Формирование критического реализма, его основные принципы.
Зарождение критического реализма относится к концу 20-х годов XIX века, его расцвет — к 30—40-м годам. В эти годы во Франции выступили Беранже, Стендаль, Мериме, Бальзак, Флобер; в Англии — Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл, поэты-чартисты; в Германии — Гейне и другие революционные поэты.
Наиболее полное выражение критический реализм находит в жанре социального романа. Широта проблем, высокий обличительный пафос, стремление запечатлеть наблюдаемые явления общественной жизни в монументальных художественных образах большой обобщающей силы — таковы наиболее характерные черты творчества лучших представителей критического реализма.
Стремление исторически и научно обосновать свои выводы при изображении явлений социальной жизни, желание всегда быть на уровне последних достижений науки, «щупать пульс своей эпохи», по словам Бальзака,— вот что помогало реалистам организовать свой художественный метод.
Исторические предпосылки развития критического реализма. В 30-х годах XIX века стало обозначаться ведущее классовое противоречие буржуазного общества — противоречие между буржуазией и рабочим классом.
В Германии, Франции, Англии в 30-х годах и далее — в 40-х годах проходит, нарастая, волна рабочего движения. В порабощенных странах — Болгарии, Венгрии, Польше, Чехии — усиливается национально-освободительная борьба.
Эти годы являются периодом подъема в различных областях культуры буржуазного общества. Революция 1789—1794 годов открыла новые широкие перспективы развития передовой научной мысли. Начинается мощный расцвет философии, естественных, технических, исторических наук.
Историзм Бальзака, который правдивость мыслил себе, прежде всего, как верность истории, ее логике, также характерная черта реализма, развитие которого совпадает с тем периодом, когда исторические науки сделали огромные успехи.
Надо отметить, однако, что после окончательного укрепления буржуазного общества — после 1830 года — те же самые историки переходят на реакционно-охранительные позиции, стремясь к укреплению господства буржуазии, ее безраздельной власти над эксплуатируемыми классами.
Громадное значение получает диалектический метод Гегеля, уже сложившийся в первой четверти XIX века. Наконец, в 40-е годы, в предреволюционной ситуации, которая сложилась в ряде стран (Франция, Германия, Венгрия), возникает научный социализм Маркса и Энгельса, явившийся величайшим переворотом в истории человеческой мысли. Таковы в общих чертах исторические и культурно-философские предпосылки развития критического реализма в зарубежной литературе XIX века.
Основные черты критического реализма. Критический реализм, так же как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определенное отношение к действительности.
Для писателя-реалиста характерны признание ценности объективной действительности и огромный интерес к ней. Художник-реалист стремится глубоко познать, изучить действительность и всесторонне отобразить ее в своем творчестве, в полноценных типических образах; речь идет о сознательном стремлении к глубокому познанию жизни.
«Литература есть выражение общества,— говорил Бальзак,— эта истина, ныне очень тривиальная, является результатом наблюдения ума, глубоко изучившего историю народов и поэзии».
Основное требование Энгельса к художнику-реалисту сводится к требованию типического изображения. Под типизацией следует понимать умение дать в образе то, что с наибольшей силой и полнотой выражает сущность данного явления или характера. В типическом художественном образе обобщение органически сочетается с индивидуализацией. Типизируя, писатель-реалист уже высказывает свое суждение о том, что он изображает: он судит, разоблачает или утверждает те или иные явления. Стремясь познать и объяснить мир, человеческое общество, художник-реалист должен быть на уровне достижений передовой мысли данной эпохи.
Энгельс выдвигает еще одно очень важное требование к художнику-реалисту. Он говорит об изображении типичных характеров в типичных обстоятельствах. Он требует типизации в изображении тех обстоятельств, тех социальных условий, которые порождают данный характер; он требует, чтобы эти обстоятельства не были случайными, чтобы они содержали существенные социально-исторические черты, чтобы характеры, которые изображает художник, вытекали из этих условий, были оправданы ими.
Реалисты при изображении типических характеров стремятся сохранить масштабы реально-бытовой обстановки, рисуют своих героев во всем многообразии их жизненных связей и конкретно-исторических и бытовых отношений, в их развитии. Растиньяк, Жюльен Сорель, Николас Никкльби, Ребекка Шарп и многие другие действуют «в типичных обстоятельствах»; они не отвлечены от той живой и сложной реальной обстановки, в которой складывались подобные характеры. Завоеванием реалистического метода является показ характеров героев в их становлении и развитии, стремление изобразить их историю, проследить их «величие и падение». С этим связаны и характерные особенности в построении сюжета реалистических произведений. Реалистам чужды условно-романтические ситуации и нарочитое нагромождение роковых случайностей. Развитие действия в романах Бальзака поражает беспощадно трезвой логичностью и глубоким историзмом в изображении объективных событий, связанных с судьбами тех или иных героев.
Представители критического реализма, давая правдивое изображение жизни, неизбежно превращали его в критику буржуазной действительности. Сказать о буржуазном обществе правду — это значило разоблачить это общество. Если художник сходил с позиций критики, он уже переставал быть правдивым художником, т. е. реалистом.
Глубокая правдивость и обличительный пафос в произведениях революционных поэтов 30—40-х годов (Беранже, Дюпон, Потье, Гейне, Веерт, поэты-чартисты) поднимались до подлинно революционного звучания. Поэма Гейне «Германия», лучшие стихи Веерта, рабочих-поэтов 1848 года во Франции — Потье, Пюжоля, Лашамбоди, поэта-чартиста Эрнеста Джонса и многих других были направлены против буржуазного общества, дышали революционным гневом и возмущением, предрекали неизбежную гибель буржуазного порядка, утверждали новую силу — рабочего, творца тех богатств, которыми живет человечество.