Искусство декаданса. Философские и эстетические принципы. О. Уайльд и О. Бердслей.
Искусство декаданса
С конца 50-х гг. XIX в. искусство Западной Европы вступает в эпоху декаданса. Декаданс ( от фр. - упадок) в своем генезисе явление сложное и противоречивое, связанное с различными направлениями в художественной к культуре. Этот термин употребляется для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX начала XX века, отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Впервые эти черты проявились во французском символизме. Подобные настроения имели место и у различных представителей реализма, а также в эстетизме, и позже в модернизме. Резонно поставить вопрос: почему же в условиях восходящего капиталистического развития, в наиболее его мирный и стабильный период, на фоне блистательных успехов науки и техники в искусстве наступает эпоха декаданса? И вправе ли мы говорить в целом о кризисе культуры рубежа XIX-XX вв.? Какие перемены происходят в общественном сознании?
Господствующим тоном эпохи становится пафос познания. На смену концептуальным картинам мира приходит поклонение эмпирической реальности, данной в ощущениях. Происходит качественная перестройка общественного сознания в духе позитивизма. Позитивистское направление в гуманитарном познании было связано в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом и английским социологом Гербертом Спенсером. Позитивизм был направлен на освобождение научного знания от влияния философской метафизики и теологии, он отстаивал приоритет эмпирического знания, ориентировался на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.
Не вызывает сомнений связь натурализма и импрессионизма, возникших в недрах реалистического искусства, с позитивизмом. Небывалый прогресс естествознания приводил к идее о возможности применения в гуманитарной области принципов «позитивного детерминизма».
В отличие от реализма, который, несмотря на свой критический пафос, был пропитан «тоской по идеалу», натурализм был абсолютно лишен идеальной поэзии человеческих ценностей. Предметом изучения в натурализме объявляется «весь человек» в отличие от «метафизического человека» Просвещения и романтизма. Соответственно и методы изучения человека те же, что и у естественных наук. Теоретические основы натурализма заложили И.Тэн «эстетической ботаникой» и Летурно «эстетической палеонтологией». Задачу художника –натуралиста они видели в достоверном воспроизведении среды и внутренних органических процессов, в собирании и систематизации эмпирических фактов, в сведении сложных психических процессов к сумме простых причин. Главными в человеке объявлялись не социальные характеристики, а врожденные физиологические свойства, наследственность, среда обитания. «Пороки и добродетель,- учил Тэн,- такие же продукты, как купорос и сахар».
Из принципов позитивистской эстетики исходили французы братья- писатели Э. и Ж. Гонкуры, Э.Золя, немцы А.Хольц, Г.Гауптман, бельгиец К.Лемонье. Творчество представителей натурализма утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека будничным, иссушающим душу потоком жизни, преувеличивало роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму, а у натуралистов, близких к декадентскому миросозерцанию, принцип «беспристрастности» становится оправданием социальной апатии.
Философская основа декаданса
Импрессионизм.
Начало нового нереалистического искусства – декаданса – связывают с именем французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) и, соответственно, относят еще к середине 19 века, к концу 1850-х – 1860-ым годам. В 1857 г. выходит стихотворный сборник Бодлера «Цветы зла» с посвящением Теофилю Готье («Непогрешимому поэту всесильному чародею французской литературы моему уважаемому учителю и другу Теофилю Готье как выражение полного преклонения посвящаю эти болезненные цветы. Ш.Б.») и предисловием, написанным самим Теофилем Готье. Сборник сразу же был обвинен в «безнравственности» на судебном процессе и вышел во втором издании только после исключения «осужденных» стихотворений («Украшения», «Лета», «Той, которая была слишком весела», «Окаянные женщины» («Дельфина и Ипполита»), «Метаморфозы вампира»). Запрет на публикацию осужденных стихотворений во Франции был снят только в 1949 г.
Теофиль Готье в предисловии к сборнику Шарля Бодлера «Цветы зла» дает свое определение декадентскому стилю: «Сочинитель «Цветов зла» любил то, что неточно называют декадентским стилем и что есть не что иное, как искусство, дошедшее до такой степени зрелости, которой достигают на закате состарившиеся цивилизации: изобретательный, усложненный, ученый стиль, исполненный оттенков и поисков, раздвигающий границы языка, заимствующий из всех технических словарей, берущий краски со всех палитр, ноты со всех клавиатур, с тем чтобы выразить мысль там, где она наиболее неуловима, а формы и контуры наиболее смутны и подвижны, - хрупкие свидетельства невроза, желаний стареющей испорченной страсти, галлюцинации навязчивой идеи, переходящей в безумие».
В 1860 г. выходит еще одна скандальная книга Бодлера – трактат о наркотиках «Искусственный рай», который состоит из двух частей: «Поэма гашиша» и «Едок опиума» («Поедатель гашиша»[11]). В стихотворении «Отрава» из сборника «Цветы зла» Бодлер называет четыре источника «искусственного рая» – это вино, опиум, зеленые глаза женщины и эротика, самая сильная из «отрав»:
Несмотря на запреты и судебные процессы, новое искусство сумело заявить о себе и нашло последователей. С 1869 по 1873 гг. гениальный «поэт-подросток» Артюр Рембо, называвший Шарля Бодлера своим учителем, пишет все свои стихотворения (будучи в возрасте от 15 до 19 лет), во многом определившие развитие французской поэзии в ХХ в. и всей современной поэзии. В 1868-1869 гг. выходят «Песни Мальдорора» - сборник стихотворений еще одного последователя Шарля Бодлера – графа де Лотреамона (псевдоним Изидора Дюкасса, 1846-1870), продолжившего вслед за Шарлем Бодлером традиции западноевропейской имморалистической литературы. Полностью сборник был опубликован только в 1890 г. В 1870 г. 24-летний поэт пропадает при неизвестных обстоятельствах.
Бодлер окончательно закрепляет в литературе представление о равной предрасположенности человека к добру и злу: «В каждом человеке всечасно присутствуют два устремления – одно к Богу, другое – к сатане». На рубеже веков тема двойственной природы человека прозвучала как трагическая расколотость человека. Поэзия Бодлера сделала неожиданные метафоры и сочетания слов (напр., «зеленые запахи») одним из обязательных условий создания новой поэзии. В целом декадентская литература заостряет и доводит до крайности темы Бодлера, мистику, чувственность, жажду приключений и странствий, чувство изгнания, которыми насыщены его стихотворения.
Во время своего появления определение «декадентский» не имело того уничижительного оттенка, которое оно приобрело впоследствии, особенно в советской критике. Многие писатели и художники называли себя декадентами, имея в виду свою приверженность определенным творческим установкам, которые были тесно связаны с эстетикой символизма и генетически восходили к элитарным течениям романтизма. Установки:
1. Подчеркнутый космополитизм.
2. Аристократическое презрение ко всему обыденному - мещанскому и буржуазному.
3. Поэтика артефакта. Стремление к искусственности, изощренности, манерности и противоестественности.
4. Культ чувственности, в том числе как пристрастие к однополой любви в жизни и теме андрогина в искусстве.
5. Тяготение к демонической мистике. Возрождение теософско-оккультной традиции[12].
6. «Аморализм» - представление о том, что «область искусства находится вне сферы морали».
Болезненность, сплин, пессимизм, депрессии, которые культивировались в культуре декаданса, - все это результат отрицания веры во что бы то ни было, ощущения невозможности веры в и в то же время желание обретения веры. Декаданс подготовил феномен ХХ в. – культуру и культ «безверия». Чувство изгнания. Рай – Страна Идеала, из которой изгнан взрослый цивилизованный человек. «Искусственный рай» у Бодлера среди прочих возможных интерпретаций - это поиск нового рая взамен потерянного рая детства («зеленого рая детских влюбленностей»). Рай как страна Идеала, из которой изгнан человек.
В 1892 г. в Берлине была опубликована книга Макса Нордау (венгерский еврей, живший в Париже) «Вырождение» («Entartung»). Нордау считал, что искусство конца 19 в. вырождается, называет декаданс болезнью, которая проявляется как «легкое нравственное подташнивание». Нордау считает, что «...врач, специально посвятивший себя изучению нервных и душевных болезней, тотчас узнает в настроении fin de siиcle, в направлениях современного искусства и поэзии, в настроении мистиков, символистов, декадентов и в образе действий их поклонников, в склонностях и вкусах модного общества общую картину двух определенных патологических состояний, с которыми он отлично знаком: вырождения и истерии...». Признаки «болезни» декаданса: нервозность, моральный кретинизм, депрессии, крайний субъективизм, - Нордау нашел у Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Оскара Уайльда, Рихарда Вагнера. Нордау писал: «Как ни глупо выражение "fin de siеcle", умственное настроение, которое им характеризуется, действительно существует в руководящих общественных группах. Это настроение чрезвычайно смутное: в нем есть лихорадочная неутомимость и тупое уныние, безотчетный страх и юмор приговоренного к смерти. Преобладающая его черта -- чувство гибели, вымирания. "Fin de siеcle" – исповедь и в то же время жалоба... Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны, и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена...». Термин «вырождение» Нордау заимствовал из трудов по судебной психиатрии итальянского ученого, профессора Туринского университета Чезаре Ломброзо, который был другом Макса Нордау. В свою очередь писатели-декаденты обвинили в ограниченности и непонимании сути искусства.
Линия «Шопенгауэр – Вагнер – Ницше» - постоянный цитатный фон европейской культуры рубежа веков, в том числе и русского символизма.
В 1872 г. был опубликован философский трактат немецкого философаФридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» с посвящением немецкому композитору Рихарду Вагнеру. В ХХ в. – культ «бога Рихарда Вагнера» (Клод Леви-Стросс). В своем трактате Ницше теоретически развивает, а Рихард Вагнер практически реализует «концепцию музыки» немецкого философа-идеалиста Артура Шопенгауэра. Рихард Вагнер. Тетралогия «Кольцо Нибелунга» (1874) (Золото Рейна, Валькирия, Зигфрид, Гибель богов) – музыкально-мифологическая драма. Мифологическую концепцию времени и движения мира «вечное возвращение» Вагнер закрепляет в системе лейтмотивов.
С именем Артура Шопенгауэра (1788-1860), которого называли «великим пессимистом», связана новая философская ориентация – пессимистическая идеалистическая концепция мира как производного бессознательной «мировой воли». Концепция «мировой воли» разработана Шопенгауэром в его основном труде «Мир как воля и представление» (1818)[14]. В основе мира лежит бессознательная воля, которая, по преимуществу, проявляет себя по отношению к человеку как злая сила. Музыка и только музыка может наиболее полно выразить мировую волю. Шопенгауэр понимал музыку как чистую иррациональность. Она дает человеку наслаждение, потому что освобождает его от любого воздействия, в том числе и от воздействия самой мировой воли, погружает человека в чистый мир интеллекта[15]. Дионис построен на мировой воле Шопенгауэра Искусство, по Шопенгауэру, основывается на интуитивном познании мира и прозрении.
Фридрих Ницше. Символическая поэма «Так говорил Заратустра[16]» (1883-84). Идеи Ницше:
1) «Воля к власти»;
2) «Сверхчеловек» - свобода от морали и для новой морали. Разрушение в человеке твари и создание творца;
3) «Вечное возвращение» («Так говорил Заратустра»);
4) идея «смерти Бога» и вытекающая из нее «идея вседозволенности»: «Все боги умерли – остался человек»[17];
5) дихотомия «аполлинизм – дионисийство» («мир искусства – «мир сна»).
Психоанализ. Некоторые модернистские направления и школы рубежа веков и особенно 1-ой половины ХХ века испытали влияние теории психоанализа Фрейда. Австрийский врач-психиатрЗигмунд Фрейд(Z. Freud) в работе «Толкование сновидений» (1900) приходит к выводу, что бессознательное символизирует естественный язык, и сообщения бессознательного требуют дешифровки: за символикой сновидения скрывается истинное содержание – сексуально вытесненное бессознательное, которое может быть выявлено с помощью метода свободных ассоциаций. «Эдипов комплекс». В рамках теории психоанализа Фрейд окончательно закрепил разделение психики на сознательное и бессознательное, после чего сознательный элемент стал восприниматься как только одно из возможных качеств души человека. Идеи Фрейда о бессознательном как «другойреальности», символизме сна и «Эдиповом комплексе» были близко восприняты художниками-современниками (О. Уайльд, Д.Г. Лоуренс, А. Бретон, А. Арто). Однако стоит заметить, что зачастую положения теории Фрейда были ими вольно интерпретированы.
Альберт Эйнштейн – частная теория относительности в 1905 г.
Уайльд Оскар Фингал О’Флаэрти Уилс (1854-1900 гг.)
Английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879 г.). Сборник «Стихотворения», выпущенный в свет в 1881 г., имел успех. В 1882 г. совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты», выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанская». Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895—1897 гг.), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» и в посмертно опубликованной исповеди «De Profundis» (1905 г.).
Сказки «Счастливый принц», «Звездный мальчик» и «Стихотворения в прозе» Уайльда лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля» — остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца XIX века — «Портрет Дориана Грея». Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии «Герцогиня Падуанская», «Саломея», «Флорентийская трагедия» — попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Как важно быть серьезным». Социально-критические мотивы сильны в комедии «Идеальный муж», где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов. В критических статьях 80-х годов (сборник «Замыслы») Уайльд осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы.
ГЕРОИ ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ
• Дориан Грей — юноша, наделённый невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная. В нём сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный развратник, способный на преступление. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов..
• Бэзил Холлуорд — художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека. Другими словами, он является проигравшим ангелом-хранителем Дориана Грея.
• Лорд Генри — аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.
• Сибила Вэйн — актриса, один из самых удивительных образов романа. До встречи с Дорианом жила в своём выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность её мира, где она не жила, а только играла. С любовью в её душе пропадет талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий. Но именно это и приводит к её гибели.
• Джеймс Вэйн — брат Сибилы, моряк. Человек военной выправки, практически потерявший смысл жизни после самоубийства Сибилы. Находит упокоение в желании мести.