Коллективизм вместо соперничества
В большой группе заниматься лучше: дети зажигают друг друга, создается более стабильное настроение, хорошие почти всегда сплачиваются против плохих. Дети получают друг от друга полезные идеи. Уже тем, что преподаватель не перегружает детей своим вниманием, он дает им свободу воздействия друг на друга… Ребенок учится работать в группе, а группа ¾ это целое, в ней нет конкуренции… Так проще преодолевать трудности, возникающие из-за нехватки материалов, помогая другим, направляя и ограничивая себя, где нужно.
Замечательная группа блока VI хочет заниматься живописью. Не хватает кистей, красок, планшетов. Мальчики… должны знать, что здесь принимают всех, независимо от степени одаренности. Они сами разбиваются на группы, ждут очереди. Они признают превосходство тех, кто страстно интересуется живописью, готовы стоять за их спиной и помогать. Подготовка планшетов, смешивание красок ¾ это их вполне устраивает. Самостоятельно или по чьему-то совету они находят применение своим силам: один ведет список и организовывает занятия, распределяет материал и за это отчитывается, другой ведет журнал, третий «ассистирует» во время рисования или делает эскизы, кто-то отправляется на розыски материалов. Все чувствуют свою причастность к урокам и терпеливо ждут своей очереди рисовать.
Мальчиков становится вдвое больше. Кисти приходится одалживать. Раньше в этом доме пропадали бумага и картон, теперь ребята более благонадежны, и кроме того, удалось подвигнуть одаренных ребят на работу с младшими группами.
Дети, работающие самостоятельно, моментально забывают злой, насмешливый метод критики ¾ из жизни и взглядов другого можно извлечь много полезного. Ошибки, а точнее ¾ не совсем удовлетворяющие автора части выполняемого задания, дают стимул новым идеям. Посредством нахождения ненамеренного, случайного сходства обогащается запас форм. Таким образом, ребенок не теряет критичности, но перестает быть нетерпимым к своим и чужим попыткам.
Ритмические упражнения как организация группы
Поскольку меня часто спрашивают о ритмических упражнениях, хочу их здесь особо обосновать. Они служат в качестве подходящего средства для превращения толпы в рабочую группу, которая готова совместно отдаться делу, вместо того, чтобы мешать друг другу и портить работы. Как побочный результат, они призваны сделать руки и всего художника окрыленным и гибким. Помимо этого, ребенок таким образом извлекается из зрительной и мыслительной обыденности (позже мы увидим насколько это полезно), ему дается задача, полная игры и фантазии, которая притом может быть выполнена с большой точностью. Выполнение задания придает ребенку удовлетворение, а необходимое при этом внимание делает его собранным и делает его способным разграничить два разных впечатления (тона, напряженности линии), которые прежде были слиты. Должно ли это быть именно звуковое впечатление? Нет ¾ не обязательно, но важно, чтобы оно было простым, однозначным, варьируемым. Помимо этого, дети получают с помощью этого непривычного задания общий старт, звуковой сигнал, оно и веселит их, и настраивает на общую волну.
Темы и упражнения
Принцесса ¾ неудачное задание, однако и здесь проблескивает темперамент и озарение. Я хотела дать детям понятие о пропорциях. Я пыталась подойти к этой цели и предложила им нарисовать многоэтажный городской дом, виллу, крестьянский дом и хижину.
Абрис линий животных… которые доводятся до полного изображения... Отдельные линии рисуются по настроению, исподволь, по воодушевлению, дети же видят в этом что-то свое и дополняют рисунок до целого.
Звери, иллюстрирующие противопоставления, например, зверь круглый и угловатый ¾ свинья и олень, коза; большой и маленький ¾ слон и мышь; колючий и гладкий ¾ еж и заяц.
Тема «Пустыня». Рисунки на бланках. Среди мальчиков один отстающий. Плохо говорит, сначала не мог изобразить даже простого человечка, только пачкал бумагу. Теперь рисует прилично. Тема: «Дети в пещере». Преследование, каменоломня, пещера, принцесса…
Я называю все предметы, которые должны быть на рисунке, но не говорю, где они должны быть. Кроме того, я еще настаиваю на том, чтоб были нарисованы только те, что я упомянула дважды. Это никогда не выходит у того ребенка, который рисует лениво. Иногда мне удается неожиданно войти в контакт, например, когда я нарисовала одной девочке костюм для бабочки. В нем она чудесно играла на сцене и была довольна. Это и было причиной того, что эта девочка в этой теме наконец внезапно получила удовлетворение.
10. И последнее, ¾ как нам, взрослым, относиться к детям и их творчеству
Давайте не будем торопиться с окончательными суждениями о форме и содержании. Лучше рассмотрим рисунки с наслаждением и пользой, ¾ вглядимся молча, вдумаемся в то, что они в себе несут.
Наши предрассудки и притязания в отношении детских рисунков вытекают, по большей части, из ложных представлений о самом ребенке и о том, что он имеет сообщить. Взрослые закоренели в своих мнениях об «эстетических ценностях», они сами когда-то не справились со своими трудностями, просто подавили их в себе под действием страха. А теперь хотят как можно быстрей, в массовом порядке, уподобить себе детей! Но так ли уж мы счастливы и удовлетворены собой?
Ребенок не является недоразвитым взрослым. (Ратенау, как видно, именно по этому поводу сказал: «Аллегро ¾ это не цель для адажио, и финал ¾ не цель для вступления. Они следуют друг за другом по закону гармонии…»).
Претензии взрослых, даже тогда, когда они обоснованы, относятся к другим областям. Например, чистота, точность, способность к передаче определенного содержания принадлежат к области рисования геометрического орнамента и не имеют ничего общего с творческим рисованием.
Предписывая детям путь (а они развиваются вовсе не одновременно и однонаправленно), мы уводим их от собственных творческих способностей, а самих себя ¾ от понимания характера этих способностей…
Глина с характером
Алексей Лельчук
Внутренний мир
До семи лет ребенок живет в основном своим внутренним миром. Он не воспринимает окружающий мир как объективную реальность. У него в душе возникают и живут определенные образы, происходят какие-то события, и к ним ребенок относится, как к реальным. Окружающий мир он лишь воспринимает и изучает. Он не понимает правил, которые его окружают и не следует им. Требования родителей, цвет неба и травы, необходимость есть, спать и даже наличие силы тяжести для него поначалу случайны и непонятны. Он верит и подчиняется им только потому, что у него нет другого выбора. Постепенно в его памяти и душе откладывается запас впечатлений и правил, которые он начнет осознавать и пытаться приводить в систему только в девять-десять лет.
Художественное творчество ребенка до восьми лет не имеет ничего общего с идеей создания «художественного произведения» или воспроизведения реальности. Дети до восьми лет в своих работах выражают образы своего внутреннего мира. Воспроизвести окружающие вещи или события маленький ребенок может только так, как он его понял и почувствовал. Рисунки и другие художественные работы маленьких детей — это своего рода телеграф, по которому они транслируют во внешний мир свое внутреннее состояние. Кроме того, пытаясь воспроизвести на бумаге или в глине то, что ребенок увидел и узнал об окружающем мире, он закрепляет свои знания, привыкает к ним, осваивается в новых понятиях или событиях. Выражая свои переживания, страхи, ошибки, агрессию через рисунок или лепку, ребенок переживает их и освобождается от них, как будто бы ему пришлось пережить их по-настоящему. Радость, победу, уверенность в себе, доброту, любовь ребенок тоже может выразить через рисунок, и, таким образом, оформить и закрепить в своей душе. Чем больше у него будет возможностей выразить себя в рисунке или лепной работе, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс его психического становления.
Именно поэтому ребенок относится к художественному творчеству гораздо серьезнее, чем взрослый. Граница между нарисованным и реальным миром часто бывает размыта, нарисованные события ребенок часто переживает как реальные.
«Рисовальный телеграф»
До восьми лет не имеет смысла учить ребенка «правильно» рисовать или лепить окружающий мир. Гораздо важнее научиться разговаривать с ним по его «рисовальному телеграфу». Можно очень многое узнать о ребенке и о его внутреннем состоянии по его рисункам и другим работам.
Интересно, что «рисовальные телеграммы» можно не только получать, но и отправлять. Играя с ребенком в рисование, вступая в его нарисованный мир, взрослый может рисованными средствами повлиять на те или иные черты характера ребенка. Деликатно исправляя, побуждая ребенка находить правильные, гармоничные решения рисованных ситуаций, взрослый исподволь помогает ребенку справляться с этими ситуациями и в реальной жизни.