С проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников
КАРТИНЫ
С проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛдля логопедов, воспитателей и родителей |
Серия «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГОПЕДИЯ»
Т.А. ТКАЧЕНКО
КАРТИНЫ
С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
ВЫПУСК № 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
И ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Москва Издательство ГНОМ и Д |
ББК74.3 Т48
ТКАЧЕНКО Т.Д.
Т 48 КАРТИНЫ С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ у ДОШКОЛЬНИКОВ.Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003-24с.+ 8с. цвет, вклейка. (Практическая логопедия.)
!5ВЫ 5-296-00270-9
Пособие содержит 8 цветных сюжетных картин, по материалам каждой из которых автором составлены рассказы, игровые упражнения, вопросы и задания. Необычный, проблемный сюжет картин является стимулом, который позволяет в процессе беседы эффективно совершенствовать у ребёнка логическое и творческое мышление, запас знаний и сведений, фантазию, лексико-грамматические представления, а также связную речь. Пособие адресовано воспитателям, логопедам, гувернёрам и родителям дошкольников 5-ти — 6-ти лет.
ББК74.3
©ТкаченкоТ.А.,2001
13ВЫ 5-296-00270-9 ©Оформление. 000 «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН С ПРОБЛЕМНЫМ СЮЖЕТОМ:
усиливает мотивацию к занятиям,
вызывает яркую эмоциональную реакцию,
стимулирует творческое и логическое мышление,
позволяет совершенствовать связную речь,
способствует пополнению знаний и сведений,
обеспечивает заинтересованное общение
взрослого и ребёнка.
ВСТУПЛЕНИЕ
Известный педагог К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». С классиком трудно не согласиться, но как практик с многолетним опытом уточню: в наше время далеко не каждая картина побуждает ребёнка к заинтересованному общению со взрослым!
Современный дошкольник привык к красочным игрушкам, ярким, динамичным мультфильмам, то есть сильным впечатлениям. Его уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру дети катаются с горки или собирают яблоки.
Всё же роль картины в обучении дошкольника по - прежнему велика. По мнению педагога Тихеевой Е.И., «...картины раздвигают поле непосредственного наблюдения... Образы и представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые даёт нам реальная жизнь... Однако видеть жизнь во всём её многообразии невозможно». И в этом смысле картина - прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством взрослых:
упражняют наблюдательность;
совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие);
пополняют запас знаний и сведений;
развивают речь.
В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И.Соловьёвой, Ф.А.Сохина, Е.И.Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.
Известно, речь это не только средство общения , но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития и пр., то есть полиморфная деятельность. Осуществляется речь с помощью системы условных символов, имеющих для определённой группы людей тот или иной смысл. Эта система, называемая языком, едина для всех, кто ею пользуется.
Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого ещё не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.
Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение; при этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной..
В детском саду рассказывание по картине проводится воспитателями примерно 2-3 раза в месяц. С одной картиной, если её сюжет близок и интересен детям, педагог может работать несколько занятий.
Жан Пиаже, известный французский психолог, считал, что интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства - регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе на обучение. Если сюжет картин, используемых педагогом, занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно - следственные взаимосвязи, делать выводы.
Для картин, представленных в данном пособии, мы попытались смоделировать такие сюжеты, которые бы:
отражали интересное событие, интригующую ситуацию;
вызывали яркую эмоциональную реакцию;
побуждали к размышлению;
стимулировали фантазию;
способствовали заинтересованному общению ребёнка с взрослым.
Мы назвали наши сюжеты ПРОБЛЕМНЫМИ по нескольким причинам. Как известно, ПРОБЛЕМА-это сложный вопрос. В данном случае под сложностью сюжета мы подразумеваем, что для всестороннего его восприятия и осмысления требуются:
пояснения и помощь взрослого;
включение активной мыслительной деятельности ребёнка;
активизация воображения, фантазии и взрослого и малыша.
Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов.
В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений мы использовали вопросы. На них, общаясь со взрослым, малыш учится отвечать с самого раннего возраста, с них начинается открытие ребёнком мира. Становясь чуть старше, ребёнок сам задаёт бесконечные вопросы взрослым, а ещё позже учится задавать их самому себе.
По содержанию каждой картины мы составили различные вопросы. Задавать их следует последовательно, без пропусков и перестановок, в противном случае смысл некоторых может быть утерян. Ответы, требующие специальных знаний, мы поместили тут же, в скобках. Кроме того, мы классифицировали вопросы на те, которые помогают малышу: во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания и сведения, и, в-третьих фантазировать и сочинять.
Велика роль фантазии в воспитании современного ребёнка! По мнению психологов это первая ступенька к творчеству. А кому из взрослых не хочется, чтобы их дети выросли творческими, яркими личностями, людьми заметными, незаурядными! Вопросы и задания для развития воображения составляют ещё один этап в работе с пособием.
Ко всем картинам мы подобрали соответствующие стихи (авторы: М.Яснов, Б.Степанов, М.Бертенев, О.Бундур. А.Кондратьев, А.Береснев, Т.Ткаченко и др.). Их слушанье, анализ и заучивание помогут развить в детях чувства не только ритма, рифмы, но и юмора. Как известно, понимающие шутку, юмор дети обладают более высоким « умственным возрастом».
Для старших дошкольников важны задачи пополнения словарного запаса и совершенствования грамматического оформления речи. С этой целью мы предлагаем детям упражнения на подбор слов, составление предложений и рассказа.
Пересказ - испытанное средство для развития связной речи. Мы составили рассказы к каждой сюжетной картине, причём постарались сделать их не только правильными образцами в смысловом, грамматическом и лексическом отношении, но и своеобразными «помощниками» в создании атмосферы добра, теплоты, человеколюбия.
Мы рассказали о том, какую работу предполагается осуществлять делать с детьми по материалам пособия. Но не менее важно, как всё это делать. Единственное, что требуется от ребёнка для таких занятий, - это желание заниматься. Взрослому же для успешной работы потребуется определённая подготовка.
Что мы советуем не упустить педагогу или родителю? На чем сосредоточиться? Как подготовиться?
Отметим главное:
понимание недостаточности знаний малыша и наличия некоторых трудностей
настрой на общение, а не на поучение;
стремление к эмоциональному контакту с ребёнком;
заинтересованная манера обращения;
готовность принять и обсудить любые ответы и решения;
терпение;
творчество;
артистизм, умение перевоплощаться, импровизировать,
Для развития у детей ещё одной способности - к отвлечённому мышлению - мы снабдили описание каждого этапа работы УСЛОВНЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ, которые, надеемся, заинтересуют и ребёнка, и взрослого.
Уважаемые педагоги, дорогие родители! По мнению Ф.А.Сохина, «в старшем дошкольном возрасте заканчивается первый «университет», но ребёнок занимается сразу на всех факультетах». Надеемся, что использование нашего пособия поможет такому многоаспектному совершенствованию дошкольника. Успехов вам!
Отличник просвещения, логопед высшей квалификации
ТКАЧЕНКО Т.А.
АНАЛИЗИРУЕМ, РАССУЖДАЕМ
1.Какое время года изображено на картине?
2.Куда пришли мужчина и мальчик?
3.Что каждый из них держит в руках?
4.Для чего используется удочка? Из каких деталей она состоит? (Удилище, поплавок, леска, грузило, крючок.)
5.Почему к удилищу крепят не верёвку, а леску?
6.Для чего используют грузило?
7.Для чего нужен поплавок?
8.Что рыбаки насаживают на крючок? (червяка, зерно кукурузы, кусочек хлеба или немного специально сваренной каши)?
9.Как ловят рыбу с помощью удочки?
10.Для чего пойманную рыбу опускают в ведро с водой? 11. Что такое садок? Для чего он нужен? (садок — специальная сеть, в которой хранят пойманную рыбу.)
11. Кому из людей, изображённых на картине, легче поймать рыбу: мужчине или мальчику? Почему?
ПОПОЛНЯЕМ ЗАПАС ЗНАНИИ
1. Что, кроме удочки, используется для ловли рыбы? (Сеть, донка, невод, спиннинг, корзина. Подробнее об этом можно прочитать в специальных книгах.)
2. Чем ловят рыбу в море? (Для промышленного лова рыбы в море выходят специальные корабли «траулеры» С них в воду опускается огромная сеть — трал. Трал движется за кораблём и собирает сразу много рыбы.)
3. Чем морская вода отличается от речной? Как называется вода рек, прудов, озёр? (Пресная.)
4.Может ли одна и та же рыба обитать в реке и море? Почему?
5.Какие рыбы водятся в реке, пруду, озере, то есть в пресных водоёмах? (Карась, жерех, речной окунь, щука, лещ, уклейка. Подробнее о них можно узнать из специальных книг.)
6.В каких местах лучше всего ловить рыбу? (На берегу, где есть кусты или высокая трава.)
7.Если рыба долго не клюёт, надо продолжать ждать или переходить на другое место? (Переходить на новое место).
8. Какие растения можно встретить около реки? (Осоку, поручейник, рогоз, камыш, стрелолист, тростник и др. Подробнее о них можно узнать из специальных книг.)
9. Какие из растений являются водными? (Ряска, кувшинка белая, роголистник, кубышка жёлтая, пузырчатка и др. Подробнее о них можно узнать из специальных книг.)
10. Как следует вести себя при ловле рыбы, чтобы её не спугнуть? (Тихо, не шуметь, не бросать в воду посторонние предметы.)
11.Как помочь рыбе зимой? (в зимнее время рыбе подо льдом не хватает воздуха. Зимой очень важно делать проруби во льду, чтобы рыба дышала. Настоящий рыболов заботится о рыбе, а не только ловит её.)
12.Какие животные обитают вблизи реки? (Тритоны, лягушки, водяные полёвки, бобры, ондатры, выдры. Подробнее о них можно узнать из специальных книг.) Почему они селятся именно здесь? (Лягушки размножаются, откладывая в воду икру, тритоны прикрепляют к водным растениям яйца; водяные полёвки, выдры, ондатры и бобры прекрасно плавают, питаются водными растениями или рыбой, имеют норы либо хатки со входом под водой.)
13.Какие мелкие животные обитают в реках и других пресных водоёмах? (Раки, улитки, пиявки, пауки, водные скорпионы, водомерки, водяные жуки. Подробнее о них можно узнать из специальных книг.)
14.Какие птицы обитают вблизи водоёмов? (Озёрные чайки, цапли, утки, зимородка. Подробнее о них можно узнать из специальных книг.) Почему? (Все они питаются водными растениями, животными или рыбой.)
ФАНТАЗИРУЕМ, СОЧИНЯЕМ
1.Кем приходятся друг другу двое людей, изображённых на картине?
2.Откуда рыболовы прибыли на рыбалку? (Из города, сдачи, из села.)
3.Как они добрались до реки? (Пришли пешком, доехали на велосипеде, приехали на машине, на автобусе, на поезде.)
4.Для кого они ловят рыбу? (Для себя, гостей, соседей, друзей, для кошки.)
5.Что за водоём нарисован на картине? (Пруд, река, озеро.)
6.Что мог сказать мужчина, когда заметил у воды мальчика с удочкой?
7.Что мог сказать в ответ мальчик?
8.Как изменилась бы картина, если её действие происходило зимой?
9.Если бы на картине появилась кошка, что она стала бы делать?
10.Кто из зверей мог бы появиться около реки? Что он стал бы делать?
УЧИМ ШУТЛИВЫЕ СТИХИ
Разве рыбке страшен рак?
Вряд ли! Рыбке рак не враг!
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
На лужайке сидел рыболов
Терпеливо копал червяков
Увидал рыболова скворец,
Похвалил: «Настоящий отец!
Ищет корм даже лучше чем я...
Тоже, видно, большая семья!»
СКОРОГОВОРКА «ПРО КАРАСИКА»
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал карась: «Раскрась
Карасёнок, сказку!»
СЛУШАЕМ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ
На раскраске карасёнка
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят
Перекрасил в карасят!
Как-то, в выходной день мальчик Ванечка и его папа, жившие в небольшом городе, взяли удочки и отправились на поезде к ближайшему озеру половить рыбу. Было прекрасное летнее утро. Рядом с озером шумела листвой берёзовая роща. По воде плавали утки, над озером летали смешные стрекозы, похожие на вертолёты.
Папа сел на принесённую с собой скамейку, закинул в воду удочку и стал ждать. Только через час на его крючок попался карп, ещё через час второй. К обеду в пластмассовом ведре, стоящем у воды, плескались 3 рыбки.
Ванюша походил около папы, подумал и не стал закидывать свою удочку в озеро. Легко ли маленькому мальчику в таком огромном водоёме поймать рыбу? Он сел около ведра и опустил в него крючок с поплавком. «Теперь я смогу поймать столько же рыбы, сколько папа!» — подумал Ваня.
АНАЛИЗИРУЕМ, РАССУЖДАЕМ
1.На какой праздник люди наряжают в домах ёлки? Какими они могут быть? (Большими, маленькими, высокими, низкими, старыми, молодыми, густыми, настоящими, искусственными и пр.)
2. Откуда попадают в дом настоящие, живые ёлочки? (Их выращивают в специальных питомниках)
3.Можно ли рубить в лесу ёлки? (Нельзя.) Почему? питомниках каждый год высаживают новые ёлки вместо срубленных. А в лесу, на месте срубленной ёлки, не вырастет новое дерево.)
4.Чем искусственная ёлка отличается от настоящей?
5.Чем искусственная ёлка лучше настоящей? А чем хуже?
6.Как правильно собрать искусственную, складную ёлку? (Короткие ветки крепятся в верхней части ствола, более длинные — в нижней.)
7. Как в доме следует ставить живую ёлку, чтобы она не падала?(Сделать крестовину, воткнуть ёлку в ведро с песком.) Что такое крестовина?
8. Каким должен быть песок в ведре? (Сырым.) Почему? (Вода из песка в течение примерно двух недель будет впитываться деревом и не даст ёлочке засохнуть.)
9.Если живую ёлку поставить на крестовину, то что с ней произойдёт через несколько дней? (Она засохнет.)
10.Чем можно украсить новогоднюю ёлку?
11.Чем украсили ёлку дети, изображённые на картине?
12.Понравятся ли маме такие «ёлочные игрушки»?
13.Почему дети так любят новогодний праздник?
ПОПОЛНЯЕМ ЗАПАС ЗНАНИЙ
1. Почему именно ёлку наряжают люди на Новый год? (Этот обычай родился в древности,
причём появился не в России, а у жителей Англии и Германии. В далёкие времена люди в этих землях собирались для празднования Нового года в лесу, вокруг вечнозелёного дерева. Здесь они зажигали костры, пели, веселились. Дерево, зелёное весь год, в представлениях людей связывалось с победой жизни над смертью.)
2.Почему Новый год отмечают зимой, а не в другие времена года? (В Древней Руси Новый
год отмечали сначала весной, когда просыпается природа, затем осенью, после сбора урожая. Примерно 200 лет назад, когда в России правил царь Петр I, всем жителям страны было велено праздновать Новый год зимой, в последний день декабря месяца. Именно в этот день новогодний праздник уже отмечали в соседних с нашей странах.)
3.Давно ли в нашей стране начали наряжать к Новому году ёлки? (Это случилось примерно
200 лет назад. Тогда в России правил царь Пётр I. Он повелел жителям нашей страны наряжать на Новый год ёлки. Так делали в те времена люди в соседних странах)
4.Чем украшали ёлку в давние времена? (В бедных домах на ёлку вешали конфеты, баранки, яйца, орехи, то есть съедобные вещи. Когда заканчивался праздник, детям или ещё более бедным соседям раздавались украшения с ёлок. Бедные люди не могли купить настоящие ёлочные игрушки. Они были достаточно дорогими и очень красивыми. Изображали такие игрушки, кареты, дам и кавалеров в шикарных туалетах, ангелов, различных животных и пр. Каждая из игрушек делалась мастером индивидуально, то есть в одном экземпляре.)
5. А какие ёлочные игрушки были у твоих дедушек и бабушек, мамы и папы? (Во времена
дедушек и бабушек, да и сейчас тоже, ёлочные игрушки делают на фабриках. Большинство игрушек — стеклянные, простой формы. Их выдувают стеклодувы. Стеклянные заготовки — шары, наконечники, бусы и пр. — раскрашивают специальными красками вручную. На самые красивые и дорогие игрушки поверх основной краски наносят специальное покрытие или выпуклый рисунок. Такие игрушки блестят ярче других или светятся в темноте.)
ФАНТАЗИРУЕМ, СОЧИНЯЕМ
К новому году множество ёлок срубается, чтобы украсить наши дома всего на несколько дней. Потом эти ёлки выбрасываются или сжигаются. Может быть, тебе удастся придумать способ, помогающий спасти живые елки от гибели?
(В некоторых странах к новогоднему празднику уже можно купить маленькие ёлочки в горшках. Причём ёлку в горшок сажают вместе с корнями. После праздника заботливые люди не выбрасывают и не сжигают ёлочку, они высаживают её около своего дома. Такая ёлочка много лет может радовать своих хозяев!)
1.Где может быть мама изображённых на картине детей?
2.Кем эти дети приходятся друг другу?
3.Сколько человек живёт в этой квартире?
4.Почему не видно на ёлке настоящих ёлочных игрушек?
5.Придумай разговор между мамой и детьми.
6.Что по-твоему произойдёт потом? Останутся ли на елке необычные игрушки?
7.Чем их заменят?
8.Откуда возьмутся настоящие игрушки?
УЧИМ ШУТЛИВЫЕ СТИХИ
Наступает Новый год У ребят полно хлопот: Надо маски выбирать, Надо ёлку наряжать, В старую запрятать сумку Всем знакомым по рисунку, Чтоб остался в Новый год Без подарка только кот!
СЛУШАЕМ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ
До Нового года оставалось совсем немного времени. Сестрички Оля и Юля и их старший брат Кирилл с нетерпением ждали своего любимого праздника. В доме, посреди детской комнаты уже стояла живая, настоящая ёлка. Она пахла лесом, смолой, хвоей и этими волнующими запахами была наполнена вся городская квартира.
Детям не терпелось нарядить ёлку, но игрушки остались на даче, а мама с папой не спешили привозить их в город. Вдруг Кирилл увидел на туалетном столике блестящие, красивые предметы: мамины часы, браслеты, серьги, клипсы, бусы. «Ура! — радостно закричал мальчик, — я знаю, чем мы украсим ёлку!» Кирюша встал на стул около ёлки и громким командным голосом воскликнул: «Оля, готовь нитки! Юля, подавай украшения!» Девочкам ничего не оставалось, как подчиниться старшему брату.
Скоро новогодняя ёлка в детской комнате была украшена ярко, весело и, главное, необычно!
АНАЛИЗИРУЕМ, РАССУЖДАЕМ
1. Где живут мальчик и девочка, изображённые на картине: в городе или деревне? Из чего это видно?
2.Если они живут в соседних квартирах одного и того же дома, то как их можно назвать?
3.Кто из детей живёт на верхнем этаже, а кто на нижнем?
4.Где стоит девочка?
5.Где находится мальчик?
6.Что мальчик привязал к нитке шара? Для чего?
7.Чем надут шар? Будет ли он подниматься, если мальчик надует его сам с помощью выдыхаемого воздуха?
8.Как ты думаешь: поймает ли девочка шарик с конфетой? Почему?
9.Как назвать детей, которые обмениваются подарками?
10. Как мы можем догадаться о настроении детей? Какое у них настроение? Почему ты так думаешь?
ПОПОЛНЯЕМ ЗАПАС ЗНАНИЙ
1.Какие предметы, если их наполнить лёгким газом, могут подняться в воздух? (Шары, резиновые и пластиковые игрушки; предметы, сделанные из плотного и лёгкого материала, не пропускающего воздух.)
2.На каком предмете без мотора можно поднять над Землёй груз или даже человека? (На воздушном шаре больших размеров, аэростате, дирижабле, планере, водных лыжах с парашютом, дельтаплане и пр. Подробнее об этом можно узнать из специальных книг.)
3.Когда впервые воздушный шар поднялся в воздух? (Это было примерно 200 лет назад.) Где это произошло? (Во Франции.). Кого поднял первый в мире воздушный шар?(Петуха и барана.)
4.Когда человек впервые поднялся в воздух? (Вскоре после полёта животных, примерно 200 лет назад.) На чем? (На воздушном шаре.) Где это произошло? (Тоже во Франции.)
5. Для чего, кроме полётов человека, применяли в давние времена воздушные шары? (Для научных целей: исследований поверхности Земли, наблюдений за солнцем, облаками и пр., для военных целей: наблюдений за военным противником.)
6.В чем состоял недостаток воздушных шаров? (Они были неуправляемыми; летели туда, куда подует ветер.)
7. Через какое время после изобретения воздушных шаров они стали управляемыми? (Это случилось примерно через 70лет.) Где они были созданы? (Во Франции.) Как назывался такой шар? (Воздушный шар — аэростат овальной формы — назывался дирижаблем.) Как он управлялся? (На дирижабле действовал винт, похожий на пропеллер самолёта, а в движение он приводился небольшой паровой машиной. Подробнее об этом можно узнать из специальных книг.)
8. Как называется газ, который легче воздуха и помогает некоторым предметам подняться над Землёй? (Один из таких газов называется водород, другой — гелий.)
9. Может ли шар полететь вверх, если его наполнить обычным воздухом? (Может, но для этого воздух должен быть тёплым. Нагретый воздух легче обычного. Шар, наполненный таким воздухом, полетит вверх.)
10. Как воздушные шары наполняют тёплым воздухом? (В нижней части аэростата имеется отверстие, под ним прикреплена специальная горелка. Тёплый воздух от зажжённой горелки поступает в шар. Воздухоплаватели, которые находятся рядом с горелкой в большой корзине, регулируют величину пламени и таким образом заставляют шар подниматься быстрее или медленнее. При выключении горелки воздух остывает и шар опускается.)
ФАНТАЗИРУЕМ, СОЧИНЯЕМ
1.Где познакомились мальчик и девочка, изображённые на картине?
2.Как это случилось?
3.Эти дети ходят в школу или в детский сад? Как можно догадаться об этом?
4.Что крикнул мальчик девочке, отправляя шар?
5.Что ответила ему девочка?
6.Почему мальчик отправил девочке конфету, может быть у неё какой-то праздник?
7.Где находятся родители детей? Они тоже дружат между собой?
8.Если представить, что мальчик живёт этажом выше, чем девочка, то как в таком случае изменится ситуация, изображённая на картине?
УЧИМ ШУТЛИВЫЕ СТИХИ
У Розы на фартуке вышиты козы.
У девочки Тани — фартук с китами.
У Лены — олени.
У Дины — дельфины.
А у Алисы — рыжие лисы.
И в каждом кармашке лежат у детей
Конфеты... специально для этих зверей.
СЛУШАЕМ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ
Митя и Катя были соседями. Они ходили в одну школу, гуляли в общем дворе, жили в одном подъезде. Только Митя жил на 2-ом этаже, а Катя выше, на 3-ем. Как-то летним утром, когда все взрослые были на работе, Митя, высунувшись в открытое окно и задрав голову высоко вверх, крикнул: «Катька, пойдём на пруд купаться!» Девочка не спеша подошла к открытому окну, и, облокотившись на подоконник, нехотя ответила: «Не знаю, сейчас кино интересное будет. Сериал». Митя обиделся» но виду не подал.
Прошло минут пять. Вдруг девочка услышала громкий и радостный крик Мити: «Катька, принимай посылку!» Выбежав на балкон, Катерина увидела, как Митя выпускает из рук воздушный шар, к которому привязана огромная конфета. Девочка улыбнулась, протянула руки и тут же поймала подарок, переданный таким необычным способом. Она засмеялась, увидев этикетку на конфете, и воскликнула: «Ой, «Темпо», мои любимые!». Но, развернув обёртку, Катя обнаружила в ней... кусок пластилина. Внизу, высунувшись из окна, громко хохотал Митя.
IV. КАРТИНА «В ОГОРОДЕ.
АНАЛИЗИРУЕМ, РАССУЖДАЕМ
1.Где происходит действие картины? Как можно догадаться об этом?
2.Что расположено рядом с домом?
3.Для чего нужен огород?
4.В чём польза овощей?
5.Чем огород отличается от сада?
6.Для чего в огороде ставят пугало?
7.Почему для некоторых огородных растений люди сооружают теплицы и парники?
8.Какие овощи растут в земле? На земле? На кустиках?
9.Что из овощей мягкое? Большое? Круглое? Жёлтое? Зелёное? Синее? Мягкое? Твёрдое? Кислое? Горькое?
10.Какие блюда можно приготовить из картошки? Капусты? Свёклы? Тыквы? Баклажан?
11.Что из овощей можно есть в сыром виде?
12.Какие овощи не едят сырыми?
13.Как овощи сохраняют на зиму?
14.С чем любят играть молодые собаки? ( С мячиками.)
15.С чем собака перепутала тыкву? Какой овощ тоже похож на мяч?
ПОПОЛНЯЕМ ЗАПАС ЗНАНИИ
1. Все ли тыквы большие по размеру? (Нет, есть декоративная тыква, размером примерно с теннисный мяч.)
2. Какие известные растения являются родственниками тыквы? (Кабачки.)
3.Какие огородные растения называются корнеплодами?
4.Один из овощей, которые мы все едим, на самом деле является почкой.О каком овоще идёт речь? (О капусте.)
5.Какому из овощей в Румынии поставлен памятник? (Картофелю.)
6.Из плодов какого известного всем овоща производят сахар? (Из свёклы. Только это особый сорт: сахарная свёкла.)
7.Название какого из овощей в переводе с итальянского языка означает «золотое яблоко»? (Помидор.)
8. Почему помидоры лучше выращивать в теплице? (Помидоры, или томаты, — теплолюбивые и светолюбивые растения. Выращивание в теплице позволяет избежать охлаждения растений и, благодаря стеклянному или плёночному покрытию, даёт им много света.)
9. Чем теплица отличается от парника? (В парниках — постройках, накрытых плёнкой или стеклом — воздух нагревается солнцем, а в теплицах воздух подогревается с помощью искусственного отопления.)
10.В каких условиях можно сохранить овощи до весны? (В холодном месте помещёнными в сухой песок.)
11.Какие блюда готовят из сырых овощей? (Салаты, приправы, закуски.)
12.Попробуй назвать по 3 блюда, которые можно приготовить из каждого овоща.
13.Научное название какого из овощей, совсем не похожего на тыкву, « тыквина»? ( Это название плода огурца, данное, видимо, за сочность и большое количество семян внутри.)
14.Какое растение, встречающееся сейчас на каждом огороде и широко употребляемое в пищу, в древности выращивали только для украшения букетов? (Укроп.)
ФАНТАЗИРУЕМ, СОЧИНЯЕМ
1.С кем мальчик живёт в доме?
2.Кем работают его родители?
3.Где они находятся?
4.Кто занимается огородом?
5.Помогает ли родителям мальчик? Почему?
6.Как появилась у мальчика собака?
7.Как собака оказалась на огороде?
8.Как мальчик проводит время со своей собакой?
9.Во что можно играть с собакой?
10.Какую кличку можно дать этой собаке?
11.Что мальчик скажет собаке, когда та попытается сдвинуть тыкву?
12.Кого мальчик позовёт, чтобы посмотреть на забавную ситуацию?
УЧИМ ШУТЛИВЫЕ СТИХИ
Ваня шёл купаться с другом
И с большим красивым кругом.
Ваня плавал на кругу,
Друг стоял на берегу.
Думал друг:
«А если вдруг
Лопнет круг...
Утонет друг.
Подниму-ка лучше лай:
«Далеко не заплывай!»
ХИТРЕЦ
Что зажал хитрец — стручок
В свой зелёный кулачок?
Проще нет отгадки:
Там горошек сладкий.
По таинственным законам,
Не понятным до сих пор,
Огурец растёт ЗЕЛЁНЫЙ,
Рядом КРАСНЫЙ помидор,
Баклажаны СИНИЕ
Вместе с ЖЁЛТОЙ дыней...
А земля ЧЕРНЫМ-ЧЕРНА,
А земля на всех одна...
Зелёный маленький росток,
Ты невелик, я невысок;
И ничего, что мы тонки,_
Давай расти вперегонки.
СЛУШАЕМ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ
Летом Костик со своей собакой Дези отдыхал на даче. Целыми днями они вдвоём путешествовали по окрестным полям и лесам, гуляли, играли. Костик часто брал с собой небольшой жёлтый мяч, потому что ловить и приносить его хозяину Дези любила больше всего.
Как-то мальчик и его собака прогуливались около реки. После очередного броска Костика мяч случайно оказался в воде. Тут же течение подхватило его и понесло. Дези прыгнула в реку и поплыла доставать пропажу. Собака вертелась в воде как волчок, громко лаяла, но найти свою игрушку так и не смогла. С тех пор Дези повсюду высматривала пропавший жёлтый мяч.
Однажды собачка играла с новым мячом в огороде и оказалась на грядке рядом с небольшой жёлтой тыквой. Дези подбежала к тыкве, толкнула её лапой раз, другой; потом присела и стала громко лаять, не понимая, почему же этот жёлтый мяч никак не желает катиться.
АНАЛИЗИРУЕМ, РАССУЖДАЕМ
1.Что мальчик передаёт девочке?
2.По какому случаю мальчик дарит девочке цветы?
3.Когда люди дарят друг другу подарки?
4.Что приятнее: дарить подарки или получать их? Почему?
5.Что обычно делают с подаренными цветами?
6.Где можно взять цветы для подарка?
7.Приятно получить цветы, собранные собственными руками? Где можно их собрать?
8.Где, кроме магазина, рынка, киоска, можно взять цветы?
9.Какой подарок приятнее получить: цветы, купленные в магазине или собранные в поле? Почему?
10.Можно ли рвать цветы в скверах и парках, около домов и памятников и т.п.? Почему? Для чего в этих местах сажают цветы?
11.Понравится ли девочке, изображённой на картине, получить от мальчика именно эти цветы? Почему?
12.А если мальчик сам вырастил на клумбе эти цветы?
ПОПОЛНЯЕМ ЗАПАС ЗНАНИЙ
1. Когда знакомые друг другу мальчик и девочка встречаются на улице, кто должен первым поздороваться?
2. Правильно ли поступает девочка, которая не отвечает на приветствие знакомого мальчика? (Нет; если с тобой здоровается знакомый мальчик, следует ему ответить. Другое дело, если приветствие это произнесено небрежно, неуважительно, к примеру: «Чао, какао!» или «Эй, коротышка, салют!»)
3. Следует ли отвечать на приветствие незнакомого мальчика? (Приветствие — это начало разговора. Общение с незнакомым человеком, даже мальчиком, может оказаться опасным.)
4.Как нужно реагировать на приветствие незнакомца? (Ответить: «Извините, я вас не знаю», — и отойти от этого человека.)
5.За какие качества человек любит цветы? (За необыкновенную красоту, нежный запах.)
6.Где в городе можно встретить цветы? (Их продают около станций метро, на рынках, в киосках, палатках. Их выращивают в парках, скверах, на клумбах, вдоль шоссейных дорог и улиц, в больших бетонных горшках и на балконах домов.)
7.Что необходимо для роста и развития цветов? (Тепло, почва, влага, удобрения.)
8.Как сажают цветы в парках и скверах? (Для того, чтобы цветы в городе выросли и не погибли, их высаживают в землю в виде рассады. Рассаду выращивают в тёплых, хорошо освещенных помещениях. Во время роста её удобряют и поливают.)
9. В каких случаях люди дарят друг другу цветы? (В знак любви, уважения и благодарности, на дни рождения, семейные и всенародные праздники)
10.Какое из цветущих растений называют «царицей цветов»? (Розу).
11.За какие качества розе дано такое название? (За нежность, красоту, прекрасный запах и неприступность, ведь стебель розы покрыт шипами.)
12.Есть ли среди красивых цветов лекарственные растения? (Да, это ландыш, шалфей, календула, ромашка, пион и другие. Подробнее об этих растениях можно прочитать в специальных книгах.)
ФАНТАЗИРУЕМ, СОЧИНЯЕМ
1.Как могли познакомиться мальчик и девочка, изображённые на картине? (Учатся в одной школе, живут в одном дворе, в соседних квартирах и пр.)
2. Кто сделал во дворе такую красивую клумбу?
3. По какому случаю мальчик преподносит девочке цветы? (На день рождения, по случаю свидания, победы на конкурсе, в благодарность за доброе дело и пр.)
4. С какими словами мальчик преподносит девочке цветы?
5. Что отвечает ему девочка? Почему?
6. Какими словами девочка может объяснить мальчику, что он поступил неправильно?
7. Придумай разговор между мальчиком и девочкой.
УЧИМ ШУТЛИВЫЕ СТИХИ
Эти девчонки странные очень: Если мальчишка суме