Разного рода «кукольные номера» — как правило, украшение любой концертной программы.

От простейших, — когда исполнитель, а чаще исполнительница, используя особую технику «вентрологии» (чревовещания), разговаривает у микрофона с куклой-мальчиком или куклой-девочкой, подавая реплики и за этого веселого «ребенка», почти не шевеля губами и имитируя детский голос, — и до больших пародийных танцевальных номеров.

В одной из стадионных программ в День рыбака в Мурманске использовались огромные, в диаметре больше метра, куклы-маски разных «знаменитых капитанов». Их вывозили на стадион на поднятых стрелах подъемных кранов. Свисающие сверху костюмы землепроходцев развевались на ветру, звучали записанные на магнитофонную ленту их реши и. и, а затем и общая шуточная песня на тему «нам сверху видно все!» номер имел большой успех.

Вообще куклы на эстраде — один из древнейших жанров. Задолго до популярного у нас сейчас Буратино, по ярмаркам, городам и весям на Руси ходили скоморохи, петрушечники. И именно Петрушка был любимым национальным героем их нехитрых, но порой достаточно острых и злых сюжетов. Недаром «тишайший московский царь Алексей Михайлович» издал специальный указ: гнать их отовсюду, кукол отбирать, ломать, сжигать, а исполнителей пороть.

Первые артисты-кукольники, бродившие в старину по ярмаркам и выступавшие в трактирах, имели интересное приспособление. Они одевали поверх кафтана или тулупа матерчатую «юбку» с вшитым в нее по подолу деревянным кольцом. И когда поднимали это кольцо на уровень плеч, а на край его выводили кукол, возникал настоящий маленький театр. С этими куклами кукловод мог разговаривать сам как главный персонаж и рассказчик, мог имитировать диалог показываемых зрителям кукол. При этом он имел возможность и передвигаться, и приплясывать... Талантливая придумка! Она могла бы использоваться и в наши дни...

Известно, что куклы были обнаружены еще в саркофагах древнеегипетских фараонов. Они, понятное дело, не были предназначены для эстрады, у них была другая функция, но само восходящее к истокам язычества стремление людей иметь маленькие человекоподобные фигурки говорит о многом. В этой связи мы можем рассматривать и такие явления, как «каменные бабы» южнорусских степей, идолов с острова Пасхи, и т. д. Фольклор многих первобытных племен, в джунглях Индонезии и сегодня сохранивших свои обычаи, как правило, включает в себя кукол как игровой элемент разного рода празднеств.

Японцы у входа в офис могут поставить большую гуттаперчевую куклу, похожую на их босса, с той целью, чтобы любой недовольный им сотрудник мог, выходя с работы, дать этой кукле щелбана или просто обругать его, сбросив свои накопившиеся за день отрицательные эмоции...

Сегодня артистам эстрады приходится принимать участие не только в веселых, праздничных, но и в мемориальных программах, посвященных скорбным событиям. Это требует специального репертуара, отдельно создаваемых, порою для достаточно больших залов, спецпрограмм.

Изучая необходимые документальные материалы, мы натолкнулись на удивительную статью, в которой рассказывалось следующее. В один из первых концлагерей, устроенных в Ленинградской области, фашисты согнали множество женщин с детьми и разлучили друг с другом. Переход просеки, отделявшей детишек от их мам, сулил жестокие побои. Конечно, дети, несмотря ни на что, нарушали эту искусственно установленную границу. Им было совершенно необходимо, чтобы какая-то, пусть незнакомая женщина, даже не мама, погладила их по головке, сказала какие-то ласковые слова. Кроме того, все дети, кто как умел, обязательно делали себе кукол... Своя кукла, с которой можно играть, разговаривать, заботиться о ней, — была для них чуть ли не дороже куска хлеба.

Вглядываясь в кукол разных стран, времен и народов, нельзя не заметить, как много характер этих кукол говорит о национальных, специфичных чертах того или иного народа. И не зря Е. Евтушенко посвятил фрагмент одной из своих поэм русской народной игрушке, известной под именем Ваньки-встаньки. Как символ страны, она могла бы посоперничать и с «серпом и молотом», и даже с двуглавым орлом...

Возвращаясь к эстраде, нелишне вспомнить, что эстрадная программа «Люди и куклы» с соответствующими сценарными разработками была в театре у А. Райкина.

Придуманная Э. Успенским кукла Чебурашка сегодня не только стала символом-талисманом нашей Олимпийской сборной, но начала совершать международное турне, отправившись недавно вЯпонию. Куклы из телефильмов, герои «мультиков» приковывают кэкранам миллионы людей разных возрастов...

Недаром же в упоминавшемся выше «Списке праздников разных стран и народов»упоминаются такие, как «День рождения куклы Барби» и «День рождения Буратино»...

В общем куклы — это очень весело и очень серьезно. И на эстраде и в жизни.

Создание современного кукольного номера, а тем более театра требует достаточно больших материальных вложений, концентрированных усилий квалифицированных режиссеров, авторов, имеющих опыт в этой области. Но в случае удачи успех не заставит себя долго ждать.

Искусство играющих кукол на эстраде поистине не имеет ни географических, ни возрастных границ, так что, как говорится, «игра стоит свеч!».

Г Л А В А 2 1

НЕМНОГО О КВН

КВН КАК ЗРЕЛИЩЕ. - СВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ИГРЫ КВН СО СТРУКТУРОЙ ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - ИЗ ИСТОРИИ КВН. - ФИЛОСОФИЯ И ИДЕОЛОГИЯ ИГРЫ КВН. СВЕРХЗАДАЧА СЦЕНАРИЯ ЭТОЙ ИГРЫ - ПУБЛИЦИСТИКА И КВН. - РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ В СЦЕНАРИИ ИГРЫ КВН. -АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ КАК САМЫЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИГРЫ. - СПЕЦИФИЧНОСТЬ РЕПРИЗ ДЛЯ КВН И ИХ «НЕПРОХОДИМОСТЬ» В ОБЫЧНЫХ ЭСТРАДНЫХ КОНЦЕРТАХ.

Сегодня, наверное, трудно отыскать человека, который бы не знал, не слушал, и, вероятно, не любил бы КВН — «Клуб Веселых и Находчивых».

И тем не менее мало кто, кроме самих участников этой игры, всерьез задумывался над тем, а как это делается, как создаются эти красочные и остроумные молодежные представления, какова их основа, почва, истоки, структура или драматургия...

КВН — это зрелище. Может быть, пусть опосредованно, он относится к такому виду зрелища, как театр.

Но все-таки более тесные отношения у КВН с эстрадой — с ее импровизационностью, актуальностью, почти всегда обязательным юмором и сатирой, с открытым общением исполнителей и публики...

Но как бы там ни было, у зрелища, у театра, у эстрады — один закон. Это — успех. И его устанавливает зритель.

Нравится нам это или нет — это другой вопрос. Человеку, прыгнувшему с парашютом, когда этот парашют не раскрылся, скорее всего очень не нравится Закон всемирного тяготения, так что с того? А человеку, вступившему в лужу и промочившему ноги, не нравится Закон о сообщающихся сосудах, и что с этим делать?

Законы театра, эстрады, искусства так же объективны, как и законы природы. И с этим приходится мириться.

Тут уместно вспомнить старинный анекдот о том, чем отличается шизофреник от неврастеника. Шизофреник всерьез думает, что дважды два — пять, и при этом он абсолютно спокоен. А неврастеник знает, что дважды два — четыре, но это его крайне нервирует...

Так пусть нас не нервирует зависимость эстрадных авторов, артистов, режиссеров от зрителя. Трудно заставить себя сказать: «Зритель всегда прав!», тем более что по существу он прав далеко не всегда. Но нам все-таки придется это сделать.

В свое время главный режиссер Ленконцерта Г. М. Полячек говорил: «Публика, конечно же, дура, она часто просто не знает, чего она хочет. Но вы покажите ей свой номер, и она сразу скажет вам — да или нет!».

Возможно, историки и театроведы и смогут отыскать корни КВН в прошлых веках, установив его связи с театром дель арте, со скоморхами-импровизаторами, и т. д. Но если не уходить так далеко, то можно с уверенностью сказать, что КВН родился у нас в стране во второй половине XX века. И это означает, что КВН — законное «дитя прогресса». Показатель уровня цивилизации и культуры.

Для начала обратимся к официальным источникам, опубликованным в печати, и оценим масштаб явления, решив для себя, а стоит ли заниматься тем, чем никогда не занимались ни древние греки, ни Шекспир, ни Гоголь, ни Островский, ни Володин, наконец. Сегодня в космос летают уже не только профессионалы, но и любители. А в КВН играют не только любители, но и профессионалы. Есть повод порассуждать, откуда берутся профессиональные юмористы? Где учат «на юмористов?» Юморист — это призвание, профессия, или диагноз?

М. Жванецкий по образованию «технарь». М. Задорнов — тоже. С. Альтов — специалист по лакокраскам... Среди КВНщиков много медиков. По первичному образованию. А по роду занятий сегодня — политических деятелей. Крупных и удачливых бизнесменов. Загадка? Но интересная...

В России движение КВН существует в 110 городах. В частности, это около 1000 студенческих и 2000 школьных команд, около 40 000 КВНщиков и свыше 5 000 000 зрителей в залах за один год. И ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ телезрителей. Игра за эти годы приняла планетарные масштабы, свои команды есть более чем в 20 странах мира.

Есть о чем поговорить!

Но и это не все... Исторически сложилось так, что большинство «живых игр» с участием зрителей, в особенности на нашем телевидении, — зарубежного происхождения. Это и «Поле чудес», и «Кто хочет стать миллионером», и разного рода многочисленные «ток-шоу», и даже закрытая на телевидении передача «Куклы», благополучно существующая в Англии уже несколько десятков лет. Все это разного рода импорт.

Для всех тоталитарных политических режимов вообще характерна боязнь «живого» эфира, не прошедших цензуру острот. Воистину справедлива восточная поговорка, гласящая что «смеха боится тот, кто вообще ничего не боится...». Или в иной редакции: «Пулей можно убить одного — смехом можно убить тысячи».

Поэтому само появление такой игры, как КВН, в период крепкой советской власти уже феномен. Хотя и случилось это в период так называемой «оттепели». Власть просто прозевала этот «выхлоп интеллектуальной энергии масс». А, спохватившись через 11 лет, закрыла КВН. А еще через 14 лет, в 1986 году, опять... «приоткрыла». Но было уже поздно. Не зря в России говорят: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!».

«Отцами-основателями» КВН были врач Альберт Аксельрод, инженер Михаил Яковлев и конструктор Сергей Муратов. Обратите внимание — ни одного гуманитария...

Но их четвертым соавтором была эпоха!

Идеология КВН с момента возникновения была такова: в мире так много талантливых молодых людей, наших ровесников, которые сами не понимают, как они талантливы. Так почему бы не дать им возможность проявить свои таланты, убедить в них окружающих и самих себя? Для авторов, пишущих сценарии КВН, эта идея продолжает оставаться основной.

Кстати, бессменный лидер наших КВНщиков господин Масляков считает, что КВН и большинство современных телевизионных игр — антагонисты. Инициаторы сегодняшних телевизионных игр исходят из противоположной КВНу позиции, играя «от противного»: «В мире так много отвратительных людей, включая нас самих, давайте дадим возможность всем в этом убедиться»...

Возможно, последнее утверждение чересчур сильное. И тем не менее к высказанному мнению профессионалов КВН, открыто высказанному в печати, стоит прислушаться...

И еще одно важное утверждение: тот первый КВН процветал на границе дозволенного. Это была игра с властью. И в соответствующий момент тот КВН «доигрался с огнем». Его прикрыли. Но окончательно уничтожить не смогли, как никто никогда не сможет истребить все политические анекдоты, все насмешки над властью. Они были и в фашистской Германии, они были в СССР, они есть сейчас на коммунистической Кубе... Юмор, смех, сатира — категории очень серьезные. Общественные. Политические.

Кстати, это сегодня полузабытое слово «публицистика» употребляется в литературе о КВНах неоднократно.

Сегодняшний КВН, по мнению одного из его создателей, напоминает муху, застывшую в... янтаре. Она — абсолютно реальная муха. Она как живая. Но не летает...

Неплохо бы вспомнить, что прародиной КВН была первая в стране игровая телепередача «В.В.В.» — «Вечер Веселых Вопросов». А аббревиатура КВН была взята от названия первого советского телевизора. Он тоже был КВН. Но там буквы названия были начальными буквами фамилий трех наших радиоинженеров, давших ему жизнь.

И еще один вопрос встает в русле этого анализа игры КВН.

Те, кто создавали первые КВН, ощущали не просто «клубность», а некое подлинное духовное братство. Сегодня на телевидении оно потеряно. Остались рейтинги. Реклама. Деньги. Карьера.

Среди бывших КВНщиков — депутат Госдумы Ю. Гусман. Министр М. Лесин. Предприниматели А. Тарасов и В. Симаго. Лидер нынешних коммунистов Г. Зюганов. А рядом с ними Г. Хазанов, Л. Якубович, А. Инин...

Тоже наводит на размышления...

Одна из статей, посвященных юбилею КВН, заканчивается парадом современных шуток, видимо, считающихся лучшими в наши дни.

Если в былые годы начала перестройки зал хохотал, когда один из игроков провозглашал популярный тогда лозунг: «Партия — наш рулевой!», а второй выкрикивал: «Партия, — дай порулить!», то сегодня у нас другие темы, другой юмор...

«Если в Москве черная кошка перебежала дорогу, значит, ей крупно повезло!»

«А это Алан, Казбек и Заур, у них свой бизнес в Москве, они умудрились в метро открыть вагон-ресторан»...

«В Москве появилась традиция: когда открывают новый бутик, первой в него запускают Ксению Собчак»...

Жизнь идет вперед. Она меняет все. Интересно, над чем будут шутить по телевидению наши внуки?!

Для создания программы того или иного Клуба веселых и находчивых надо сначала четко сформулировать тему игры. Ее девиз. Лозунг. И дальше уже можно переосмысливать, пародировать, каламбурить на этот счет.

Для юмористического или сатирического раскрытия темы в домашнем задании может быть избрана любая форма. Это могут быть и короткие диалоги, каждый из которых заканчивается смешной «ударной фразой», и более продолжительные, соединенные какой-то единой мыслью, единой линией, точно так же, как большие эстрадные программы. Это может быть и то или иное путешествие, та или иная «работающая» на избранную тему площадка, место действия. Или же некая придуманная парадоксальная или фантастическая ситуация.

Наши рекомендации