ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 ч)
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.
Тема. Зачем людям украшения 1
Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности»
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль её хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времён и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль.
Тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 3
Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древнеегипетской символики.
Литературный ряд: мифы Древнего Египта.
Тема. Одежда «говорит» о человеке 3
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).
Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остаётся та же — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Задание: индивидуально-коллективная работа — создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).
Материалы: бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти большие и маленькие.
Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определённой эпохе.
Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы. О чём рассказывают нам гербы Рязанской области. 2
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
Задание: создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.
Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы русских городов», изобразительный материал с примерами современных эмблем.
Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) 1
Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времён, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие задания, например рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюмов, или задания на развитие чувства стиля.
На каникулах дети должны присмотреться к образцам современного декоративного искусства в фойе кинотеатра, в общественных зданиях разного назначения. Желательно посетить музей декоративно-прикладного искусства или выставку произведений современных профессиональных художников-мастеров декоративно-прикладного искусства.
IV ЧЕТВЕРТЬ