По форме организации содержания и процесса педагогической
деятельности:интегративная
Пояснительная записка
В развитии любого общества интеллектуальный потенциал всегда имел большое значение. На современном этапе, когда человечество приближается к качественному витку в развитии науки и техники, когда существенно нарастает экологическая напряженность, потребность в увеличении интеллектуального потенциала общества обостряется. Работа с подрастающим поколением – подготовка будущего интеллектуального потенциала – перерастает в рамки национальных программ, становится глобальной задачей.
Учёные проследили пик творческой активности человека. В XIX в. он приходился на 22-26 лет, в 80-90-е годы XX века – на 7 лет, в начале XXI века – на 5-6 лет. Установлено, что общество развивается при наличии 5% одарённых людей, именно они в большей степени способны что-либо изменить. В 1917 г. одарённые люди составляли 7% населения, в 1918 – 2%, в 40-х годах – 1%, в 90-х годах – 0,8%. Исследования показали, что сейчас в нашей стране нет даже 1%, из необходимых 5%, для развития общества. Назрела серьезная проблема повышения творческого потенциала.
Разрешение данной проблемы осложняется тем, что традиционные подходы в познании ребёнком окружающего мира реализуются не в полной мере, так как знания детям преподносятся в готовом виде, мало внимания уделяется установлению закономерностей, усвоению родовых и видовых понятий, частных и общих связей. Существенным недостатком традиционной системы обучения и воспитания является тот факт, что ребёнок перестаёт быть создателем и открывателем, мало времени отводится самостоятельной деятельности, экспериментированию, мышление ребёнка отягощается стереотипами, постепенно теряет свою гибкость и системность восприятия мира. Вытекает необходимость планомерного воспитания и развития творческих способностей детей на всех этапах формирования человека. Очевидно, что необходимы новые технологии работы с детьми, ибо любой психологически здоровый ребёнок от рождения является потенциально одарённым, и только неправильное обучение и воспитание губят в детях ростки этой одарённости в зародыше.
Решению заявленной проблемы способствует авторская образовательная программа «Развитие творческих способностей средствами Теории решения изобретательских задач», которая носит социально-педагогическую направленность. Программа актуальна, так как направлена на развитие умений ребёнка мыслить системно, с пониманием закономерностей, помогает снять вектор психологической инерции мышления и тревожности обучения, применить полученные ребёнком знания в продуктивной деятельности.
В основе программы лежит методика Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г.С. Альтшуллером и являющаяся не только системой решения творческих задач, но и системой воспитания, развития мышления человека, и методы Развития Творческого Воображения (РТВ).
Цель программы – развить интеллект и творческое воображение младших школьников средствами ТРИЗ.
В процессе освоения программы планируется комплексное решение следующих задач:
1. ознакомление детей с научной картиной мира на доступном им материале;
2. формирование культуры мышления, навыков исследовательской деятельности, умений решать творческие задачи разных типов и владения способами познания окружающего мира;
3. развитие и закрепление интереса детей к процессу познания;
4. приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, воспитание общекультурного уровня.
Программа носит творческую метапредметную направленность и представляет собой интегрированный курс, инструменты которого служат познанию окружающего мира.
Программа предназначена для детей 6-11 лет. Возраст выбран не случайно, ибо именно на это время приходится пик творческой активности человека, младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития креативного мышления.
Программа «Развитие творческих способностей средствами Теории решения изобретательских задач» нацеливает учащихся на познание противоречивости окружающего мира, поиска своего решения – изобретательства, которое проявляется в творческой фантазии, придумывании чего-то нового, благодаря различным видам детской деятельности. Программа позволяет развивать креативное мышление, дающее возможность решать открытые задачи, т.е. такие, с которыми человек сталкивается в быту и на производстве.
Предлагаемая образовательная программа рассчитана на 4 года обучения на двух уровнях, на каждом из которых ставятся задачи в соответствии с природной одаренностью каждого ребенка, его творческим потенциалом и возрастными особенностями.
Уровни освоения программы:
I уровень – Подготовительный
1 этап – «Открытие» (возраст воспитанников 6-8 лет);
2 этап – «Путешествие в Страну Загадок» (8-9 лет).
II уровень – Углубленного изучения
3 этап – «Сочини новую сказку» (9-10 лет);
4 этап – «Знакомство с АРИЗ» (Алгоритм Решения Изобретательских Задач) (10-11 лет).
Приоритетная функция каждого этапа обучения – творческая с углубленным уровнем в области изобретательства.
Образовательная программа носит интегрированный характер с широким использованием межпредметных связей с литературой, природоведением, историей, изобразительным искусством и трудовым обучением.
Инновационным элементом данной программы является включение в процесс обучения воспитательного блока, направленного на развитие «эмоционального интеллекта» детей, помогающего педагогу создавать в детском коллективе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Воспитательный блок содержит психологические ролевые игры, упражнения, помогающие детям научиться:
§ ощутить единение с другими;
§ ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность;
§ принимать решения самостоятельно и в группе;
§ справляться со своими страхами и стрессом;
§ достигать внутренней гармонии и уравновешенности;
§ развить в себе сильные стороны своего характера.
Программа предполагает предварительное исследование сферы интересов, духовных потребностей ребенка, тревожности, социального комфорта. На этой основе осуществляется подбор индивидуальных заданий, упражнений, имитационных ситуаций, ролевых игр.
Содержание учебного плана предусматривает применение различных форм и методов организации учебной и воспитательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, коллективную и их сочетание. Используемые методы активного обучения – репродуктивные, проблемно-поисковый, продуктивный – дают высокие результаты педагогической деятельности.
Концептуальной основой программы являются следующие принципы:
1. Принцип системности знаний, который формируется от обобщенных понятий к конкретным представлениям.
2. Принцип доступности, который осуществляется в зоне ближайшего развития, определяющейся как область потенциальных возможностей ребенка.
3. Принцип сочетания в процессе познания окружающей действительности разных типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) и чувственного опыта ребенка, который вооружает детей арсеналом средств разностороннего познания мира.
4. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе обучения. Учет сензитивных периодов развития детей в обучении обеспечивает одновременно становление личности и индивидуальности, общего и особенного, единичного, уникального присущего человеку.
5. Принцип наглядности, который заложен в самой природе человеческого мышления и в способах освоения мира объективной реальности человеком: от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
6. Принцип сотрудничества, т.е. сочетания руководства познавательной деятельностью детей с развитием их самостоятельности, инициативы и творчества.
Программа предполагает поэтапное освоение.
1 этап – «Открытие» [3]
В основу содержания 1 этапа положено отношение человека как биологического и социального объекта с окружающим миром, помогающее ребенку понять общие закономерности систем, их взаимодействие.
Данный этап предполагает изучение следующих вопросов:
· «Человек как биологическое существо» (органы чувств, их роль в познании окружающего, строение человека);
· «Человек и неживая природа» (агрегатное состояние веществ: жидкое, твердое, газообразное; воздух и его свойства; материалы и их свойства; Земля и ее жители);
· «Человек и живая природа» (растительный и животный мир);
· «Человек и мир его изобретений» (транспорт, посуда, книга, одежда, игрушки, мебель);
· «Человек и его духовный мир» (речь, мимика, жесты, литература).
Воспитательный блок 1 года обучения содержит разделы[7]:
1. Любознательность.
2. Фантазия.
3. Навыки учения.
4. Принадлежность к группе.
5. Умение вступать в контакт.
6. Общение.
Психологические ролевые игры и упражнения включены в практическую часть занятия, помогают детям снять напряжение, научиться устанавливать обратную связь со сверстниками и взрослыми, обеспечивая открытое и искреннее общение.
По окончании 1 года обучения воспитанник:
· знает органы чувств человека и их роль в познании окружающего мира; агрегатное состояние веществ: жидкого, твердого, газообразного;
· умеет рассуждать, анализировать жизненные ситуации и находить в них противоречия;
· имеет представление о свойствах воздуха и свойствах материалов;
· проявляет творчество и фантазию при выполнении творческих заданий;
· ощущает свою принадлежность к группе, умеет вступать в контакт.
2 этап – «Путешествие в страну загадок» [4]
Второй год обучения предполагает новый объект изобретательства – загадки, которые позволят решить множество методических проблем от систематизации предметов и явлений до построения абстрактных моделей и развития ассоциативного мышления.
Продолжая работу по основным направлениям 1 этапа, «Страна загадок» выводит детей на собственное творчество: сочинение загадок по схемам и опорам. Воспитанники знакомятся с приемами фантазирования в форме сюжетно-ролевой игры «Волшебники».
Воспитательная деятельность 2 года обучения содержит разделы[7]:
1. Умение слушать других.
2. Доверие к людям.
3. Сочувствие.
4. Чувственное восприятие.
Подбор ролевых игр и упражнений осуществлён таким образом, чтобы пробудить у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Учащиеся учатся ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного совершенно в другой семейной традиции. Воспитанники развивают в себе эмпатию и учатся проявлять сочувствие по отношению к другим людям.
По окончании 2 года обучения воспитанник:
· владеет приёмами сочинения загадок по схемам-опорам;
· умеет производить различные мыслительные операции;
· знает приемы фантазирования и уметь ими пользоваться;
· умеет строить отношения с окружающими и осуществлять творческое сотрудничество;
· понимает окружающих и проявляет сочувствие по отношению к другим людям.
3 этап – «Сочини новую сказку» [5]
При организации познавательной деятельности на третьем году обучения используется система методов активизации творческого процесса:
· метод проб и ошибок (А. Осборн);
· мозговой штурм (А. Осборн);
· метод аналогии и ассоциации (У. Гордон);
· метод «фокальных объектов» (Э. Кунце, Ч. Вайтинг);
· морфологический анализ (Ф. Цвикки);
· метод биномов (Дж. Родари);
· типовые приемы фантазирования (Г.С. Альтшуллер, З.Г. Шустерман).
На занятиях применяется художественная литература для формулировки творческой задачи, решение которой осуществляется с помощью элементов ТРИЗ. Найденные ответы дети реализуют в виде рисунков, аппликаций, лепки, конструирования, сочинения новой загадки, пословицы.
Воспитательный блок 3 года обучения содержит разделы[7]:
1. Сотрудничество со сверстниками.
2. Агрессия и гнев.
3. Решение проблем и конфликтов.
4. Групповая сплочённость.
5. Расслабление.
Педагог учит детей выражать свои чувства без агрессии и конфликта, отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков, контролировать свой гнев, находить компромисс в любой жизненной ситуации. Учащиеся знакомятся с рациональным распределением времени, способами расслабления души и тела, восстановления сил организма, постигают искусство достижения внутренней гармонии и уравновешенности.
По окончании 3 года обучения что воспитанник:
· знает и использует систему методов активизации творческого процесса;
· умеет сочинять сказки по заданной схеме;
· составляет раскадровку художественного произведения и сочиняет по ней пословицы;
· владеет способами релаксации, умеет наладить сотрудничество со сверстниками баз агрессии и гнева;
· отстаивает свои позиции и убеждения, свою точку зрения.
4 этап – «Знакомство с АРИЗ» [6], [9], [10], [11]
На 4 этапе обучения по программе дети учатся моделировать с помощью Метода Маленьких Человечков (ММЧ). Воспитанники изобретают предметы, сложные вещества, строят модели стихов, нацеленных на запоминание, моделируют настроение человека, его чувства с помощью ММЧ. Дети учатся мыслить системно, составляя 9 волшебных экранов. В процессе решения творческих задач осуществляется знакомство с алгоритмом решения изобретательской и исследовательской задач.
Воспитательный блок 4 года обучения содержит разделы[7]:
1. Умение ладить с другими.
2. Достижение успеха.
3. Повышение самоуважения.
4. Саморегуляция.
5. Самооценка.
Ролевые игры и упражнения направлены на повышение самооценки учащихся, развитие в них личностных качеств: умения сопереживать другим, брать на себя ответственность за свои поступки, способность работать в команде, самостоятельность и независимость.
По окончании 4 года обучения воспитанник:
· умеет моделировать предметы и процессы окружающего мира;
· системно мыслит;
· находит, формулирует и разрешает противоречия;
· обладает способностью налаживать диалог с друзьями, родителями, учителями, бесконфликтно разрешать любые жизненные ситуации;
· владеет способами самообучения и самовоспитания.
Результативность педагогической деятельностипо итогам каждого года обучения определяется:
1. «срезами» знаний в творческой форме: турниры знатоков, творческие конкурсы, викторины (теоретического и практического характера);
2. алгоритмизацией действий учащихся (наблюдения за соблюдением правил и логики действий при выполнении заданий по определенному алгоритму);
3. тестированием, ранжированием, рефлексией, участием в диспутах, результатами итоговых занятий;
4. уровнем проведения коллективных творческих дел в детском коллективе;
5. защитой творческих работ и проектов воспитанников;
6. наблюдением за воспитанниками.
Используемые тесты и методики представлены в приложении.
Методика подготовки и проведения занятий
I этап – Подготовительный, включает 2 направления:
Подготовка педагога заключается в следующем:
· изучение данной темы в рамках разных, противоречивых исследований, с выделением из них проблемного поля (чтение научно-познавательной, энциклопедической и другой литературы);
· формулировка проблем и выделение цепочек занятий по ним;
· определение целей развивающего занятия, его задач;
· подбор оптимальных средств и методов для реализации поставленных задач.
Предварительная работа с детьми, организуемая педагогами и родителями предусматривает:
· информационное насыщение детей по выбранной теме с использованием, по возможности, противоречивых сведений;
· проведение различных игр, направленных на уточнение знаний по теме и расширение словаря детей.
II этап – Проведение занятия, составляющими которого являются:
Разминка
Цель: снятие психологической инерции и введение в тему.
Для разминки используются следующие методы:
· Метод мозгового штурма.
· Игры на РТВ: «Хорошо – плохо», «Наоборот» и т.д.
· Художественное слово (стихи, загадки и пр.) в соответствии с обозначенным проблемным полем.
· Игры на классификацию («Четвертый лишний», «Да – нет» и др.).
· Игры на систематизацию с использованием элементов системного оператора.
Организация поисковой деятельности детей
Цель: обучение учащихся выделению существенных свойств и качества объектов и явлений с помощью анализаторов и проведения опытов.
Поисково-исследовательская деятельность организуется в определенной последовательности:
· обозначение перед детьми проблемы;
· постановка цели;
· выдвижение гипотезы;
· проведение эксперимента, опыта;
· вывод по результатам опыта;
· итог поисковой деятельности: соответствуют ли выводы эксперимента первоначально выдвинутой гипотезе.
Решение изобретательских и исследовательских задач
Цель: формирование чувствительности к противоречиям, умений их формулировать и решать.