Традиционные подходы в формировании колорита изображения средствами пейзажа
Для усвоения учениками определенных знаний и навыков традиционно предлогаются четыре ступени обучения: первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы, связное изложение учителем материала, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике.
Многие педагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия [1, c.24].
Формирование колористического изображения средствами пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе, обусловлены методикой преподавания. От эффективности методов применяемых преподавателем зависит не только уровень усвоения детьми учебного материала. Являясь предметом эстетического цикла, «рисование» напрямую влияет на формирование личности, её внутренней культуры. Это влияние осуществляется при помощи различных методик опирающихся в свою очередь на возрастные особенности детей, с учётом их способностей овладевать определёнными знаниями умениями. Обучение рисованию в школе решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознавать увиденное. Одна из задач уроков рисования в школе выработать графические и живописные умения и навыки. Формирование умений и навыков – специальная педагогическая задача. Освоение живописных техник, приёмов пользования художественными материалами, различным цветовыми сочетаниями, знакомство с закономерностями композиции происходит с первых попыток ребенка изобразить, выразить в своём рисунке нечто важное для него, волнующее, значимое [3,c.146]. Для выражения этого значимого обучающийся прибегает к имеющимся у него навыкам и умениям. Эффективность этих попыток во многом зависит от педагогической компетентности окружающих его взрослых, от адекватности их педагогических воздействий.
Пейзаж - окружающая человека среда, в которой он растёт и развивается, (если не находится в помещении). Пейзаж окружает человека всегда. Изображая пейзаж, ученик передаёт своё отношение к нему, а так же отображает в работе свой эмоциональный настрой в момент рисования, пользуясь при этом теми техническими возможностями и умениями и навыками, которые успели сформироваться на данный момент. Психологи давно заметили, что рисунок ребёнка, независимо от уровня обученности последнего, является хорошим психологическим тестом, отражающим его внутреннее состояние. Через цвет, графику, композиционные особенности, через внимание к изображаемому объекту, а так же выбор способов и приёмов пользования художественными материалами можно судить о многих основных психологических свойствах личности данного конкретного ребёнка, об особенностях его мироощущения [4,c.32]. Опираясь на испытанные методы, сложившиеся к настоящему времени, компетентный преподаватель имеет шанс не только качественно обучить своих воспитанников приёмам живописи, но и благотворно повлиять на их мировосприятие, развитие лучших качеств их личности. В этой связи уместно процитировать фрагмент из воспоминаний П.П. Чистякова: «Прежде всего, надо знать ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, а, наоборот, вызывать в нём веру в себя, чтобы он, не идя на поводу, сам разбирался в своих сомнениях и недоумениях». И далее: «В учителе ученики должны видеть не только требовательного учителя, но и друга».[11, c.68] Известно, что общение с природой не менее важно для формирования личностных качеств, чем общение с людьми. Природа впечатляет человека, наполняет его желанием зафиксировать это впечатление средствами какого-либо искусства. Однако недостаточное владение этими средствами и как следствие не способность с их помощью выразить свои переживания приводит к стандартизации восприятия, что может негативно сказаться и на самом общении с природой, и на конечном продукте творческих стараний юного художника: его рисунке. В этом аспекте невозможно переоценить роль учителя, обладающего специальными знаниями, оказывающего особое влияние на ребёнка на каждом этапе его развития. Каждому педагогу необходимо иметь в виду, что знания, умения и навыки должны быть выстроены так, чтобы обеспечивать реализацию содержательной задачи.[16, c.39]. Прекрасно сформулировал эту задачу А.А.Мелик-Пашаев в своей работе «Ступеньки к творчеству»: «Искусство призвано выразить особое отношение художника к миру в целом. Оно выражает ту ценность, которую имеет в глазах художника окружающая жизнь». [14, c.13] Так каким же должно быть это влияние? Каковы основные составляющие осознанного воздействия учителя на ученика, иными словами, каковы методы обучения, с помощью которых формируются необходимые художественные умения на уроках рисования в 6 классе? Рассмотрим это на примере обучения пейзажной живописи. Что необходимо предпринять для того, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование необходимых художественных умений, а так же позитивной мотивации к занятиям, способствующей в свою очередь развитию личностного роста ученика. Каковы критерии правильности выбора базовых методов обучения?
Для того чтобы понять смысл и значение данной проблемы, нам необходимо знать определение ряда употребляемых терминов.
В словаре по психологии читаем: умение это – усвоенный субъектом способ выполнения действий. [22. с72.] Словарь основных психологических понятий Р.С. Немова утверждает: умение – способность выполнять определённые действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью включающей эти действия. [35. с10.] В контексте нашего исследования это способы выполнения действий направленных на создание школьниками живописного пейзажа. К ним можно отнести технические действия обусловленные развитием навыков владения художественными материалами, и навыками использования выразительных средств живописи. Важны так же способности к наблюдению и творческому осмыслению окружающей действительности, способности к импровизации, к анализу и применению опыта мастеров, развитая эмоциональная отзывчивость.
В возрастной психологии В.С. Мухиной мы находим утверждение что, основным умением, которое необходимо сформировать у школьника, является умение учиться. Это умение подразумевает: понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки. [17, с.323] Сюда же входят умения выполнять требования взрослых, действовать по образцу. [23, с.211] Для формирования этих умений педагог должен использовать наиболее эффективные методы. Философский словарь указывает: «сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний».
Основы формирования колорита изображениянаиболее успешно реализуется на базе жанра «пейзаж». Пейзаж является лучшим средством изучения закономерностей колорита в построении воздушной перспективы. Поэтому проблеме обучения изображения пейзажа на уроках изобразительного искусства и сегодня посвящается немало педагогических и методических работ. Часто речь в них идет о необходимости преподнести детям самый обыденный предмет не как нечто утилитарное, а как особую «форму жизни», зависящую от человека и его восприятия окружающей действительности