространств (рис. 117). XIX веку принадлежит окончательное формирование крупнейшего зеленого массива Лондона - Гайд-парка и Кенсингтонских садов. Зеленые лужайки парка с живописными группами деревьев прорезаны прямолинейными дорожками, напоминающими просеки в лесу. Дорожки органично вписываются в живописную композицию зеленых насаждений парка.
Особенно широкое развитие сооружение пейзажных парков получило в XIX в. На первый план уже в начале века выдвинулась немецкая школа. Ее представители Петер Леннэ и Герман Пюклер создали прекрасныe композиции, хорошо сохранившиеся до наших дней. Центральное место в творчестве Леннэ занимает знаменитый парк Сансуси в Потсдаме. Леннэ дополнил и объединил в единое целое две группы дворцовых построек с регулярными садами, принадлежавшими барочному направлению. В 1747 г. Архитектор Г.Кнобельсдорф построил на окраине Потсдама замок Сансуси с уникальным тееpaсным садом-виноградником (рис.418). Замок фланкировали оранжерея и картинная галерея со своими садами на пaраллельных с замком осях. Двадцать лет спустя в полутора километрах от него выpoc торжественный Новый дворец со своим садом. В этой композиции господcrвовали еще барочные традиции. Оба ансамбля соединялись аллеей, идущей по оси Нового дворца. В начале XIX в. Леннэ завершил ансамбль, создав по сторонам этой центральной аллеи систему полян и рощ, Пронизанных плавно изгибающимися тропами и дорожками. В эту систему были вписаны классицистический дворец Шарлоттенхоф, «Римские термы», китайский павильон и парковая скульптура, стоявшие в мастерски сделанном локальном окружении.
Кроме ансамбля Сансуси, Леннэ создал в Потсдаме еще одно незаурядное произведение ландшафтной архитектуры - Новый сад с дворцом Цецилиенхоф, прославленный тем, что в 1945 г. в нем состоялась Потсдамская конференция. Леннэ хорошо известен и как теоретик. Его «Указания к ландшaфтномy садоводству», изданные в1834 г., способствовали развитию пейзажных парков не только в Германии, но и за ее пределами.
Последователем Леннэ стал богатый князь Герман Людвиг Генрих Пюклер-Мускау, отдавший свою жизнь (и состояние) строительству ландшафтных парков, вкус к которым получил в годы молодости, проведенные в Англии. Огромный романтический парк Пюклер создал в долине Нейсе вокруг городка Мускау и замка в «готическом» стиле (рис. 119). Около 30 лет понадобилось для создания живописных композиций полян, перелесков, деревьев, посаженных группами («букеты») и отдельно («солитеры»), для выбора трасс прогулочных дорожек по склонам холмов, по берегам и в долине реки. Сентиментальный романтизм Пюклера проявился особенно ярко в сравнительно небольшом живописном таинственном парке близ города Бранитц .. Здесь он возвел две земляные пирамиды, одну на озере, другую на берегу. Пирамида на воде стала надгробием для самого Пюклера и его возлюбленной, певицы Генриетты Зонтаг .
Стремлением к стилистике необычности вызвано появление в пейзажных парках XVIII-XIX вв. различных стилизаций. Многочисленные «античные» храмы, «средневековые руины», наконец, «китайские» пагоды и павильоны были непременной принадлежностью садов. Не следует воспринимать слово «стилизация» как отрицательную характеристику. Напротив, в процессе проектирования романтических парковых построек вырабатывались своеобразные оттенки классицизма - стиля, получившего широчайшее распространение.
Интересно отметить, что в области садово-паркового искусства стилистически чистые «французские» и «английские» сады остались достоянием Центральной Европы, хотя и здесь они достаточно редки. О регулярных барочных садах и их связи с природным окружением уже говорилось. Что же касается пейзажных садов, то в их композиции. почти всегда можно найти хотя бы небольшие реryлярные элементы. В одних случаях небольшие партеры, примыкающие к важнейшим зданиям, в других, как, например, в Гайд-парке в Лондоне - прямолинейные дорожки большой протяженности, ведущие свое происхождение от просек в охотничьих угодьях.
В ХУН1 - XIX вв. постоянные контакты между странами и континентами стали уже частью повседневной жизни. Идеи классицизма получили достаточно широкое распространение не только в Европе, нои за ее пределами, включая такие далекие континенты, как Африка, Австралия, Южная Америка. Одним из первых последователей классицизма в садово-парковом нскусстве США был третий президент страны Томас Джефферсон. В 1780-х п. он построил для себя на полпути от Вашингroна к Ричмонду виллу Монтичелло с пейзажным садом. В 1820-х п. Джефферсон завершил строительство «Академической деревни» - великолепного ансамбля зданий Вирджинского университета в г. Шарлоттесвилле, невдалеке от любимого им Монтичелло . Начиная с этого временитрадиции пейзажных композиций в США неуклонно развивались и укреплялись. Наиболее известным мастером-садоводом здесь стал последователь Рептона Андру Даунинг, опубликовавший в 1841 г. «Трактат о теории и практике ландшафтногосадоводства», снабженный примерными чертежами: Шарлоттесвилл. Усадьба Монтичелло. 9О-е и. ХУIII 8. Арх. Т. .Джефферсон
XVHI в. ознаменовался значительным развитием публичных (или общественных) ландшафтных композиций в городах. Города эпохи новой общественной формации - капитализма, - утрачивали функции крепостей, быстро росли территориально, подвергаясь перестройкам и реконструкциям. Городские площади в Европе продолжали и развивали традиции, заложенные в эпоху барокко, здесь широко использовались малые формы и скульптура..
Городские площади, скверы, бульвары получали регулярные, геометризированные планы. Пейзажные композиции оставались характерными преимущественно для садово-паркового искусства эпохи классицизма. Наиболее ранние из общественных городских парков имели свободные планы. Вслед за Риджент-парком и Гайд-парком Лондона пейзажная планировка начала применяться и в городских парках других стран. Одним из них стал Булонский лес в Париже, известный с ХУI века.
Середина XIX в. была ознаменована окончательным распадом феодальных отношений в большинстве стран Европы и утверждением в них буржуазного строя. Социально-экономические сдвиги имели своим следствием серьезные изменения во всех областях жизни общества. Не оставалась в стороне и ландшафтная архитектура, сфера деятельности которой значительно расширялась и усложнялась.
В первой половине XIX в. все отчетливее стала осознаваться одна из самых серьезных проблем будущего века научно-технической революции - проблема взаимоотношений человека и природы. Романтическое восприятие природы, свойственное культуре и искусству ХУН1 в., нашло свое отражение у широко известных приверженцев, так называемого, утопического социализма Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Война за независимость США и Французская революция стали точкой отсчета развития социальных теорий глобального переустройства, в котором гармоничные отношения человеческой деятельности с природной средой должны были занимать одно из важнейших мест. Фурье и Оуэну принадлежали, в частности, идеи организации поселений в природе, названные Фурье фаланстерами. Любопытно, что и Фурье, и Оуэн еще до публикации своих основных работ побывали за океаном, в США, в первые годы их независимости. Возможно, именно тогда, в начале XIX в., впервые встретились новые веяния, новые социально-экономические и эстетические взгляды Европы и Америки, приведшие в середине XIX в. К возникновению в США новой профессии ландшафтного архитектора.
Она не случайно возникла именно там. В молодом американском государстве на рубеже XVIII и XIX вв. ландшафтная архитектура делала свои первые шаги, которые были связаны с упомянутым выше Томасом Джефферсоном, человеком всесторонне одаренным, уделявшим много внимания архитектуре. Как считают в США, своими композициями усадьбы Монтичелло и комплекса зданий университета штата он положил начало развитию в стране профессиональной ландшафтной архитектуры.