Как «серийным мастерам» заниматься всем, что они любят
Модели жизненного устройства для «серийных мастеров»
Репертуарная модель
Подходящие виды деятельности для «серийных мастеров»
Агент по поиску талантов
Коуч по карьерному и личностному росту
Спортивный тренер
Учитель
Мотивационный оратор
Инструменты из сканерского набора
Дневник сканера
Теперь рассмотрим следующий тип последовательного сканера — это «и швец, и жнец». У сканеров этого типа совершенно иной подход к жизни, нежели у «серийных мастеров», но и в нем заложено важное рациональное зерно.
Глава 16
«И швец, и жнец»
Я весьма неплохо делаю массу вещей, но выдающихся достижений у меня нет ни в чем. Не верится, что когда-либо найду то, к чему буду испытывать страсть.
Я всегда надеюсь, что следующее мое увлечение окажется «тем самым» — станет моим призванием, будет блестяще получаться, вырастет в потрясающую карьеру.
Вы «и швец, и жнец»?
У вас намного больше сертификатов и дипломов, чем обычно бывает, — и все по разным дисциплинам?
У вас хорошо получается практически все, за что бы вы ни взялись?
Вы когда-нибудь думали, что проблемы решились бы, если бы вам хорошо удавалось только что-то одно?
Руководители и преподаватели всеми силами стараются удержать вас?
Вы замечали, что другие люди страстно увлечены тем, что вам просто нравится?
Любой работе вы предпочли бы обучение садоводству, покраску дома с друзьями или просто отличный день в кругу семьи?
Если вы ответили «да» на большую часть вопросов, то вы, вероятно, «и швец, и жнец» и, скорее всего, до настоящего времени испытывали из-за этого дискомфорт.
Причина в том, что никто, включая вас, не пытался выяснить, почему вы вечно скачете от одного занятия к другому, но нигде не добиваетесь мастерства. Вы знаете, что вам нравится учиться ради самого процесса учения, а также что вы склонны недооценивать то, что дается слишком легко (ведь все важные вещи — плод титанических усилий, не так ли?)
Кроме того, вам кажется, что все двери открыты, и неисчерпаемость выбора приводит вас в замешательство.
Вы не боитесь тяжелой работы, гордитесь, когда хорошо справляетесь с делом, вам нравится, что окружающие видят в вас умелого и надежного человека. Вы общительны и дружелюбны, любите помогать другим. Ваша добросовестность и ровный характер импонируют работодателям, педагогам и коллегам — все хотят, чтобы вы сотрудничали с ними на постоянной основе.
Но вы не перестаете искать свое единственное страстное увлечение и часто жалуетесь, что делать хорошо многое — не то же самое, что великолепно делать что-то одно. Вам хотелось бы страстно увлечься чем-то, чтобы наконец выбрать профессиональный путь.
Но, похоже, вы ищете не там, потому что сканеры вашего типа умеют относиться к делу с истинным энтузиазмом. Однако это дело редко становится работой и превращается в карьеру.
Там ли вы ищете свою любовь
Фил не оставляет попыток. Каждый раз, записываясь на новый учебный курс или устраиваясь на новую работу, он надеется, что это навсегда, потому что мечтает прекратить поиски и остановиться на одной профессии, одном образе жизни. Поначалу все выглядит отлично. Ему кажется, что он может быть счастлив, работая на этом месте, с людьми, которые ему нравятся. Но через некоторое время Фил понимает: текущая ситуация чем-то не устраивает его, и он снова начинает потихоньку собираться в путь.
Фил пробовал учиться в бизнес-школе. С успеваемостью все было отлично, но он понял, что не разделяет жизненных установок однокашников — его не привлекает возможность разбогатеть или стать вице-президентом чего-то, — так что через пару семестров он бросил школу. И после этого задумал стать инструктором по подводному плаванию, поскольку любил море, морских животных и был пловцом от природы. Он полагал, что на сей раз сделал правильный выбор, поэтому отправился на Багамы и начал тренироваться. Инструктор сразу отметил, что у Фила есть и склонность, и физические данные, чтобы профессионально заниматься подводным плаванием, о чем не замедлил сказать. В течение месяца Фил активно учился, потом в душу стало закрадываться знакомое неприятное чувство.
Это было совсем не так хорошо, как я ожидал. Не тянуло на единственный смысл жизни. Я очень расстроился и понял, что мои поиски продолжаются.
У Фила была способность к языкам, и он какое-то время жил за границей.
Преподавать английский в Японии я начал сразу после колледжа, и многое мне нравилось. Мы выбирались из класса и ездили на экскурсии или разучивали песни Боба Дилана. Директор предложил мне открыть дополнительную школу и управлять ею. Но на меня снова стало накатывать чувство: это оно и есть? То ли это, чего я действительно хочу?
Фотограф, экскурсовод, импортно-экспортные операции, одно за другим — чего только Фил не испробовал, но все заканчивалось одинаково.
Все мои друзья давно сделали карьеру — один я болтаюсь. Не понимаю, что со мной не так.
Он не одинок.
Марта. Мне уже пятьдесят один, а я так и не встретила то единственное занятие, которое поглотило бы меня целиком, как это бывает с другими людьми. Меня очень расстраивало, когда я видела, как друзья и коллеги со всем пылом отдают себя делу. Между тем я двадцать лет проторчала в семейном бизнесе, стала дипломированным психологом, какое-то время занималась социальной работой. Бросила это, получила образование в области информационных технологий — проработала по специальности пятнадцать лет. Теперь хочу уволиться и получить новое образование — педагогическое, чтобы преподавать математику в старших классах или колледже. Я всегда отлично справлялась со всем, за что бы ни бралась, но через некоторое время увлеченность пропадала, и становилось скучно.
То, что я выбирала, мне действительно нравилось, как нравились и мои разнообразные хобби (гольф, чтение, бодибилдинг, геология, путешествия), но ни к чему я не испытывала подлинной страсти и уставала, если слишком долго занималась чем-то одним.
По-моему, главный недостаток такого образа жизни — необходимость постоянно начинать с нуля.
Дебора. Мне очень нравится задаваться вопросами как и почему, разбираться дотошно в новой области деятельности — но едва я получаю ответы, желание углубляться дальше немедленно исчезает. Я пришла к выводу, что у меня так и не получится углубиться во что-нибудь.
Похоже на тупик, верно? Как справиться с неизбежным разочарованием в деле? У «швеца-жнеца» множество талантов, но это еще не все: они из тех, кто остается на посту и выполняет обещанное. Они всерьез работают и завершают свои дела. С такими качествами они должны бы преуспевать в бизнесе, или искусстве, или в любом другом виде деятельности — но это случается редко. Почему?
Потому что «сферы деятельности» и «профессии» совсем не главное для «швеца-жнеца». В реальности они не ищут «правильной» карьеры, даже если сами в это свято верят. Фактически «швецу-жнецу» подойдет любая приятная должность, если его устраивают зарплата, рабочие часы и коллеги. Его не смутит и требующая внимания монотонная работа, которая не всякому по душе. Для «швеца-жнеца» важно в первую очередь окружение, люди, с которыми он работает. А одерживать победы не важно. «И швец, и жнец» вообще не стремится преуспевать — он просто хочет быть счастливым. Лайонел — показательный пример:
Из-за чего я пробую то одно, то другое? Дело не в амбициях. Когда я намеревался получить сертификат по информационным технологиям, я думал: «Будет не только работа за хорошие деньги, но умные люди вокруг — вроде моих друзей в старших классах. Проверю, на что способен мой мозг, да и просто замечательно проведу время». Но обернулось все иначе, так что пришлось искать дальше.
Как Фил нашел свое дело
Фил устроился на низкооплачиваемую работу корректора в маленьком рекламном агентстве. Он так хорошо вылавливал и исправлял ошибки, что скоро был повышен до редактора. Как-то раз его попросили присоединиться к мозговому штурму — нужен был слоган для рекламы. Раньше он часто придумывал такое для собственного удовольствия, и у него неплохо получалось. Его стали приглашать постоянно и через некоторое время перевели в копирайтеры.
Однажды он заметил, что на корректуру вернулся уже выправленный им прежде текст. Тогда Фил разработал систему, позволяющую избегать подобных накладок в процессе редактирования. Кроме того, он написал инструкцию к одной из изученных им компьютерных систем.
Так как Фил знал несколько языков, его часто звали объясниться по телефону с иностранными клиентами. Он легко налаживал контакты, и его попросили заботиться о досуге клиентов, когда те приезжали в город. Поскольку Филу нравилось бывать в ночных клубах, слушать музыку и веселиться с друзьями, его культурные программы имели у клиентов успех — он знал лучшие рестораны, самые интересные достопримечательности (даже нашел музей обуви для дочери одного клиента!)
В течение первого года ему трижды поднимали зарплату.
— А вы хотели бы перейти на руководящую должность? — спросил начальник.
— Нет, совершенно не хочу, — ответил Фил, к большому удивлению руководителя.
— Но почему?
— Мне нравится все как есть. Это отличная компания и очень интересная работа. Вы даете мне возможность заниматься множеством разных вещей. У меня нет никаких претензий.
Во время нашей беседы он сказал:
Мне нравится приходить на помощь и спасать положение. Я занимался столькими разными вещами, что, как правило, знаю, как разрешить даже необычные проблемы. Думаю, в этом моя главная ценность как работника.
И Фил прав. Если бы существовала должность «самый ценный игрок в команде», то Фил идеально бы ей соответствовал. Сканеры этого типа практически без исключений обладают качеством, которое не упоминается в описаниях вакансий: умеют приходить на помощь, выручать других и спасать ситуацию.
Хилари, еще один представитель «швецов-жнецов», была очень рада услышать это о себе.
Пока вы не сказали, что я «спасатель», я не представляла, что через все, чем я занималась, проходит некая общая тема, повторяющийся паттерн. И даже тогда первым делом подумала, что это означает одно: мне нужно стать психотерапевтом или врачом, но желания получить такое образование не возникло — в этой сфере я чувствовала бы себя изолированно. Мне нравится приходить на помощь и решать проблемы, видеть радостные улыбки и общаться с людьми.
Марк, еще один «и швец, и жнец», согласен с ней:
Если бы я определял свой тип, то, скорее всего, это был бы кутила, компанейский парень без царя в голове, из тех, что пытаются перепить других в пивном состязании. Я знаю, что я не болван, но быть серьезным мне совершенно не хочется. «Решим проблему и пойдем играть» — вот мой девиз.
Если вы «и швец, и жнец», то запомните: с вашим резюме все в порядке — вы просто искали не в тех местах и, скорее всего, оценивали свои способности не по тем критериям. Ваша цель — не громкая должность и не огромная зарплата: больше, чем сканерам остальных типов, вам необходимо быть удовлетворенным жизнью.
Поставьте на эту главную потребность, и успех придет раньше, чем вы думаете.