Раздел 2. искусство западной европы xix века

2.1. Франциско Гойя.

Сформировать представление о творчестве Ф. Гойи, отразившем героическую борьбу и трагическую судьбу испанского народа. Рассказать о реакционном характере испанского абсолютизма; познакомить с творчеством Гойи. Цветовая и световая напряженность полотен художника. Реалистическая сущность и фантастическая форма серии офортов «Каприччос».

Самостоятельная работа: составить рассказ о творчестве художника,

перечислить основные произведения.

2.2.Искусство революционного романтизма во Франции

На примере творчества Давида и Энгра углубить понятие о стиле «классицизм», сформировать понятие о стиле «неоклассицизм». Показать, что новые требования жизни Франции конца 18 – начала 19 века вызвали потребность в новом искусстве, новом языке, новых выразительных средствах. Особенность творчества Жака Луи Давида: слияние античных

традиций, эстетики классицизма с идеями политической борьбы. Понятие о

«революционном классицизме». Римская античность как идеал французского

буржуазного общества. «Клятва Горациев» как провозглашение новых

эстетических взглядов. Картина «Смерть Марата» - пример превращения

бытового жанра в жанр исторический. Давид как придворный художник.

Портретная галерея Давида. Жан Огюст Доменик Энгр - один из выдающихся мастеров классицизма в живописи.

Самостоятельная работа: подготовить сообщения о творчестве Энгра.

2.3. Искусство революционного романтизма во Франции

Сформировать понятие о романтизме как мощном художественном течении во французском изобразительном искусстве. Показать, как основные черты романтизма воплотились в художественных произведениях Жерико, Делакруа. Возникновение романтического искусства как оппозиция классицистической школе Давида, оппозиция официальной идеологии эпохи реакции. Борьба «Школы» с романтиками, отрицание их художественного языка. Теодор Жерико - мастер героических монументальных форм,

соединивший в творчестве классицистические черты, черты романтизма и

мощное реалистическое начало. «Учителя» Жерико – Караваджо, Тициан,

Рембрандт, Веласкес. Анализ одной из картин художника. Эмоциональное

напряжение, динамика, реалистическое обобщение в произведениях Т. Жерико «Офицер конных егерей», «Плот Медузы». Эжен Делакруа как истинный вождь романтизма. Интерес к произведениям Данте, «Ладья Данте». Анализ картины «Хиосская резня», полной истинного драматизма. Отражение влияния Байрона в полотне «Смерть Сарданапала». Анализ картины «Свобода на баррикадах». Горельеф Ф. Рюда «Марсельеза» («Выступление добровольцев в 1192 году») на Триумфальной арке в Париже.

Самостоятельная работа: доказать, что в творчестве художника

одновременно могут сосуществовать черты разных стилей и направлений.

2.4. Романтизм в Англии. Прерафаэлиты

Сформировать понятие о национальных особенностях английского

романтизма. Показать связь английского искусства XVIII – XIX веков с событиями общественно-политической и экономической жизни Англии данного периода. Доказать, что английское искусство вливается в мировое искусство со своим национальным лицом, со своим восприятием действительности, со своим мировоззрением и своей формальной системой.

Познакомить учащихся с особенностями творчества прерафаэлитов. Особенности творчества Джона Констебла, его этюды, их самоценность.

Работа на пленэре. Мастерство в передаче мгновенного состояния природы.

Творчество Уильяма Тёрнера как непревзойденного мастера акварели,

техники, ставшей наиболее любимой английскими художниками – романтиками. Тёрнер и Констебл как предшественники импрессионистов.

Братство прерафаэлитов, их преклонение перед искусством мастеров раннего

итальянского Возрождения. Неприятие ими современной цивилизации. Близость к романтикам.

Самостоятельная работа: индивидуальные задания по анализу

произведений Тёрнера, Констебла, сбор информации о достижениях

художников-прерафаэлитов в декоративном искусстве, в искусстве

оформления книги.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

знание основных этапов развития изобразительного искусства; первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знание основных понятий изобразительного искусства; знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве; сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в

сфере изобразительного искусства; умение выделять основные черты художественного стиля; умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник; умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников; навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного

художника; навыки анализа произведения изобразительного искусства.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "История изобразительного искусства" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. Особым видом аттестации учащихся является итоговая аттестация. В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, контрольные письменные работы. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Форму и время проведения промежуточной аттестации по истории изобразительного искусства образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Это могут быть контрольные уроки, зачеты, экзамены, проводимые в виде устных опросов, написания рефератов, тестирования. Также мероприятия по проведению текущей и промежуточной аттестации могут проходить в других формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему или письменной работы, интеллектуальных игр, что будет способствовать формированию навыков логического изложения материала. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Средства, виды, методы текущего и промежуточного контроля:

-контрольные работы,

-устные опросы,

-письменные работы,

-тестирование,

-олимпиада.

Учебный план предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.

Итоговая аттестация

По завершении изучения предмета "История изобразительного искусства" проводится итоговая аттестация в конце 5 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся

определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Требования к выпускным экзаменам определяются образовательным учреждением самостоятельно. Образовательным учреждением разработаны критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

2. Критерии оценки:

Оценка 5 «отлично»

1. Легко ориентируется в изученном материале.

2. Умеет сопоставлять различные взгляды на явление.

3. Высказывает и обосновывает свою точку зрения.

4. Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать

выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на

поставленный вопрос.

5. Выполнены качественно и аккуратно все практические работы.

6. Записи в тетради ведутся аккуратно и последовательно.

Оценка 4 «хорошо»

1. Легко ориентируется в изученном материале.

2. Проявляет самостоятельность суждений.

3. Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает

неточности, недостаточно полно освещает вопрос.

4. Выполнены практические работы не совсем удачно.

5. При ведении тетради имеются незначительные ошибки.

Оценка 3 «удовлетворительно»

1. Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки, не

проявляет способности логически мыслить.

2. Ответ носит в основном репродуктивный характер.

3. Практические работы выполнены неэстетично, небрежно, с ошибками.

4. Записи в тетради ведутся небрежно, несистематично.

Наши рекомендации