Раздел 1.Искусство западной Европы 17 века.
1.1.Творчество Караваджо
Сформировать представление о том, что революция Караваджо в области формы и иконографии живописи явилась результатом радикального изменения отношений между художником и внешним миром. Познакомить с деятельностью Караваджо, раскрыть провокационный характер его образов: до Караваджо Иисус Христос и другие святые изображались на картинах девственно чистыми и непорочными, их образы идеализированы, чтобы завоевать сердца верующих. Именно в это время Микеланджело Меризи да Караваджо начинает создавать свои знаменитые работы. Он говорит, что слава Евангелия состоит в том, что Спаситель был сделан из плоти и крови. И он рисует его, других святых земными и плотскими, как никто до него. Его модели взяты с улиц, таверн, рынков и борделей. Караваджо переворачивает привычные представления о живописи, делая ее более реальной и осязаемой. Натурализм, изображение фигур в натуральную величину, падающий свет, экспрессия светотени помогают добиться иллюзии реальности происходящего на картинной плоскости. Оптический эффект становится основным фактором передачи идеи произведения. Светотень, доведенная до предельной выразительности, является важнейшим композиционным фактором в творчестве Караваджо. Свой метод художник внедрил в исторический жанр. Отвергая иконописные каноны, сцены священных деяний он превращает в «натурную постановку», придает им характер застывшего мгновения и насыщает их как бы документальной убедительностью. Караваджо «Призвание Матфея». Действие света равносильно действию слова. Рассказать о личности художника. Познакомить с основными произведениями. «Юноша с корзиной фруктов», «Вакх», «Лютнист». Главное в его произведениях – не повествование, а характерный типаж. Обратить внимание на материальность и законченность каждой детали картин. Картина «Корзина с фруктами» - как первое и одно из самых красивых произведений жанра натюрморт. Анализ композиции «Отдых на пути в Египет». «Обращение Павла». «Смерть Марии». Для того чтобы почувствовать суть реформы Караваджо, можно предложить учащимся сравнить характерное произведение эпохи Возрождения и типичную картину художника. Например, образы людей с портретов Рафаэля и образ Христа с картины Караваджо «Трапеза в Эммаусе». Сделать вывод о том, что на портретах эпохи Возрождения человек смотрится величественным, как Бог, а на картине Караваджо Бог и святые похожи на простолюдинов. В заключение рассказать о том, что влияние Караваджо на европейскую живопись шло двумя путями: с одной стороны, свобода в трактовке библейского сюжета, с другой стороны, точное следование живописной манере художника.
Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве художника, перечислить основные произведения; посмотреть в Интернете документальный фильм о творчестве Караваджо.
1.2.Искусство Испании XVII века.
Сформировать представление о «золотом веке» испанской живописи XVII века, о творчестве гениального художника Диего Веласкеса. Познакомить с особенностями исторического развития Испании. Рассказать о творчестве Эль Греко; раскрыть трагический характер его образов. «Пейзаж Толедо», «Лаокоон» (1610), «Похороны графа Оргаса»(1586). Рассказать о расцвете испанской реалистической живописи, выявить народную основу творчества Х. Риберы «Св. Инесса» (1641), «Хромоножка» (1642); материальную достоверность и возвышенность художественных образов, созданных Ф. Сурбараном: «Отрочество Марии» (1641 – 1658), «Молитва св. Бонавентуры» (1629), «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633). Рассмотреть творчество Д. Веласкеса - вершину испанской реалистической живописи. Композиционное и колористическое мастерство Веласкеса: «Завтрак» (1617), «Менины» (1656), «Пряхи». Портреты кисти Веласкеса. «Портрет Филиппа IV» (1628), «Портрет Иннокентия Х» (1650), «Портрет шута Себастьяна Моро» (1648). Историческая живопись: «Сдача Бреды».
Самостоятельная работа: индивидуальные задания по анализу картин
Веласкеса.
1.3.Искусство Фландрии XVII века
Сформировать представления о фламандской школе живописи XVII
века; о реалистической основе и огромной жизнеутверждающей силе
творчества П.Рубенса, о творчестве А. Ван Эйка, Я. Йорданса, Ф. Снейдерса.
Раскрыть разностороннюю одаренность Рубенса, его живописное
мастерство (контрастность, напряженность, динамичность образов);
особенности личности. П. Рубенс. «Пейзаж с возчиками камней» (утро, день,
вечер в одном произведении). Ритмическая организация изображения. Ритм –
как средство, обеспечивающее пространственно-временное единство
произведения искусства, при этом ритм одновременно диктует принцип его
восприятия. Стремление А. Ван Дейка воплотить в портретах идеал духовно
утонченной личности. Реалистические традиции, жизнелюбие в живописи Я.
Йорданса. Натюрморты Ф. Снейдерса.
Самостоятельная работа: анализ одного из произведений Рубенса.
1.4. Французкое искусство 17 века. Стиль Классицизм. Никола Пуссен и Клод Лоррен.
Сформировать понимание принципов классицизма, воплощенных в живописи. Рассмотреть картины Пуссена, отметить, что в них преобладала античная тематика, даже его пейзажи населены мифологическими героями, которые выступают символом одухотворенности мира. Отметить, что принципы классицизма проявились и в композиции работ художника: она простая, логичная, упорядоченная. Четко отделены пространственные планы, такое разделение подчеркивается и цветом. «Пейзажная трехцветка» в картинах Пуссена. Художник о роли цвета в картине. Школа живописи Пуссена. Сопоставление творчества двух французских художников –классицистов. Своеобразие пейзажей Лоррена: тонкость колорита, виртуозно построенная перспектива, игра тонов, изображение воздуха и света на холсте. Лоррен как основоположник традиций французского пейзажа. Негативное воздействие норм и правил в художественном творчестве на развитие искусства Франции. Сюжет должен быть лишь из истории, Библии или мифологии; деление композиции на четкие планы; ориентация при выборе пропорций и объемов фигуры лишь на скульптуры античных мастеров; образование должно было проходить лишь в стенах академии.
Самостоятельная работа: сопоставить фрагменты эпоса Овидия «Метаморфозы» и картины Пуссена «Царство Флоры».
1.5.Искусство Франции XVIII века. Стиль рококо
Сформировать представление о кризисе абсолютизма во Франции;
основополагающее влияние философии просветителей; о сложении стиля
рококо как ответвления угасающего барокко.
Познакомить с реалистической наблюдательностью, передачей
психологической сложности чувств в произведениях А. Ватто. Выявить
трепетность мазка, богатство тончайшей цветовой гаммы в картинах Ватто.
Пасторальный жанр в творчестве Буше.
Самостоятельная работа: подготовка сообщений о картинах Ж. Б.
Шардена.
1.6.Живопись и скульптура французского сентиментализма и
классицизма XVIII века
Сформировать представление о французском сентиментализме и о
возникновении новой волны классицизма. Познакомить с убеждением философа Дидро о том, что искусство призвано исправлять нравы; картинами Жана Батиста Греза (1725 – 1805), носящими морализаторский характер. Ж. Б. Грез «Паралитик» (1763). Ощущение динамики и праздника жизни в творчестве О. Фрагонара – мастера рисунка и тонкого колориста. Связь с рококо в заостренно- пикантных и вместе с тем ироничных ситуациях. О. Фрагонар «Качели» (1767), «Поцелуй украдкой» (1870-е). Страстность переживаний, душевная взволнованность, творческая импульсивность портретов. О. Фрагонар «Портрет Дидро», «Вдохновение» (1769).
Рассказать об изменении в скульптуре в середине XVIII века: повороте
к реализму, сопровождавшемуся поисками героических образов, обращением
к античности. Высокие достижения монументальной пластики XVIII века в
творчестве Этьена Мориса Фальконе (1716 – 1791). Образ идеальной личности, законодателя страны, о котором мечтали просветители XVIII века.
«Медный всадник» в Санкт-Петербурге (1766 – 1782). Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека в скульптурных портретах Антуана Гудона (1741 – 1828). Мраморная статуя
восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781).
Самостоятельна работа: сделать записи в тетради; подготовить отовить
сообщение о создании «Медного всадника».
1.7.Английская школа живописи XVIII века
Сформировать представление о влияние английского Просвещения на
культуру Англии XVIII века. Раскрыть обличительный характер искусства У. Хогарта, сочетающийся с буржуазным морализированием. Создание высокого героического идеала человека своего времени в творчестве Джошуа
Рейнолдса - живописца и теоретика искусства. Поэтичность, мечтательность.
Одухотворенность образов и виртуозность исполнения в портретах Томаса Гейнсборо.
Самостоятельная работа: словарная работа; записать название картин и имена художников.