Работа над сочетаниями гласных. «зияние».
При произнесении двух рядом стоящих гласных звуков переход из одного в другой происходит плавно, без разделения дыхательной паузой, за счет перестройки артикуляции и внутриротового пространства.
На начальном этапе работы над дыханием для проверки «теплого» фонационного выдоха используются отдельные гласные звуки, а затем их соединения все по той же линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы.
Используя данную линейку, можно создать шесть цепочек по пять пар:
УО-УА-УЭ-УИ-УЫ
ОУ-ОА-ОЭ-ОИ-ОЫ
АУ-АО-АЭ-АИ-АЫ и т. д.
Несколько позже будет необходимо подобрать тексты скороговорок, изобилующих соединениями гласных, и приступить к их отработке.
Например:
Окул бабу обул, иОкула баба обула. /УО, ИО, AOJ
Солнце выше ели, а мы еще не ели/ (ЕЕ, ЫЕ, EEJ
У о сы не усы, не усищи, а усики.
А у гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.
Последняя скороговорка содержит пары УА, ЕУ, АУ, ИУ, ЕИ.Работая над этими соединениями, можно привлечь к их оформлению плавные движения рук. Например: пальцы, с подключением работы всей кисти, «закрываются» друг за другом, складываясь на мизинец, и «раскрываются» на большой палец, как «веер». Произнося с такими движениями скороговорку, вы сможете визуально ощутить и проконтролировать округлость, наполнение, перетекание одного гласного в другой без зажимов в гортани.
Кроме того, руки могут стать внешней визуальной моделью работы органов артикуляции. Соединяя движения рук с ощущаемыми и наблюдаемыми в тренировочном зеркале микродвижениями речевого аппарата, вы сможете уловить тончайшие нюансы верных и неверных позиций языка, губ, верхнего нёба, гортани, нижней челюсти.
В дальнейшем, работая над скороговоркой, изобилующей гласными звуками, можно удвоить, утроить и далее многократно увеличить количество гласных в ее словах. Такое упражнение полезно для тренинга, направленного на активное включение в работу диафрагмы. На каждый гласный диафрагма будет производить легкий толчок. Для данного тренинга скороговорка «про осу» будет выглядеть таким образом:
у-у-а-а-сы-ы не-э у-у-сы-ы, не-э у-у-си-и-щи-и, а-а у-у-си-и-ки-и, а-а у-у гу-у-сы-ы-ни-и У-У -соов и ищи и не-э и ищи и не-э сы-ы-ще-эшь
(В дальнейшем могут быть использованы другие скороговорки.)
ЗАДАНИЕ:Подберите из скороговорок, приведенных в конце пособия, несколько текстов для подобного тренинга.
Проговаривать такую скороговорку полезно в неторопливом беге, с опущенными расслабленными плечами, свободными руками, плавно работающей нижней челюстью; на легких пружинящих прыжках с «летающими», свободными, «невесомыми» ногами, «парящим» телом. В статичном положении (стоя или лежа на полу) проверяйте работу диафрагмы и брюшного пресса положенной на низ живота ладонью левой руки, а получаемый при этом теплый выдох проверяйте ладонью правой рукой, находящейся перед лицом. Руки помогут вам верно распределить и «ощутить» дыхание, его теплоту, направленность, объем, а также плотность и округлость оформляемых звуков.
Разнообразные повороты, наклоны, вращения, броски, перекаты, перевороты позволят проверить «мягкость» и «полетность» всего тела. Использование подручных средств (мячик, гимнастическая палка, скакалка, воздушный шарик и т.д.) не только помогут снять мышечные зажимы в области дыхательных и артикуляционных мышц, но и заставят вас в новых условиях контролировать точность произнесения в тренировочных текстах.
Для дыхательного тренинга полезно использовать слова, содержащие соединения гласных:
Маэстро, Фаина, реалии, подиум, родео, авария, аура, боа, баул, Сеул, фиорд, триумф, пиастр, паук, неуч, маис, фиакр, аул, неон, баян, Лаос, ион, Каир, Фауст, реал, филиал, плие, воин, поэт, наука, шпион, пион, суета, театр, алоэ, дуэль, пауза, геолог, биолог, пиала, силуэт, раунд, фиаско, океан, фауна u т. д.
Из предложенных слов можно составить словосочетания и фразы. Например:
Клоун с коалой дуэтом мяукали.
Азиат знает, как паук кусает.
Силуэт поэта в театре.
Исполняет Иоланта пируэты на пуантах.
ЗАДАНИЕ:Продолжайте подбирать подобные слова и соединять их в тренировочные фразы.
В процессе поиска слов и составления словосочетаний и фраз вы обязательно столкнетесь с таким явлением, как «зияние» или «гиатус» (от лат. hiatus - отверстие, дыра), -коим является скопление нескольких гласных на стыке слов. (Поэтический словарь А. Квятковского).
Возможно соединение трех, четырех, пяти, а, может, и более гласных подряд.
4 гласных: Латвия и Эстония /ИЛИ Jj . биология и анатомия /ИЛИЛ;, приобретение аэрогриля (ИЕАЭ), орхидеи и азалии (ЭИИА), из Дании и Индии (ИИИЩ многомиллионная аудитория (АЯАУ), дикое и опасное (ОЕИА)
5 гласных: у Юлии и у Алексея (ИИИУА), авария у Аиды (ИЯУАЩ гармоничное ее исполнение (ОЕЕЁИ).
ЗАДАНИЕ:Попробуйте подобрать подобные примеры самостоятельно.
Произнесение словосочетаний, содержащих «зияние», требует особого внимания и виртуозного исполнения «перетекания» одного гласного в другой без перерыва в дыхании, при верной и четкой их артикуляционной перестройке:
У Оли и у А ли в уали украли. (УО, ИИУА, У А, ИУ)
И Оля и Аля о них рыдают. (ИО, Я ИА, ЯО, A Ю)
Не по тропе, а около (Е A O )
Катилось О и охало. (ОИО)
О о хало, О окало, (ОО, OO )
Не по тропе, а около. ( EAO )
Неверное произнесение слияния гласных на стыке слов может изменить их смысл:
особоэффективно или особо фиктивно;
сильно_нзгибаясь или сильно сгибаясь;
за овальным или завальным;
первые эмигранты или первые мигранты.
ЗАДАНИЕ:Приведите еще несколько примеров, показывающих искажение смысла слов при выпадении одного из гласных звуков на их стыке.
РАБОТА НАД ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ
Известно, что в театральных вузах и училищах на уроках по сценической речи для тренировки дикции и артикуляции используются всевозможные заковыристые звукосочетания.
На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эти звукосочетания никогда не встречаются в языке, что они лишь плод фантазии педагогов. Действительно, в отдельно взятом слове сложные соединения согласных встречаются не так часто, однако в речевом потоке, в словесной вязи, на стыке слов образуются самые причудливые и разнообразные соединения, включающие в себя 5-6 и более согласных подряд:
молодость вспомнить (СТЬВСП), горазд встречаться ( CTBCTP ), мост строителей ( CTCTP ), треск справа (СКСПР), текст скороговорки ( KCTCK ) u т. д.
ЗАДАНИЕ:Попробуйте подобрать подобные словосочетания и извлечь из них звукосочетания для тренировки.
Придумывая и вычленяя в речи подобные звуковые комплексы, вы разовьете лексическую и фонематическую чуткость.
В результате поисков вы обязательно обнаружите не только словосочетания, но и насыщенные разнообразными труднопроизносимыми согласными слова. Они могут стать тренировочными звукосочетаниями, а при многократном повторении или соединении «чистоговоркой», скороговоркой или «трудноговоркой».
Например:
бульвар, верлибр, трансформатор, маршрутка, Сыктывкар, Бернгардовка, канделябр, грейпфрут, фарватер, взяточничество, выкристаллизовавшийся, взгромоздившийся, неперевариваемый, вскидываемые, переквалифицировавшийся, неистовствующая, трудновыговариваемая, безмолвствовавшая, опрокидываемые, осваиваемое, усовершенствование, размазываемое, гидрометеорологический, и т.д.
ЗАДАНИЕ:Продолжите подбирать подобные слова.
Дальнейшей работой с найденными вами словами может стать их соединение в сложные словосочетания или фразы:
Безмолвствовавшая маршрутка.
Опрокидываемый канделябр.
Неперевариваемый грейпфрут.
Может быть, вам даже захочется сочинить целый рассказ или небольшое стихотворение:
На бульваре в Сыктывкаре
Трансформатор продавали.
ЗАДАНИЕ:Запишите придуманные вами словосочетания и тренировочные тексты.
Длительная отработка отдельно взятого звукосочетания до полного автоматизма все-таки в основном неразумна и нецелесообразна (за исключением случая тренировки определенного, вызывающего сложности слова в тексте роли). Механически втренированный навык виртуозного выговаривания определенного сочетания звуков моментально разрушается при малейшем изменении такового.
Поэтому даже в работе над одним и тем же звукосочетанием следует искать разнообразные подходы к его тренировке.
Возьмем для примера одно из первых звукосочетаний, предлагаемых для дикционного тренинга - ПТКУ.Данное звукосочетание направлено на проработку губного звука П,звука Т,произносимого кончиком языка, и звука К,в формировании которого участвует корень языка. Осознав порядок согласных в данном звукосочетании, способ его артикуляции, распределив усилия на их произнесение, приступим к работе над ним. Идя по уже известной нам ранее линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы,мы произносим цепочку звукосочетаний