Новые романтические направления в литературе и живописи

Оппозиция против регулярного геометричес­кого строгого парка французов встретила широ­кую поддержку среди писателей и поэтов.

Б. Полисси (знаменитый керамист, химик, ар­хитектор и писатель) считал, что во Франции около 4 тыс. садов можно превратить в пейзажные.

Почти одновременно Бэкон в своих проповедях «ge rmones» доказал, что необходимо отказаться от подстрижки деревьев, фигурных партеров и т. п. По его предположению, «сад нужно делить на три части. Первая должна состоять из четырехугольного луга, охваченного деревянной галереей, обвитой зеленью, украшенной куска­ми разноцветных стекол, арками из зелени и т. п. В середине должны быть мраморный бассейн для фонтана и статуи, но только не выстриженные деревья.

В центре второй части должен находиться хол­мик с бельведером, а в третьей - аллеи должны обсаживаться высокими свободно разросшими­ся деревьями».

В то же время появляются различные «писательские» труды: Г. Вальполя «Исследование о современных садах», С. Ломбера «Les saisonsu», «Теория садоводства» Мореля, «Сады» Делилля и т. п.

Влияние литературы с переходом в XIX в. становится все значительнее, а прославление пейзажных парков - все решительнее.

Увлечение литераторов пейзажными садами происходило по большей части потому, что она сама переживала сначала времена сентиментализма, потом романтизма, а затем и натурализма.

Архитектурные парки не подходили ни к одному из этих направлений, вследствие чего та­кие парки отвергали и заменяли кажущиеся про­тивоположностью пейзажными. При этом было забыто, что всякий «устроенный парк уже пере­стал быть неприкрашенной природой», если в нем настраивались павильоны и памятники.

В живописи тоже наблюдался переворот. Лоррен, Ватто и др. художники изображали рощицы, невозделанные поля и болотца без всяких прикрас, но необычайно живописно.

Ватто в своем произведении «Праздник в са­дах Сен-Клу» увлекся «свободным разрастанием зелени». Казалось, что вся архитектурность линий парка уничтожена силами природы. «Даже статуи там ожили и как бы охраняют запущен­ность и уют боскета». На картине Уффичи рядом с трельяжной беседкой - прообразом нынешне­го храма Амура в Шантильи - изображены раз­валины кухни - это типичный пример явного восхищения идиллией и прелестью развалин.

В более поздних произведениях Ватто парки становятся гуще, чащи - таинственнее, а мраморы (строгие в Версале) «начинают оживать и принимать участие в жизни пресыщенных сча­стьем людей».

В некоторых картинах встречаются настоящие мотивы для сооружения парков. Там все внимание обращено на красоту контура растительных групп, на уютность лужаек и прудов и тихо струящихся фонтанов. Например, густо заросший боскет около фонтана в картине «Фонтан», или со­поставление широкого каскада и разросшихся деревьев - «Венецианский праздник», или расстановка статуй среди случайных деревьев ­«Сельские развлечения». В полотнах: «Общество в парке» - дан новый мотив построения эффек­тной декорации из сочетания высоких густых рощ и прогалин между ними; «Концерт» - показано сочетание нового типа парка с архитектурой дома.

Из вышеперечисленного следует то, что новый тип парковых посадок был выработан еще в начале ХVШ в.

Итак, пейзажные nарки формировалuсь под влиянuем следующих факторов:

1) знакомство с дальневосточным искусством паркостроения;

2) социально-экономические условия;

3) вырождение регулярных композиций, ска­завшееся в чрезмерной сухости плана, чопорно­сти, витиеватости, перегруженности декоратив­ными элементами. В потере масштаба и чувства меры при создании больших пространственных композиций;

4) пробудившийся интерес к красоте есте­ственных ландшафтов, воспеваемых поэтами, писателями, философами и художниками;

5) археологические исследования, в результа­те которых установлено то, что история пейзаж­ного парка древняя и возникла задолго до бурно­го ее триумфа. Тогда существовали разные естественные акценты в виде развалин, гротов, рощиц и т. п.

В эпоху Ренессанса - в виде отдаленной от здания части имения, где, помимо участков с пло­довыми деревьями и огородов, прокладывались прогулочные дорожки, а также в Англии были в форме цветущих лугов с отдельными группами и единичными экземплярами ценных деревьев, как чисто духовное явление.

И только Англия до конца сформировала идеи и принципы пейзажного парка, который и стали своеобразным протестом против французского классицизма ХУН в. в скульптуре и архитектуре. А в поэзии, живописи и садовом зодчестве класси­цизм тесно смыкается

Наши рекомендации