Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. (6 ч)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша и каменного топора до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Среда жизни современного человека — «рукотворная природа». Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.
Тема. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. 2
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура на родного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Задания: 1) силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города;
2) графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённой эпохи и стиля.
Материалы: карандаш, тушь, бумага; ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов (Донжон в Лоше, аббатство Монт Сен Мишель, собор Парижской Богоматери, Кельнский собор), мечетей и т. д.; фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский, барокко и т. д.).
Тема. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. 2
Архитектурная и градостроительная революция XX века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Задания: 1) нарисовать современное здание и, вырезав его, вмонтировать в фотографию городского пейзажа;
2) фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, клей, резак.
Зрительный ряд: иллюстрации из книг «Мир архитектуры» (М., 1990), Ле Корбюзье. Архитектура XX века, журнал «Мир и Дом» за 2001—2002 годы; К. Леду. Проекты для города Шо.
Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. 1
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Задания: 1) аналитическое прочтение различных видов композиционно-плоскостных схем существующих городов;
2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
Материалы: бумага, картон, пенопласт, клей, резак; тушь, карандаш, бумага.
Зрительный ряд: журналы «Нойе Вербунг», «Проект», «Архитектура»; книга «Я — архитектор» (М., 1997); Ле Корбюзье. Проект города на 3 млн жителей; карты городов Золотого кольца России; М. Дерибере. Цвет в деятельности человека (М., 1964); О. И. Нестеренко. Краткая энциклопедия дизайна; силуэтные фотографии фрагментов городов из журналов «Архитектура» и др.; реконструкция исторических зон старых городов — см. сборник «Дизайн» (М., 1996) и др.
Тема. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. 1
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Задания: 1) создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и пр.;
2) эскизный макет витрины магазина.
Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: иллюстрации из журналов по архитектуре и дизайну.
Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. 1
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Задания: 1) рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент);
2) эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации).
Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, ткань, ножницы, клей (для аппликации).
Зрительный ряд: иллюстрации из журналов (например, «Мир и Дом», и пр.).
Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. 1
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.).
Задания: 1) архитектурно-пейзажные зарисовки на тему сочетания города с живой природой (с натуры, с репродукции);
2) создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (например, сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и пр.), использование имитирующих фактур.
Материалы: карандаш, тушь, бумага; бумага, имитирующие фактуры по усмотрению учителя, водоэмульсионная краска, клей, резак.
Зрительный ряд: панорамы Версаля и Петергофа, фотографии японского «Сада камней», изображения парков и скверов, городских частных домов с озеленёнными дворами (из журналов и книг).
Тема. Ты— архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. 2
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. При-родно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Задание: коллективная работа — создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов («Город будущего», «Поселение в космосе» и т. д,), решение задач пропорциональности, сомасштабности, гармонии, баланса масс и форм в их пространственной и функциональной взаимосвязи.
Материалы: бумага, картон, материалы, имитирующие фактуры, клей.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; схемы, выполненные учителем и учениками; фотографии афинского Акрополя, Казанского собора и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве; фотографии архитектурных макетов, выполненных детскими студиями «Старт», «Эдас» и пр.; фотографии архитектурных проектов: И. Уткин. Город-мост; Кендзо Танге. Проект застройки Токийского залива; К. Леду. Проект колёсной мастерской для города Шо.