Художественный язык конструктивных искусств.

В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (4 ч)

Исторические аспекты развития художественного языка конст­руктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до инду­стриального градостроительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зда­ний и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.

Здание — объект в пространстве, в градостроительстве. Пони­мание архитектуры как объёмно-пространственного художествен­ного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объёмно-пространственных композиций.

Тема. Объект и пространство.

От плоскостного изображения к объёмному макету.

Соразмерность и пропорциональность. 1

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение пло­скостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плос­костного изображения объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Формирование пони­мания учащихся проекционной природы чертежа.

Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных компози­ций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архи­тектурных объектов (вид сверху);

2) баланс объёма и поля на макете (1 прямоугольник—1 па­раллелепипед);

3) баланс объёмов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику ещё двух прямоугольни­ков и к одному параллелепипеду ещё двух параллелепипедов).

Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водо­эмульсионная краска.

Зрительный ряд: В. Кандинский. Чёрный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.

Тема. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. 1

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомо­гательные соединительные элементы в пространственной компо­зиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Задания: 1) прочтение линии как проекции объекта;

2) построение трёх уровней рельефа;

3) добавление архитектурного объекта в виде двух-трёх парал­лелепипедов. Достижение композиционного взаимосочетания объ­ектов, их сомасштабности друг другу и пространству макета.

Материалы: картон, бумага, малоформатные объёмы (коробоч­ки, баночки и пр.), карандаш, клей.

Зрительный ряд: иллюстрации из «Краткой энциклопедии ди­зайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции».

Тема. Конструкция: часть и целое.

Здание как сочетание различных объёмных форм.

Понятие модуля. 1

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесо­образности конструкции. Модуль как основа эстетической цель­ности постройки и домостроительной индустрии.

Задания: 1) соединение объёмов, составляющих здание спосо­бом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникно­вения (агрессивное соединение);

2) создание макета дома, построенного из модульных объёмов (3—4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.

Зрительный ряд: журналы, открытки с изображениями архи­тектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитек­тура XX века».

Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания. 1

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон­тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архи­тектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использо­вание элементов здания в макете проектируемого объекта.

Задания: 1) проектирование объёмно-пространственного объ­екта из важнейших элементов здания;

2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по вообра­жению) архитектурных элементов здания по отдельности или все­го здания целиком.

Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаш, бумага.

Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; фотогра­фии Триумфальной арки, Кремля, Грановитой палаты в Москве, 11саакиевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра и Риме.

Тема. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.

Наши рекомендации