Романтизм и классицизм XVIIIв. Пейзажное стилевое направление.
Романтизм и классицизм XVIIIв. Пейзажное стилевое направление.
Предпосылки развития пейзажного стилевого направления.
Влияние Дальнего Востока на европейских мастеров
Благодаря торговым отношениям в ХУН1 в. знакомство с искусством Китая и Японии быстро развивалось. В Европе появились «дивные лакированные изделия, доски для гравюр, бронзы, эмали и особенно фарфор». Для европейского искусства, переживавшего эпоху наивысшего мастерства, это оказалось полезным.
Китайские мотивы стали весьма популярны. Так, павильоны с колоннами в виде пальмовых стволов, с сильно выступающими крышами и скульптурными группами наверху появляются во многих садах (например, Сан-Суси, Моритцбург, Брюль и др.). Частично при этом yвлекались особенностью и новизной стиля. Однако сведения о китайских и японских садах все же оставались смутными.
Впервые о них упоминает Чемберс в своей книге «О восточном садоводстве». Он говорит: «Природа - образец (китайских садов), и задача (китайских) архитекторов - подражать всей прелести неожиданностей ее. Все пространство китайского парка подразделено на ряд панорам изменяющихся пейзажей, достигнутых соответственным устройством. Они дают ряд превосходных точек зрения, отмеченных или скамьей, или постройкой. Достоинство сада зависит от числа, красоты и разнообразия этих панорам». Далее Чемберс рассказывает о комбинации растений в садах, о постройках, о значении воды, о дорожно-тропиночной сети... Он также отмечает, что «китайские садовники относятся к саду, как художник создает свою картину». Несмотря на то, что Чемберс не называет ни одного парка Китая, он очень хорошо характеризует садовое зодчество этой страны. Появление данного труда дало значительный толчок новому направлению, и большинство «китайских затей» возникает позже.
Однако влияние восточного садово-паркового искусства в Европе носило поверхностный характер и сказалось только в том, что в садах и парках появляются китайские и японские элементы композиции - горбатые мостики, павильоны, пейзажи настроений. Сама же философия восточного искусства не была понята в европейских странах, а следовательно, пейзажные сады влияли в значительной мере на форму, чем на содержание паркостроения.
Социально-экономические условия
С наступлением капитализма в Европе резке изменились экономические, социальные и политические условия жизни общества.
Разбогатевшая буржуазия вследствие бурного развития промышленности и транспорта не придавала значения земле, ранее являвшейся главным источником доходов. Значительное количество рабочих, сосредоточенных на промышленных предприятиях, вело к бурному стихийному росту городов и резкому ухудшению санитарно-гигиенических условий жизни. Население жило в тесно застроенных городах. Оно нуждалось в зеленых массивах для отдыха и развлечений.
Буржуазное общество полностью отвергло геометрический характер садов и парков с их аристократично-церемониальным характером использования. Экономике раннего капитализма была присуща стихийность, проявившаяся в паркостроении.
Главное направление садового зодчества этого времени - создание природных условий для произрастания различных видов растительности естественного ландшафта.
Английское садово-парковое искусство XVII-XVIII вв.
Пейзажные сады и парки Англии
Классицизм, пришедший на смену барокко, не был явлением ординарным. Он проявлялся в стремлении к простоте «канонизированных античных форм, противопоставленных себе самой чувственной пластике барокко» с романтизмом, с идеализацией живой природы и ее естественных эстетических качеств. Расцвет романтического пейзажав живописи начался еще в ХУН в. и способствовал триумфальному развитию романтических пейзажных садов.
Наиболее интенсивно новые идеи начали появляться в Англии, где и природа, и история способствовали возникновению романтизма. Там к началу ХУН! в. создались благоприятные условия для его развития.
Природные условия
В Англии мягкий влажный климат. Ландшафты с невысокими холмами, обширными луговыми пространствами пастбищ, рассеянным освещением.
Еще в конце ХУН в. в художественных взглядах европейского общества наметились серьезные перемены. В основе своей они были вызваны укреплением буржуазии, заметным ростом ее влияния и распpocтpанением нового образа мышления. Недаром буржуазная историография называет ХУН в. эпохой Просвещения. В противовес барочной пышности aбсолютизма и католической церкви выдвигались идеи классической простоты, обращения к природе, романтизации мифических времен «золотого века» античности. Процесс перемен в искусстве и архитектуре проходил постепенно. Черты уходящего барокко и нарождавшегося классицизма сосуществовали в творчестве многих ведущих мастеров ХУН -начала ХУНвв. Не была исключением и ландшафтная архитектура. Черты «пейзажного» мышления начинают просматриваться уже в Хемптон Корте, внекоторых саксонских садах на рубеже веков. И к середине ХУН в. новые эстетические идеи уже полностью господствовали в садово-парковом искусстве. Paзница между садами барокко и садами классицизма была очевидной. И если регулярные барочные сады связаны, в первую очередь, с Францией и называются «фpaнцузскими», то пейзажные сады классицизма явились бесспорной принадлежностью Англии, получив название «английских».
У истоков нового стиля лежали несколько факторов. Прежде всего - идеализация античности и развитие зарождавшихся еще в древности натурфилософских идей. На эту почву удачно упали привезенные в ХУН в. из Китая принципы формирования пейзажных садов. Да и в самой Европе еще с первых веков нашей эры былиизвестны сады со свободной планировкой, например, «Долина Времени» на вилле Адриана близ Тиволи. Немаловажным был и фактор роста промышленных городов, становившихся символом грозных сил, противопоставленных природе. Антитезой дымящих труб мануфактур и фабрик становилась романтика природы.
Классицизм, пришедший на смену барокко, не был явлением однозначным. В архитектуре и скульптуре он проявился в стремлении к простоте канонизированных античных форм, противопоставлявших себя сочной, чувственной пластике барокко. В живописи, поэзии и ландшафтной архитектуре классицизм тесно смыкается с романтизмом, с идеализацией живой природы и ее естественных эстетических качеств.
Еще в ХУН в. начался расцвет романтического пейзажа в живописи, немало способствовавший триумфальному развитию романтических пейзажных садов. Творчество Якоба Рейсдаля, Никола Пуссена, Клода Лоррена, а позднее Гюбера Робера, имело самое непосредственное отношение к формированию идеалов нового направления в садово-парковом искусстве.
Наиболее интенсивно новые идеи начали развиваться в Англии, где и природа, и история способствовали возникновению романтизма, где к началу XVIH в. создались благоприятные условия для егоразвития. В первые десятилетия ХУН! в. в Англии появилась группа писателей во главе с известным представителем просветительского классицизма Александром Попом. К ней присоединились богатые меценаты - лорд Барлингтон, Котхам и другие. Романтические идеи классицизма начали воплощаться в ландшафтной архитектуре. Подобно тому, как в середине ХУН в. выдвинулся Ленотр, олицетворявший искусство французских садов, в 30-х гг. ХУН1 в. в Англии начал работать Вильям Кент, художник, ставший выдающимся мастером нового стиля в ландшафтной архитектуре.
К этому стилю Кент пришел не сразу. Его первой работой был сад Чизвик в графстве Мидльсекс, где живописные романтические мотивы лишь сопровождают французский принцип планировки. Известность Кенту принесла его работа в парке Стоув в графстве Бэкингем в сотне километров от Лондона. Поместье Стоув существовало с конца XVI в. В 1714 г. Чарльз Бриджман построил здесь парк по канонам барокко, внеся, однако, в план элементы живописности. В 1738 г. Кент полностью его перепланировал. Новый план представлял собой полную противоположность регулярным «французским» садам. Он с предельной убедительностью отражал эстетику садово-паркового искусства. На смену четко, регулярно распланированным партерам, боскетам, бассейнам пришла планировка без прямых линий, сад, в котором все его элементы, детали были как бы созданы самой природой. Но это было не простое «облагораживание» природных пейзажей. Парк создавался руками человека, в нем не было случайных элементов. Существовала продуманная система путей, следуя которым можно было увидеть последовательную смену живописных пейзажей, аллей, перспектив, в которых немаловажную роль играли сооружения дворца и парковые павильоны. Создавалось продуманное соотношение открытых пространств с изумрудной зеленью типично английских газонов и высокой растительности, искусно сформированной из разных пород деревьев. Стремление к «eстeствeнности» вызвало к жизни новые приемы строительства. Так, еще в конце XVH в. появились парковые ограждения в виде скрытых от глаз широких траншей с изгородью на дне. Изгородь появлялась неожиданно, и этот элемент неожиданности, сюрприза, породил широко распространенное название «xo-xo» или «xa-xa» (в разговорном английском языке слово «xo» означает «стоп», «стой!» или «oгo!») .
Любопытно, что органическим элементом парка нередко были овцы. Они не только «стригли» газоны, но и образовывали живописные подвижные пятна, красиво контрастирующие с окружающей зеленью.
Кент не построил в Стоуве ни одной «китайской» постройки, которые появлялись в то время повсюду. Вместе с тем новая живописная структура парка была столь необычна, что француз Леруж поместил в своем альбоме 1776 г. гравированный план Стоува в числе «англо-китайских» садов. Впрочем, к той же категории он отнес и Сан - суси и Эрменонвиль.
История парка Стоув на этом не закончилась. В 1770-х гг. его еще раз перепланировал Ланселот Браун, зарекомендовавший себя как наиболее строгий последователь живописных пейзажных начал в паркостроении . С именем Брауна связан еще один замечательный парк Англии – Бленхэйм в rpaфстве Оксфордшир.
В 1705 г. Генри Вайз устроил здесь парк, сочетавший барочные традиции с элементами свободной планировки. В 1758г. Браун кардинально изменил облик парка, оставив в неприкосновенности только три основных его элемента: дворец, монументальный мост и протяженную аллею, идущую от деревни к дворцу. Он убрал барочные партеры перед дворцом, устроив на их месте изгородь «xa-xa», он изменил трассу дороги, шедшей вдоль большой аллеи, уведя ее в сторону и пустив вдоль живописной ложбины, он запруди лреку и засадил берега образовавшихся прудов свободными группами деревьев и кустов. Композиции Кента и, особенно, Брауна, прозванного «Одаренным Брауном», наиболее полно и ясно отражают творческое кредо английских последователей пейзажного направления в ландшафтной архитектуре.
В ХУIII - XIX вв. пейзажные парки получили самое широкое распространение. Во Франции, Англии, России появились теоретические труды и практические руководcтвa по садово-парковому искусству. Практиком и теоретиком пейзажного паркостроения во Франции выступал архитектор Рене-Луи Жирарден, автор одного из наи6олее известных ландшафтных парков Эрменонвиль в окрестностях Парижа, осуществленного в 1760-х г.г.
Этот романтический парк тесно связан с именем знаменитого просветителя Жана Жака Руссо, прочно утвердившего в литератype идеи романтизма и сентиментализма. Руссо давал советы по устройству паркА, здесь был его домик, здесь же на романтическом острове находится его могила (рис.115). Блестящим примером французского пейзажного парка стал и сад МалогоTpианона в Версале, осуществленный в 1770-х гг. по проекту королевского садовника А. Ришара и художника Гюбера Робера. Романтические уголки сада с ручьем, текущим под склоненными деревьями, остров Любви, павильон Венеры, таинственные гроты, лирично-сентиментальные «сельские постройки «фермы» Марии Антуанетты, - все это характерные детали новых романтических парков.
Широко известный трактат «Очерки и советы по ландшафтному садоводству» в 1794 г. написал английский архитектор Хэмфри Рептон, имевший и большой опыт практической работы. В своих парках он сочетал пейзажную композицию с регулярными элементами. Одной из наиболее известных его работ, выполненных в начале XIX в. совместно с архитектором Джоном Нэшем, был Риджент-парк в Лондоне (рис. 116). Острое сочетание прямолинейных осей и окружности со свободной пейзажной планировкой воды и зелени сделали этот парк особенно выразительным. Риджент-парк развил идеи пейзажного городского парка, появившиеся еще в середине ХУН1 в. в композиции озелененных площадей английского города Бат, реализованных архитектором Джоном Вудом. Две центральные площади Бата - Круг и Королевский полумесяц - стали классическим образцом решения городских озелененных пространств (рис. 117). XIX веку принадлежит окончательное формирование крупнейшего зеленого массива Лондона - Гайд-парка и Кенсингтонских садов. Зеленые лужайки парка с живописными группами деревьев прорезаны прямолинейными дорожками, напоминающими просеки в лесу. Дорожки органично вписываются в живописную композицию зеленых насаждений парка.
Особенно широкое развитие сооружение пейзажных парков получило в XIX в. На первый план уже в начале века выдвинулась немецкая школа. Ее представители Петер Леннэ и Герман Пюклер создали прекрасныe композиции, хорошо сохранившиеся до наших дней. Центральное место в творчестве Леннэ занимает знаменитый парк Сансуси в Потсдаме. Леннэ дополнил и объединил в единое целое две группы дворцовых построек с регулярными садами, принадлежавшими барочному направлению. В 1747 г. Архитектор Г.Кнобельсдорф построил на окраине Потсдама замок Сансуси с уникальным тееpaсным садом-виноградником (рис.418). Замок фланкировали оранжерея и картинная галерея со своими садами на пaраллельных с замком осях. Двадцать лет спустя в полутора километрах от него выpoc торжественный Новый дворец со своим садом. В этой композиции господcrвовали еще барочные традиции. Оба ансамбля соединялись аллеей, идущей по оси Нового дворца. В начале XIX в. Леннэ завершил ансамбль, создав по сторонам этой центральной аллеи систему полян и рощ, Пронизанных плавно изгибающимися тропами и дорожками. В эту систему были вписаны классицистический дворец Шарлоттенхоф, «Римские термы», китайский павильон и парковая скульптура, стоявшие в мастерски сделанном локальном окружении.
Кроме ансамбля Сансуси, Леннэ создал в Потсдаме еще одно незаурядное произведение ландшафтной архитектуры - Новый сад с дворцом Цецилиенхоф, прославленный тем, что в 1945 г. в нем состоялась Потсдамская конференция. Леннэ хорошо известен и как теоретик. Его «Указания к ландшaфтномy садоводству», изданные в1834 г., способствовали развитию пейзажных парков не только в Германии, но и за ее пределами.
Последователем Леннэ стал богатый князь Герман Людвиг Генрих Пюклер-Мускау, отдавший свою жизнь (и состояние) строительству ландшафтных парков, вкус к которым получил в годы молодости, проведенные в Англии. Огромный романтический парк Пюклер создал в долине Нейсе вокруг городка Мускау и замка в «готическом» стиле (рис. 119). Около 30 лет понадобилось для создания живописных композиций полян, перелесков, деревьев, посаженных группами («букеты») и отдельно («солитеры»), для выбора трасс прогулочных дорожек по склонам холмов, по берегам и в долине реки. Сентиментальный романтизм Пюклера проявился особенно ярко в сравнительно небольшом живописном таинственном парке близ города Бранитц .. Здесь он возвел две земляные пирамиды, одну на озере, другую на берегу. Пирамида на воде стала надгробием для самого Пюклера и его возлюбленной, певицы Генриетты Зонтаг .
Стремлением к стилистике необычности вызвано появление в пейзажных парках XVIII-XIX вв. различных стилизаций. Многочисленные «античные» храмы, «средневековые руины», наконец, «китайские» пагоды и павильоны были непременной принадлежностью садов. Не следует воспринимать слово «стилизация» как отрицательную характеристику. Напротив, в процессе проектирования романтических парковых построек вырабатывались своеобразные оттенки классицизма - стиля, получившего широчайшее распространение.
Интересно отметить, что в области садово-паркового искусства стилистически чистые «французские» и «английские» сады остались достоянием Центральной Европы, хотя и здесь они достаточно редки. О регулярных барочных садах и их связи с природным окружением уже говорилось. Что же касается пейзажных садов, то в их композиции. почти всегда можно найти хотя бы небольшие реryлярные элементы. В одних случаях небольшие партеры, примыкающие к важнейшим зданиям, в других, как, например, в Гайд-парке в Лондоне - прямолинейные дорожки большой протяженности, ведущие свое происхождение от просек в охотничьих угодьях.
В ХУН1 - XIX вв. постоянные контакты между странами и континентами стали уже частью повседневной жизни. Идеи классицизма получили достаточно широкое распространение не только в Европе, нои за ее пределами, включая такие далекие континенты, как Африка, Австралия, Южная Америка. Одним из первых последователей классицизма в садово-парковом нскусстве США был третий президент страны Томас Джефферсон. В 1780-х п. он построил для себя на полпути от Вашингroна к Ричмонду виллу Монтичелло с пейзажным садом. В 1820-х п. Джефферсон завершил строительство «Академической деревни» - великолепного ансамбля зданий Вирджинского университета в г. Шарлоттесвилле, невдалеке от любимого им Монтичелло . Начиная с этого временитрадиции пейзажных композиций в США неуклонно развивались и укреплялись. Наиболее известным мастером-садоводом здесь стал последователь Рептона Андру Даунинг, опубликовавший в 1841 г. «Трактат о теории и практике ландшафтногосадоводства», снабженный примерными чертежами: Шарлоттесвилл. Усадьба Монтичелло. 9О-е и. ХУIII 8. Арх. Т. .Джефферсон
XVHI в. ознаменовался значительным развитием публичных (или общественных) ландшафтных композиций в городах. Города эпохи новой общественной формации - капитализма, - утрачивали функции крепостей, быстро росли территориально, подвергаясь перестройкам и реконструкциям. Городские площади в Европе продолжали и развивали традиции, заложенные в эпоху барокко, здесь широко использовались малые формы и скульптура..
Городские площади, скверы, бульвары получали регулярные, геометризированные планы. Пейзажные композиции оставались характерными преимущественно для садово-паркового искусства эпохи классицизма. Наиболее ранние из общественных городских парков имели свободные планы. Вслед за Риджент-парком и Гайд-парком Лондона пейзажная планировка начала применяться и в городских парках других стран. Одним из них стал Булонский лес в Париже, известный с ХУI века.
Середина XIX в. была ознаменована окончательным распадом феодальных отношений в большинстве стран Европы и утверждением в них буржуазного строя. Социально-экономические сдвиги имели своим следствием серьезные изменения во всех областях жизни общества. Не оставалась в стороне и ландшафтная архитектура, сфера деятельности которой значительно расширялась и усложнялась.
В первой половине XIX в. все отчетливее стала осознаваться одна из самых серьезных проблем будущего века научно-технической революции - проблема взаимоотношений человека и природы. Романтическое восприятие природы, свойственное культуре и искусству ХУН1 в., нашло свое отражение у широко известных приверженцев, так называемого, утопического социализма Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Война за независимость США и Французская революция стали точкой отсчета развития социальных теорий глобального переустройства, в котором гармоничные отношения человеческой деятельности с природной средой должны были занимать одно из важнейших мест. Фурье и Оуэну принадлежали, в частности, идеи организации поселений в природе, названные Фурье фаланстерами. Любопытно, что и Фурье, и Оуэн еще до публикации своих основных работ побывали за океаном, в США, в первые годы их независимости. Возможно, именно тогда, в начале XIX в., впервые встретились новые веяния, новые социально-экономические и эстетические взгляды Европы и Америки, приведшие в середине XIX в. К возникновению в США новой профессии ландшафтного архитектора.
Она не случайно возникла именно там. В молодом американском государстве на рубеже XVIII и XIX вв. ландшафтная архитектура делала свои первые шаги, которые были связаны с упомянутым выше Томасом Джефферсоном, человеком всесторонне одаренным, уделявшим много внимания архитектуре. Как считают в США, своими композициями усадьбы Монтичелло и комплекса зданий университета штата он положил начало развитию в стране профессиональной ландшафтной архитектуры.
Романтизм и классицизм XVIIIв. Пейзажное стилевое направление.