Коллаж — хороший способ создать иллюстрацию, не рисуя ничего либо пририсовывая к готовому изображению только детали. Несмотря на привлекательность перспективы использовать готовые материалы, сделать хороший коллаж не так просто. В первую очередь следует помнить, что не все картинки можно не глядя резать на куски и вставлять в свои работы: вероятно, у них есть автор, который будет настаивать на соблюдении своих авторских прав. Любому фотографу и иллюстратору может не понравиться, что кто-то делает деньги на его работе или изменяет ее. Чтобы избежать конфликтов, лучше использовать для коллажей не защищенные авторским правом материалы. Это могут быть картинки, опубликованные в книгах или каталогах с пометкой «автор неизвестен».
Авторские права защищают работу от использования другими людьми и после смерти ее создателя. Право на использование и публикацию работы переходит по наследству либо автор может продать его, в таком случае защита действует еще очень долго. Так что лучше использовать старые и неизвестные фотографии с блошиных рынков и из антикварных магазинов. Кроме того, в разных странах действуют различные ограничения на изображение лица: любой человек может заявить протест против публикации портрета, на котором он узнаваем. Старые картины, висящие в музеях, можно использовать в коллажах, однако все хорошие фотографии этих полотен сделаны издательствами или сотрудниками музея, и права на них тоже защищены. Каждый иллюстратор должен решать сам, бояться ли ему, что в его коллаже опознает свою фотографию тот или иной музей или фотограф.
Разумеется, можно использовать изображения из многочисленных фотобанков. Там есть всѐ — от старых фотографий до репродукций известных произведений. Использование таких материалов стоит денег, но в случае заказной работы этот момент можно заранее оговорить с клиентом и попросить его купить необходимые картинки. Если иллюстратор много работает в технике коллажа, стоит подумать о покупке абонемента, позволяющего за умеренную плату ежемесячно брать из банка большое количество «сырья».
Но совершенно очевидно, что надежнее и дешевле всего пускать в ход собственные архивы и фотографии.
Даже если изобразительный материал найден, сделать хороший коллаж не так просто. С одной стороны, множество разных слоев и элементов придают коллажу цельность и плотность, с другой — нужно следить, чтобы не получилось пестрой массы, в которой рассеивается внимание зрителя.
Ценность коллажа — в неожиданной комбинации элементов. Сложнее всего сделать минималистичный коллаж, в котором есть оригинальная композиция и пустое пространство, поддерживающее изображение. В этом случае нужно уделять особое внимание обработке изображений, продумывать, как их вырезать и совместить друг с другом, чтобы переходы не резали глаз.
В последние годы жанр коллажа стал особенно популярен в Америке. Многие известные художники-коллажисты создали новые направления, склеивая произведения из необычных предметов: бирок, магазинных табличек, номеров для квартирных дверей, бусинок. Параллельно родился целый бизнес по производству всех этих вещей специально для художников: если лень искать на блошиных рынках модные элементы для коллажей, можно покупать их большими упаковками, многие уже «художественно испачканы» и состарены. Соблазн воспользоваться ими велик даже для любителей делать все своими руками. Например, для создания «фонов», покрытых разными слоями красок, растворителей и позолоты, нужно купить все эти составляющие, найти подходящую бумагу, потом мириться с запахом растворителей в доме, долго красить, пачкать и сушить листы, разглаживать их под прессом и украшать деталями. Каждый из них (в компании десятка других, непременно разных, элементов) сможет стать основой только для одной работы. Каждому, кто проделал это хоть раз, наверняка покажется привлекательной идея покупки заготовок.
Разумеется, прежде чем стать коллажем, все материалы обрабатываются автором. Именно на этом этапе становится виден почерк коллажиста и произведение
приобретает характерные черты. Чтобы разнообразить поверхность или обозначить необходимые графические элементы, приходится пробивать в материалах дырки с металлическими ободками, прикреплять скобки, скрепки и ручки, ставить силиконовые штампы и наносить рисунки через трафареты. Все это тоже стоит денег, а главное — каждый кусок драгоценного материала можно порезать или разрисовать только один раз. Чтобы сэкономить время и деньги, стоит заготавливать изобразительный материал партиями. Мелкие декоративные предметы и фотографии собирать в свободное время и сразу сортировать, чтобы в нужный момент все было под рукой. Постепенно обрастая ящиками и папками с художественным сырьем, многие коллажисты начинают задаваться вопросом: стоит ли бесконечно красить, клеить и собирать все это в реальной жизни? Почему бы не использовать некоторые вещи по несколько раз, нанося на них краску и проделывая дырки лишь виртуально? Прежде чем решить, стоит ли переводить всю работу в компьютер, автор должен ответить себе на вопрос, нужны ли ему оригиналы собственных произведений (см. главу «Руками или на компьютере?»). Если он готов пожертвовать искусством ради эффективности работы и экономии времени, можно переходить к делу. Как и при составлении коллажа из реальных предметов, здесь важно с самого начала сортировать материал и раскладывать по понятным и хорошо описанным папкам, чтобы со временем не потерять ориентацию в собственной коллекции. Также нужно продумать, в каком виде те или иные материалы будут накладываться друг на друга в компьютере. Возможных комбинаций тут великое множество, фантазия автора ничем не ограничена, однако наличие повторяющихся элементов позволяет сформулировать некоторые общие правила. Орнаменты, структуры и фактуры лучше собирать в первозданном виде. Узор цветастых обоев можно без труда наложить в «Фотошопе» на коричневую бумагу или разводы краски, кляксы, трещины и другие графические элементы. Однако отделить их от лишних деталей гораздо сложнее — тут потребуется ретушь, терпение и много времени. Поэтому пачкать, мять, рвать и резать их стоит только виртуально, с помощью графических программ. На всякий случай лучше всегда фотографировать или сканировать большой кусок обоев (желательно около 30 х 30 см в разрешении 300 dpi). Пригодится, если когда-нибудь потребуется сделать очень большой коллаж для печати или сильно уменьшить узор. Бумага для оригами |
е предметы желательно всегда фотографировать |
одинаковом свете, падающем с |
той же стороны. Когда все части |
разных сторон, сразу ясно, что коллаж составлен в |
имеется только один асимметричный предмет, который нужно исп |
несколько раз, можно повернуть его, чтобы он каждый раз выглядел немного иначе. |
Во время съемки следует позаботиться, чтобы свет на |
кнопку сфотографировали один раз и |
видно, что повернули изображение, а |
Рисунки, нанесенные через трафарет, или штампы лучше делать черным цветом |
белой бумаге. Штампы стоит напечатать несколько раз, чтобы получить версии |
разной степени насыщенные краской. Некоторые |
ать слишком жидкой краской или капнуть на |
Готовые штампы сканируют или фотографируют. |
Контрастность настраивают так, чтобы фон стал абсолютно белым. |
фотографию любого плоского объекта. |
фотографию любого плоского объекта. |
Белый фон становится невидим, если наложить рисунок на |
Чтобы изменить цвет штампа, нужно высветлить оригинал примерно на |
залить его нужным цветом. |
После этого накладывать на |
основу таким же способом, как описано в |
Получить красивый рваный край на |
рисовой бумаге поможет следующий рецепт: |
сложить лист, крепко пригладить сгиб твердым предм |
линии сгиба. После этого лист легко разъединяется на |
краях образуются волны, не |
слишком далеко отклоняющиеся от |
отрыва. Этот прием работает и |
можно потом придать другому листу бумаги. Для |
Затем растянуть или сжать линию отрыва до |
При этом следует помнить, что увел |
ичение фотографии более чем на |
ухудшает качество изображения. |
Грубо отрезать значительную часть бумаги на |
Сильно приблизив изображение, стереть на |
верхнем слое все остатки листа бумаги, |
оставив только самый край. |
чае правый угол картинки был немного темнее, поэтому я затемнила |
новый край аэрографом, чтобы он не |
меня меньше пяти минут. Не |
сложно представить, сколько |
несуществующих открыток и |
клочков бумаги можно скомби |
самое короткое время. Позже их легко накладывать друг |
друга, создавая многослойные открытки и |
несколько видов бумаги. Коричневую я состарила, замочив |
Состаренная бумажка была нарезана на |
Соединив упаковочную бумагу и |
«Фотошопе», я получила еще много разных |
иалы заранее аккуратно отделить от |
них самые необычные композиции |
очень большого количества разных частей, нужно следить за |
стал слишком пестрым. Самый простой способ спа |
обесцветить все составляющие части, подогнать друг к |
потом все вместе покрасить в |
подходящие цвета кисточкой |
режиме «цвет» или «умножить». |
Чтобы коллаж стал еще однороднее, фон приближен по |
частям применен фильтр «прибавить шума» (Add noise), чтобы сгладить разницу |
Теперь коллаж можно красит |
Еще одна форма коллажа, ставшая модной в |
художественные дневники (artists journals). Это тетрадки, оформленные в |
коллажа. Каждая представляет со |
бой уникальное произведение искусства. |
Мода родилась из оформления девичьих дневников и путевых заметок, особенно пышно украшенных фотографиями, наклейками и красками. Некоторые девочки, повзрослев, превратили свое хобби в профессию: они создают особенно красивые тетрадки, фотографируют их и пишут книги о том, как это делать. Они же торгуют «запчастями» для будущих альбомов менее терпеливых последовательниц. Вдохновившись этой модой, многие журналы заказывают иллюстраторам фотографии разворотов из таких книжек, если нужно оформить статью о путешествиях или романтическую историю.
Для создания подобной иллюстрации не обязательно делать целую книгу. Достаточно приобрести один особенно колоритный альбом, сфотографировать его в раскрытом виде и украсить в «Фотошопе»:
— От фотографии я в «Фотошопе» отрезала фон, нарисовала новые тени, наложила несколько слоев с изображением разных листов бумаги.
— Подкорректировала цвета, чтобы все слои были одинаково желтыми и схожими по тону.
— Наложила скан наброска с женщиной.
— Порисовала на разных слоях самодельной кисточкой, имитирующей живую.
— Нарисовала и скопировала много раз орнамент для бордюра. Той же самой кистью с функцией ластика вытравила из орнамента «дырки», чтобы создать иллюзию неравномерно накатанной краски.
— Наложила фотографии вырезанных из газеты букв и почтовой марки.
— На новом слое нарисовала полоску с неровными краями, затемнила углы с помощью аэрографа и сделала ее полупрозрачной, получив подобие клейкой ленты.
Так выглядел рисунок для самодельной кисти, с помощью которой я рисовала полоски и вырезала «дефекты» на печати:
Иллюстрация на заказ
Эскиз для клиента
У каждого иллюстратора есть собственные приемы, которыми он пользуется на подготовительном этапе работы. Очень часто эскиза не существует вообще — есть идея, для нее собирается материал и склеивается предварительный коллаж, поверх которого рисуется чистовик. Некоторым опытным иллюстраторам даже не нужно прорабатывать детали на эскизе — они раскладывают вокруг себя энциклопедии с нужными картинками, фотографии, вырезки из журналов и переносят на готовый рисунок все необходимые мелочи без предварительного наброска. Иногда в поисках идей автор делает на одном листе многослойные зарисовки. Возникающие на полях варианты расползаются по всему листу, смешиваясь с предыдущими версиями. Иллюстраторы умеют видеть части таких набросков отдельно, выделяя из клубка линий нужные. Посторонний человек воспринимает подобные «мысли на бумаге» как бессмысленное месиво.
Разумеется, заказчикам следует показывать более чистые и понятные разработки, но часто клиенты требуют показать эскиз, прежде чем будет нарисован чистовик. Поэтому нужно учиться создавать простые образцы, понятно отображающие будущий сюжет картинки. Здесь и оправдывает себя наличие ярко выраженного собственного стиля. Если по портфолио иллюстратора легко представить, как будет выглядеть готовая работа, клиенту будет достаточно увидеть приблизительный набросок, чтобы принять его. Чем больше он верит в силы иллюстратора, тем меньше придирается к деталям и неточностям в рисунке. Например, он не попросит переделать эскиз с криво нарисованной рукой, если знает, что в работах этого автора руки всегда нарисованы безупречно.
Так выглядит типичный разворот в моей тетради с эскизами:
просматривающие эту тетрадь, не |
то время как я прекрасно отделяю разные наброски друг от |
этой иллюстрации были использованы руки, затерянные среди прочих идей |
Прочитав задание, я нарисовала очень грубый эскиз, примерно обозначив, как и |
ответ получила просьбу наклонить женщину вперед, больше |
первую очередь его создание |
должно составлять особого тр |
занимать более сорока минут. Эскизы не |
отвергаются заказчиками или возвращаются с |
просьбой внести два десятка поправок. |
который ушел целый рабочий день, |
этом нет необходимости, скорее, наоборот: заказчик может подумать, |
ему навязывают готовый вариант. Увидев почти законченную иллюстрацию, он |
решит, что автор демонстрирует нежелание корректировать работу в |
Выполнив пожелания заказчика, я дорисовала все предметы и предложила два варианта раскраски. Вариант с желтым фоном был принят без изменений Если нужно сделать серию картинок с большим количеством подробно описанных героев, стоит сначала нарисовать каждого из них вне контекста, чтобы продумать образ каждого и никого не забыть. Так же можно поступать с любыми предметами, для которых определено много параметров. Например, заказчик присылает задание примерно такого содержания: Нужно нарисовать женщину в желтом платье, на левом плече шелковый цветок с тремя ленточками. В правой руке чашка в форме клубники, из которой торчит ложка с клубничкой и двумя листиками на ручке. Правая туфля слетела с ноги, и видно, что на внутренней стороне подкладки нарисован логотип такого-то производителя...» Пытаясь изобразить все это, иллюстратор может сойти с ума. Гораздо проще сначала нарисовать отдельно туфлю, соответствующую всем требованиям, чашку с ложкой, женщину в платье с цветами и ленточками и уже потом собирать все воедино: сажать женщину в нужную позу и давать ей в руки описанные предметы. Хорошо, когда агент или редактор изучает техническое задание сам и присылает иллюстратору краткое описание того, что нужно сделать. Хуже, если по электронной почте приходит рассказ на десяти страницах и пожелание: «Прочтите это и нарисуйте что-нибудь». Если иллюстратор видит, что ему прислали повесть или пятьдесят страниц текста, нужно сразу попросить краткое описание сюжета либо дополнительное время: эскизы не появятся через сорок минут, если на чтение самого произведения потребуется полдня. Совсем печальная ситуация складывается, когда иллюстратору присылают все техническое задание на большой проект, в котором его картинка занимает лишь мизерную часть. Это происходит, когда менеджерам лень выискивать в тексте фрагмент, касающийся именно иллюстратора, и они пересылают ему весь документ целиком. В таком случае не нужно читать все и принимать в расчет требования ко всему дизайну — цветам, макету и шрифтам, — достаточно найти раздел с упоминанием иллюстрации и читать только его. Даже если иллюстратора не просили об этом, всегда полезно предлагать собственные идеи. Но не стоит расстраиваться, если все они будут отвергнуты и заказчик попросит просто нарисовать точно то, что содержалось в задании. Это специфика коммерческой иллюстрации — кто платит, тот заказывает музыку. Помимо пожеланий к изображению, иллюстратору могут также предъявить конкретные технические требования. Например, некоторые картинки обязательно должны быть нарисованы в векторной программе, с использованием определенных эффектов. Если какое-то из условий невозможно выполнить, нужно вовремя отк Наши рекомендации |