Перевод и обработка Елены Макаровой
Чего следует ожидать от творческого рисования?
Прежде всего, выражения всемогущей свободы…
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача ¾ освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности…
Скудность материалов и технических средств здесь компенсируется талантом педагога… Бедность ребенка в средствах самовыражения ¾ более существенная проблема.
Уже красота материала для рисования, красота чистого листа вызывает жажду творчества. А клякса или запачканное место еще усиливает ее.
При самостоятельном выборе, поиске и обработке формы ребенок развивает волю, искренность, фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Так прокладывается путь к красоте даже в том случае, когда сиюминутный результат выглядит неудовлетворительным.
Учитель, воспитатель должен быть предельно сдержан в оказании влияния на ученика
Ребенку можно многократно показывать произведения как старого, так и современного искусства всевозможных видов, любые изображения с натуры. Это его только обогатит. Он сам выберет, что ему нужно. Только не навязывать ему своего мнения! Он податлив и доверчив, он реагирует на любое указание, ведь так ему проще достичь результата. Он верит, что «взрослыми средствами» он выиграет соревнование, которое ему навязано. Но тогда он отойдет от себя, от своих потребностей, и больше не сможет непосредственно выражать то, что переживает, а в конечном итоге забудет и само это переживание…
Я верю, что руководить можно лишь процессом, и правильный, свободный процесс приведет к верному результату… Почти все мы знаем по школьному опыту ¾ то, что было закрыто на засов на уроках рисования, не отомкнуть, с огромным трудом, и значительно позже.
Учитель, воспитатель должен придерживаться самой большой сдержанности в оказании влияния на ученика. Возможно, именно тот, кто обладает вкусом и художественными задатками, испытывая радость от силы и наивности работ ребенка, постарается закрепить его на определенной примитивности, или настаивать на определенном виде выражения, идет ли речь о каком-либо из «измов» или о серьезном академическом рисунке. А этого делать не нужно.
Ребенок свободен в выражении того, что он хочет сказать
Во-первых, ребенок свободен в выражении того, что он хочет сказать сам о себе; всплески, внезапные выплески любимых фантазий, богатство и бедность их, вплоть до всякой чепухи, не имеющие формы или на том языке формы, которым он владеет.
Наш выигрыш заключается в бесценной возможности видеть, в какой-то мере, как он проживает свой опыт (здесь желательна помощь психолога), а затем ¾ состояние его интересов, его предпочтения и знания.
Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями не нужно дирижировать. Этим можно не только потерять возможность войти в мир идей ребенка, но и лишиться взгляда, оценивающего степень его готовности к восприятию, его способности и психическое состояние, расположение духа. Если педагог обладает достаточным опытом в деле перевода из мира материальных следствий обратно в мир идеальных причин (из объектности ¾ обратно в причинность), то детские рисунки предоставляют в его распоряжение важный взгляд и нити для руководства в духовной жизни ребенка. В противном случае педагогу лучше положиться на повседневные наблюдения. Если ребенок не воспринимает жадно и с радостью всякое расширение его мира идей, не следует ему этого навязывать. Знания, навязанные ребенку, которые превышают его способности восприятия или даются в момент, когда он поглощен другими интересами, ребенок воспринимает как посягательство на его внутренний мир и отвечает на это скукой и неадекватным поведением.
Итак, следует все доверить самому ребенку, самое большое, что мы можем, ¾ предложить ему материал и побудить его работать. Всякие наши «художественные» оценки не имеют на этой стадии никакого смысла.
Воспитание вкуса
Сколько трудностей может возникнуть при столкновении с обыденным, привычным, я узнала и пережила весьма интенсивно в работе с группой девочек 10-12-лет. Большинство из них играло большими целлулоидными куклами-пупсами. Однажды мы решили сделать кукол, чтобы с ними сотворить что-нибудь общее, например, театр.
Девочкам это не нравилось ¾ некрасиво. Все хотели принцесс, и тем, что у них получалось, они были недовольны. В конце концов они показали мне пупсов, толстых, гладких, с длинными ресницами, подрумяненных. С ними наши тряпичные куклы, несомненно, не могли соревноваться. Я предложила из одной тряпичной куклы, сочтенной уродской, сделать фигуру для процессии ряженых, и вскоре настроение переменилось. Так у нас возникли куклы ¾ водовоз, кухарка, волшебник и звери, и даже работница туалетной службы.
Бесконфликтная, принимаемая некритично, бессодержательная «красота», вредит везде и всюду … Все, что противостоит «готовому изделию», даже за счет временного ущерба от потери чужого богатства форм, непережитой красоты, приветствуется нами ¾ народное искусство, примитивное искусство, современные художники, скульпторы, и через них ¾ старые мастера,понятые на основе собственной способности суждения и ума. Такая способность, самосознающая и стремящаяся проявиться через себя самое, без страха и подсмеивания ¾ вот новый источник творчества и цель наших занятий рисованием.
Лучшими союзниками против «готовой продукции», против заштампованных эстетических представлений, против застывшего в косности мира взрослых являются художники и дети…