V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам.

Изучение предмета ведется в соответствии с учебно-тематическим планом. Педагогу, ведущему предмет, необходимо творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего развития учащихся, количество учеников в

группе, их возрастные особенности. При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует от преподавателя знания программ смежных предметов («Беседы об искусстве», «Живопись», «Рисунок», «Композиция станковая»). В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени. Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми явлениями в изобразительном искусстве, посещали выставки, участвовали в культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания с практической познавательной деятельностью. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой об изобразительном искусстве, интересных явлениях, с журнальными и газетными статьями. Методика преподавания предмета опирается на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренной выставки, фильма, информации, полученной из Интернета, прочитанной статьи.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и

основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу и

виды заданий могут определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей

ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, художественными альбомами, видеоматериалами,а лекционными материалами, подготовленными преподавателем в соответствии с программными требованиями по предмету.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка докладов, рефератов;

- посещение учреждений культуры (выставок, театров, концертных залов и

др.);

- участие обучающихся в выставках, творческих мероприятиях и культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Цель самостоятельной работы: формировать у учащегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формировать

умение использовать справочную и специальную литературу, формировать

аналитические способности.

Как форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа

выполняет несколько функций:

 образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся),

 развивающую (развитие познавательных способностей учащихся –

их внимания, памяти, мышления, речи),

 воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной

деятельности, навыков культуры умственного труда, формирование умений

самостоятельно добывать знания из различных источников, самоорганизации

и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Выполнение самостоятельной работы (подготовка сообщений,

написание докладов, рефератов) учащихся:

- способствует лучшему усвоению полученных знаний;

- формирует потребность в самообразовании, максимально развивает

познавательные и творческие способности личности;

- формирует навыки планирования и организации учебного времени,

расширяет кругозор;

- учит правильному сочетанию объема аудиторной и внеаудиторной

самостоятельной работы.

Методически правильная организация работы учащегося в аудитории и

вне ее, консультационная помощь, обеспечение учащегося необходимыми

методическими материалами позволяет эффективно организовать

внеаудиторную работу учащихся.

Контроль со стороны преподавателя обеспечивает эффективность

выполнения учащимися самостоятельной работы.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список рекомендуемой учебной и методической литературы

1. Александров В.Н. История русского искусства. - Минск: Харвест,

2. Арган Дж. К. История итальянского искусства: Античность.

Средние века. Раннее Возрождение. Т.1. - М: Радуга, 1990

3. Арган Дж.К. История итальянского искусства: Высокое

Возрождение, барокко, искусство 18 века, искусство 19 века - начала 20 века.

Т.2. - М: Радуга, 1990

4. Борзова Е.П. История мировой культуры. - С-Пб: Лань, 2002

5. Вёрман Карл. История искусства всех времен и народов: Искусство

16-19 столетий. - М: АСТ, 2001

6. Гнедич П.П. История искусства. - М: АСТ, 2009

7. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения:

14-15 столетие. Т.1. - М: Искусство, 1978

8. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения:

столетие. Т.2. - М: Искусство, 1978

9. История советского искусства: Живопись, скульптура, графика. - М:

Искусство, 1965

10. История русского и советского искусства: Учеб. пособие для

вузов. - М: Высшая школа, 1989

11. История искусств: Франция, Испания. Искусство 19 века. Т.1. С-Пб:

ДБ, 2003

12. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. - М:

Высшая школа, 2004

13. История искусства: Художники, памятники, стили. - М: АСТ,

14. История русского искусства: Конец 18 – начало 20 века. Т.2. Кн.

2. - М, 1981

15. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М:

Высшая школа, 1990

16. Любимов Л.Д. История мирового искусства. Древний мир.

Древняя Русь. Западная Европа. - М: Астрель, 2006

17. Овсянников Ю. История памятников архитектуры: От пирамид

до небоскребов. - М: АСТ-ПРЕСС, 2001

18. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. - М:

Архитектура-С, 2004

19. Рябцев Ю.С. История русской культуры. ХХ век: Учеб. пособие. -

М: ВЛАДОС, 2004

20. Сарабьянов Д. История русского искусства конца 19 - начала 20

века. - М: Галарт, 2001

Перечень средств обучения

1. Технические средства обучения: видеомагнитофон, компьютер,

проигрыватель

2. Другие средства обучения:

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты,

плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,

интерактивные доски;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,

мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные

ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,

аудио-записи

3. Авторские презентации преподавателя по темам программ.

Наши рекомендации