Программа «Позер» изначально разрабатывалась для создания правдоподобных моделей человека. Хотя она освобождает пользователя от необходимости долго и мучительно строить человеческое тело из множества деталей, прикрепленных друг к другу сложными способами, создать в ней реалистичное изображение очень трудно. Это связано с тем, что трехмерного человека непросто покрыть «живой» фактурой, чтобы кожа и волосы выглядели как настоящие. Гладкая поверхность тела похожа на пластмассу, и нужно очень искусно выверять освещение, чтобы результат напоминал фотографию. Также трудно передать движение развевающихся частей одежды или волос. Если иллюстратор использует модель только как основу для своего рисунка, все это не имеет никакого значения. Единственное, что требуется, — это правильная человеческая фигура и естественная поза.
Интерфейс программы красиво оформлен, но обслуживать ее совсем без предварительных знаний трудно. Иллюстратору, использующему модели «Позера» только как основу для рисунков, нужны очень немногие функции программы. Поэтому я опишу в этой главе несколько шагов, с помощью которых можно быстро получить рабочую модель человека.
При первой же загрузке программы на экране появляется фигура одетого мужчины. Ее можно удалить, выделив курсором любую его часть и нажав на delete. После этого рекомендуется выбрать из библиотеки обнаженную модель человека, потому что «одеть» обнаженное тело проще, чем угадать невидимые части тела под одеждой.
В библиотеке есть готовые позы на |
все случаи жизни. Хотя некоторые кажутся |
банальными, лучше начинать работу с |
нять только отдельные части тела. |
стоит тянуть курсором руки и |
разные стороны, хотя технически это |
возможно: изменяется слишком большое количество параметров одновременно, что |
нужных частях тела специальные меню и |
Камеры позволяют посмотреть на |
найдется подходящий ракурс. |
К программе прилагаются средн |
естатистические «шаблоны» фигур: взрослые |
женщина, дети примерно восьми лет, младенцы и |
Эти заготовки можно модифицировать, любые части тела делать толще и |
кардинально изменить тип человека трудно. Зато интернет пол |
изображений, которые интегрируются в |
реалистичных человеческих |
Очень популярная модель Аико. У |
производители «поз» часто раздают эту модель бесплатно в |
У трехмерной модели есть большое преимущество перед живой натурой: она способна |
изображения некоторых сложных ракурсов натурщиков даже |
потолком, чтобы разглядывать снизу, или заставляют замирать |
«натурщик», его можно мучить сколько угодно без |
всяких угрызений совести. |
выворачиваются больше, чем это возможно в |
локтевые суставы неестественно выпирают или выглядят |
стоит доверять трехмерной модели на |
раздаются бесплатно многочисленные дополн |
частными пользователями (хотя иногда электронные магазины выглядят очень |
подростки, состряпавшие десяток трехмерных кукол |
акие модели могут содержать ошибки и |
оказаться «деревянными» и |
смещенным центром тяжести. |
интернете. Вероятнее всего, она разрабатывалась на |
стандартной библиотеке. Когда заданны |
е координаты накладываются |
Некоторые позы анатомически абсолютно правильны, но нарисованные с |
использованием иллюстрации выглядят некрасиво. Даже если контур четко |
безошибочно повторяет очертания модели, рисунок смотрится плохо. У |
явления даже есть название: «опасный ракурс». Выбирая кадр в |
программе, нужно сразу представлять себе, как будет выглядеть фигура, если обвести |
графический файл. Простого бесцветного варианта достаточно, |
его основе иллюстрацию. Саму позу рекомендуется сохранить |
те, которым пользуется «Позер». Это важно в |
описанных выше опасных ракурсов. Иногда только во |
время работы выясняется, что |
то часть тела или поворот смотрятся плохо. В |
таком случае придется вернуться |
трехмерной модели, чтобы по |
вернуть ее или изменить положение. |
Если иллюстратор точно обводит трехмерную модель, картинки часто получаются |
искусственными. Поэтому нужно помнить, что эскиз служит всего |
лишь подсказкой. Важно не |
самостоятельно искать красивые изгибы для |
Послойное построение модели
Этот метод требует изучения анатомии и считается самым сложным. Здесь автор полагается только на себя, что сильно повышает вероятность ошибок. Тем не менее это самый популярный у иллюстраторов метод, потому что с ним связано множество преимуществ:
— Фигуры, построенные таким способом, всегда выглядят живее.
— Иллюстратор совершенно свободен в реализации идей, поскольку он не должен искать подходящие позы в библиотеках изображений или подбирать их в программах. Он может нарисовать все в точности, как задумал.
— Нет опасности, что избранная для работы основа отразится на индивидуальном стиле иллюстратора. Рисуя фигуру с нуля, художники обычно используют тип человека, который им наиболее симпатичен. Все части тела сразу приобретают характерную форму и очертания, у иллюстратора формируется почерк.
— Избрав самый тяжелый путь, иллюстратор завоевывает зрительские симпатии, тогда как использование вспомогательных средств не поощряется. Правда, если результат великолепен, уже не важно, с помощью каких средств удалось его добиться. Тем не менее даже Дюрер скрывал, что постоянно изобретал приспособления для перенесения рисунка на холст и прибегал к разнообразным ухищрениям, чтобы обвести, построить или нарисовать человека без ошибок.
Для начала рисуется очень условный скелет, где череп, тазовые кости и грудная клетка обозначены простыми фигурами, руки, ноги и позвоночник — линиями, а мелкие части тела отсутствуют совсем.
женского тела разные пропорции. У |
мужчины плечи значительно шире |
бедер одинакова либо бедра шире |
относительно более длинные. Для |
часто приводится такой пример: если поставить рядом среднего телосложения |
мужчину ростом метр восемьдесят и |
всего, будет почти одинаковая длина ног, при |
около десяти сантиметров. |
Центр тяжести человека расположен в |
середине таза. Чтобы человек выглядел твердо |
ногах, между серединой таза и |
ами должна проходить воображаемая |
вертикальная линия. Остальные части тела должны располагаться так, чтобы общая |
масса была равномерно расположена относительно линии опоры. При |
смещении центра тяжести человек может удержаться на |
значительном смещении человек падает. |
месте всех суставов нужно нарисовать шары. Они помогут |
позже правильно обвести фигуру в |
выпирают. Следует помнить, что даже у |
х людей видны выступающие суставы |
запястьях. Затем все части тела покрываются «плотью». Общую |
массу каждой части можно условно изобразить в |
В дальнейшем отдельным мышцам нужно придать более правдоподобную форму. Все |
каким местам крепятся большие мышцы, достаточно внимательно |
Далее модель можно уточнять и |
Художник Густаво Фернандес как-то сказал, что можно сделать карьеру только за счет умения хорошо и выразительно рисовать руки. Поэтому не рекомендуется выбирать для изображения позы, при которых кисти рук не видны, — лучше сделать из них умело нарисованный элемент, придающий особую ценность каждой иллюстрации. Хотя у многих художников на рисование рук уходит половина времени, отведенного для создания эскиза, эти мучения всегда окупаются.
Для построения модели руки можно использовать тот же принцип: сначала каркас, потом плоть.
Из запястья лучами расходятся четыре кости, продолжением которых являются пальцы, разделенные на три фаланги. Средний палец самый длинный, указательный и безымянный — примерно одинаковой длины. Большой палец прикреплен к кисти руки у самого запястья:
пальцев. Самый удобный прием мне подарила Наташа Ратковски: нужно обозначить |
виде сегмента кокосовой скорлупы, сразу определив ее объем. |
уставов тоже нужно нарисовать шары. Пальцы намечаются |
цилиндрами подходящей толщины: |
обозначаются фаланги пальцев и |
По такому принципу можно построить руку в |
любом положении. Обводя основу, |
нужно стараться придать кончикам пальцев и |
ногтям красивую естественную форму. |
Если ладонь сжата, следует нарисовать складки, образующиеся в |
большого пальца есть мышца, которая не |
Линейный рисунок или трехмерное изображение?
степенью стилизации фигур и |
предметов, иллюстратор должен |
принять второе важное решение: ему следует сделать выбор между линейным |
академического рисунка: на |
освещенной стороне объект светлее фона, на |
счет этих контрастов мы видим предмет. |
блики, нужно изучить целую |
тому же этот жанр обязывает к |
Если живописный объект окружен непроработанным фоном, иллюстрация имеет |
Та же иллюстрация, но с проработанным фоном. Автор — Наташа Ратковски Многие утверждают, что трехмерные и фотографичные работы продаются лучше, чем графика. Этот миф связан с тем, что правильно нарисовать реалистичное изображение сложнее, чем дудлика. На самом деле нарисовать удачную, выразительную линию тоже непросто, и на это уходит немало времени. К тому же работа иллюстратора ценится не только за техническую сложность. В первую очередь важна фантазия автора и способность придумать что-то оригинальное. Поэтому не стоит выбирать реалистичную манеру, руководствуясь исключительно предположением, что это принесет больше денег. Делая выбор в пользу объема, живых бликов и теней, иллюстратор берет на себя ряд пожизненных обязательств и забот: — На реалистичной картинке объемы, свет и тень нужно рисовать правильно. Публика и критики относятся с непониманием к любым попыткам сделать что-то более простое или обобщенное, пренебрегая законами природы, и любые заметные отклонения от реальности квалифицируются как ошибки. — На каждой иллюстрации нужно прорабатывать все, включая фон. Если в графической работе большое цветовое пятно может поддерживать композицию, при реалистичной технике любая непроработанная плоскость выглядит как халтура. — Даже при наличии большого мастерства и опыта проработка реалистичных работ занимает больше времени, чем линейные рисунки. Иллюстратор-реалист всегда должен трезво оценивать сроки и хорошо планировать работу. Есть единственная причина, по которой имеет смысл решаться на использование фотографичных техник: работа с объемом и формой, проработка бликов и изучение законов академической живописи доставляют иллюстратору большое удовольствие, которого он не хочет лишаться, несмотря на все трудности. Желающие научиться рисовать реалистичные картинки найдут ответы на все свои вопросы в обычном учебнике по академическому рисунку. |