Виды изобразительного искусства и основа их образного языка
Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств 1
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность. Рембрандт, Фаворский. Гончаров.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества 1
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).
Материалы: карандаши разной твёрдости, уголь, чёрная тушь и палочка, бумага.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).
Тема. Линия и её выразительные возможности 1
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков травы, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмина, О. Верейского, И. Голицына и др.
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен 1
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: тёмное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: чёрная и белая гуашь, кисти, бумага или бумага для аппликаций, клей.
Зрительный ряд: европейские гравюры и офорты XVII— XVIII веков, графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н. Тырсы и др.
Тема. Чёрное и белое – основа языка графики 1
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: тёмное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Зрительный ряд: Рембрандт, Фаворский. Гончаров.
Материалы: Формат А4 или белый картон, подготовленный под граттаж. (натереть свечой, покрыть чёрной тушью или гуашевой краской с мылом)
Тема. Цвет. Основы цветоведения 1
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.
Тема. Цвет в произведениях живописи. Основа цветоведения 1
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов: В. Ван Гог. Ирисы; Караваджо. Корзина сфруктами; И. Хруцкий. Цветы и плоды; И. Грабарь. Хризантемы; К. Коровин. Цветы и фрукты, На берегу моря; С. Герасимов. Сирень; А. Пластов. Сенокос (фрагмент).
Тема. Объёмные изображения в скульптуре 1
Выразительные возможности объёмного изображения, связь объёма с окружающим пространством и освещением художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Задание: объёмные изображения животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра — работы В. Ватагина, И. Ефимова и др.; В. Серов. Рисунки животных; А. Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.
Тема. Основы языка изображения. Обобщение изученного материала. 1
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.